Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Дети          Образование и подготовка            

Рекомендации к развивающим играм Никитина

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

 

Рекомендации к развивающим играм Никитина

 

В настоящее время появилось огромное количество разнообразых развивающих игр для детей. Развивающие игрушки для детей позволяют с ранних лет совмещать полезное с приятным, радовать и заинтересовывать ребенка. Есть и некоторые особенности, связанные с подобными играми.

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. 

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре. 

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности. 



Орион киров Светодиодный драйвер "MEREDIAN I&E CO.,LTD,".


4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее. 

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие. 

6. Если ребенок не справляется с заданием - значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его! 

7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и "Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, а общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задача папе и маме. 

8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней. 

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте. 





10. Для самых маленьких (1,5 - 3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша. 

12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка. 

13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели, узоры, фигуры. 





14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. 

15, 16 и т. д. - это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха!

 

С какой игры начинать?Здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игры подряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Нельзя брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, и тогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и темперамент ребенка. И все-таки, если речь идет о малыше 1 - 3 лет, пожалуй, лучше начать с игры "Сложи узор". Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых) задания, например: "Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?" Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки с кубиками, задайте вопрос: "А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?" И если это ему удалось, то следом другой вопрос: "Как же достать кубик из коробки?", ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними не просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше старшие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для него это настоящая проблема. А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, если все пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернуть этот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2 - 3? Как это трудно - если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, сами складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это "истина всем известная", а для малышей на определенном уровне развития это опять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один и не два дня! После того как освоены первые задания игры "Сложи узор", через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру - "Рамки и вкладыши Монтессори", а затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложи квадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ". Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.





Когда надо прекратить игру? Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто "перебарщиванием", доведением игры до того, что она стала надоедать. Как перекармливаемый ребенок теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление и немедленное нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься. Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или "в другой раз мы поиграем побольше", чтобы впереди была приятная перспектива - завтрашняя радость.

Сколько игр предлагать ребенку? Неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужный момент". Интерес к развивающим играм подчинен закону "волны". Например, игру "Сложи узор" малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока, наконец, совсем не оставят, натолкнувшись на "непреодолимые" пока узоры. Не надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всеми заданиями игры за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет. Поэтому "забывайте" иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели две или даже месяц. В это время может подняться "на волне" другая игра. Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой.

Можно ли в один день играть подряд в две или даже в три развивающих игры? Конечно, можно, но только, чтобы минимум две из них были уже малышу хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Когда в ходу несколько игр (2 -- 3), то лучше, если они различны по своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.

Ребенок добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый "айсберг"? Как быть? Нужно "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, еще выход из трудного положения - оставить эту игру до нового увлечения. Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившись через месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

А подсказать ребенку можно?Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа: "Ай-яй-яй!", или "Гм...", или досадливого "Да, проморгал...", или "Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного задания. Почему они нежелательны? Нужно сказать, что вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные - окрыляют, критические - побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием: "Смотри - ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!" Лучше делать это по-другому. Вот Алеша строит сложную модель из кирпичиков: - Пап, у меня готово! - Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки. - Не может быть! Я проверял. - Ты проверь еще разок. - Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья... - Не вижу, где же еще? - А ты по всем проекциям проверял? - Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку... - А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же! Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына "выложиться" до конца. Это очень важно. Можно пойти даже на "хитрость", т. е. сказать об ошибке там, где ее нет, - пусть ребенок докажет, что там все "по чертежу", все правильно. Или можно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми - исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать - пусть поднимаются выше старших. Но - без злорадства!

Требуют ли развивающие игрушки "особого" отношения?Развивающие игры нельзя превращать в обычные, всегда доступные игрушки! Сделали вы кубики для игры "Уникуб", поиграли с малышом и... оставили на полу вместе с другими игрушками. Хочешь - бери, не хочешь - не надо, можно их смешать с другими кубиками и пустить в "строительство", а можно "подфутболить" под шкаф или под диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращение с игрой быстро сделает ее непригодной, потому что кубики или карточки-задания неизбежно будут теряться, а тогда уже не все задания можно будет выполнять полностью. Но это еще полбеды - недостающие кубики или рисунки можно восстановить. Беда в другом: игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо все аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-таки такое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многое зависит от чистой случайности: попалась на глаза вещь - захотелось взять ее поиграть, а не попадется - может надолго забыть о ней. Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когда интерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместе с малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить за порядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть других ребят.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта