Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Гипноз            

Управление чужим сознанием - манипуляция

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

Управление чужим сознанием  -  манипуляция


управление чужим сознанием - манипуляцияВ области психотехнологий слово "манипуляция" вызывает далеко неоднозначную реакцию. С точки зрения психологов гуманистического направления, а также многих средств массовой информации это нечто по меньшей мере подозрительное, так как вызывает ассоциации с массовым гипнозом, психотронным оружием, лишением свободы воли, принуждением, обманом и Бог знает чем еще. С другой стороны, многие гражданские и военные руководители, политики и просто обыватели испытывают к манипуляциям живейший интерес, причем по той же самой причине. Мнения поляризованы вокруг одной стержневой идеи: манипуляции служат для скрытого управления сознанием человека, для получения власти над другими личностями. Поэтому для одних заманчиво приобрести эту власть и ей пользоваться, а другие видят в этом эксплуатацию и нарушение прав человека.

Попробуем разобраться в сути проблемы, оставив в стороне философские рассуждения. Все мы люди и существуем в обществе. Раз это так, то мы непрерывно общаемся, и при этом постоянно испытываем на себе влияние со стороны окружающих людей: беседы, услышанные разговоры, даже взгляды знакомых и незнакомых людей вызывают изменения в нашем настроении, наших мыслях. Наши близкие о чем-то нас просят, и мы выполняем просьбы; начальство дает указания, и мы делаем то, что надо. А уж если мы влюблены, то готовы сделать все, что угодно, повинуясь только взгляду. Причем делаем мы все это почти не задумываясь о своей воле или свободе. Получается, нами постоянно манипулируют!

Далее, мы сами кого-то о чем-то просим, убеждаем , умоляем , приказываем, и люди делают что-то для нас. Выходит, что мы и сами постоянно манипулируем? Если у вас есть дети, вы знаете. как трудно ими "управлять". Чтобы чего-то добиться от ребенка, недостаточно ему приказать, необходимо убеждать, договариваться, что-то обещать, "давить авторитетом", взывать к совести и т.д. и т.п. А ведь все это манипуляции. Дети - сами прекрасные манипуляторы. Вот типичная ситуация с участием девочки 5 лет. На столе стоит ваза с шоколадными конфетами, которые ей не разрешают есть из-за аллергии. Она заводит с папой диалог:

- Папа, хочешь конфету?
- Нет, не хочу, я их не люблю.
- А я люблю... И не дождавшись ответа, добавляет:
- А теперь скажи: "Ну ешь!"

Разве это не манипуляция? Еще какая - тщательно спланирована, выбран момент, задан наводящий вопрос, даны необходимые комментарии. Даже необходимая ответная реакция просчитана, вот только папа не поддался. Таких примеров у каждого родителя наберутся сотни. Таким образом, по-видимому, манипуляции происходят в повседневной жизни сплошь и рядом. Как сюда вписывается свобода воли или зомбирование, непонятно, так же непонятно, как с ними можно бороться. Есть несколько ироничное замечание о том, что самая тонкая манипуляция - это просьба, потому что просьбу вы исполните охотно и даже не поймете, что вами манипулируют. Может быть, запретить просьбы?





Пол Вацлавик, известный исследователь человеческой коммуникации утверждал, что невозможно НЕ оказывать влияния. Так что придется смириться с мыслью, что мы постоянно оказываем влияние сами и попадаем под чужое влияние. Если мы все равно все друг на друга влияем, есть смысл делать это осмысленно, зная, чего добиваешься и как этого добиться. Можно сказать, что существует два способа влиять на человека. Первый - с помощью прямых команд, инструкций. Выглядит это так: один человек отдает приказы, другой их исполняет Такая ситуация наблюдается в жестких социальных системах (армии, тюрьме) или между родителями и очень маленькими детьми. Во всех же остальных случаях применяется второй способ - косвенный.

Как правило, люди взрослые и самостоятельные не желают подчиняться прямым командам и приказам. Они требуют к себе уважения, сами выбирают, как им поступать. В этой ситуации попытка приказать или заставить человека что-то сделать, приводит к сопротивлению. С другой стороны, все люди хотят, чтобы их просьбы и требования выполнялись, здесь-то и возникает столкновение интересов и конфликты. Самый популярный из них - конфликт отцов и детей: взрослые хотят мудро руководить детьми с высоты своего жизненного опыта, а дети хотят быть независимыми и самостоятельными. Способом как-то преодолеть это конфликт является косвенное общение, которое в быту называют манипуляцией.





Косвенное общение подразумевает, что предпринимаются какие-то действия, чтобы обойти сопротивление, вызвать желание пойти вам навстречу и выполнить ваши просьбы. Это своего рода искусство, оно требует долгой практики и хорошего знания практической психологии. Очень не хотелось бы считать его отрицательным. Такое умение является очень эффективным инструментом общения, и, как любой инструмент, он может быть как полезным, так и опасным. Разумеется, можно использовать манипуляцию во вред человеку, но это не зависит не от самого косвенного общения, а от человека, который применяет его в неправедных целях. Кроме того, не бывает одностороннего влияния одного человека на другого, это всегда процесс взаимный. В общем, наше мнение - не бывает "скрытого управления волей другого человека", бывают просьбы, указания и инструкции, выраженные в косвенной форме.

В наших выпусках мы рассмотрим разные формы косвенного общения от самых простых, до очень сложных. Начнем, естественно, с простых. Они прекрасно описаны в "Структуре магии" Бэндлера и Гриндера.

Встроенные вопросы. Если вы хотите задать вопрос косвенным образом, вы можете сформулировать его так, чтобы он звучал как обычное предложение. Оно в таком случае должно начинаться с вводных слов: Интересно... Хотелось бы знать...Я не знаю... и т.п. Например: хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу. Или: я не знаю, что вы об этом думаете. Это звучит как обычное замечание или рассуждение, но у собеседника вызывает желание высказаться так, как будто вы его об этом спросили. Это своего рода дипломатический ход. ведь иногда задавать вопросы напрямую может быть бестактным.




Встроенные команды. Они могут быть двух типов. Команды можно встраивать в вопросы. Можете ли вы так не поступать? (на самом деле это команда: не поступайте так!) А дверь закрыта? (команда: закройте дверь!)
Можно предлагать команды в форме общих замечаний о возможности что-то сделать. Самый частый повседневный вариант: Можно быть и повежливее (команда: будьте повежливее!) Можно уже прекратить обсуждение (команда: прекратите обсуждение!)
Подразумевание (импликация, пресуппозиция). Вы связываете то действие, которое хотите вызвать с другими, при этом формулируете высказывание так, что оно считается само собой разумеющимся. Пример: Вы будете платить наличными или по кредитной карте? (подразумевается, что платить вы все равно будете, весь вопрос только в том, каким образом) Вы хотите подписать договор до или после обеда? (Подразумевается. что вы хотите подписать договор, нужно только уточнить время).

Очень полезный элемент управления сознанием - использование логических уровней. Эта концепция предложена Робертом Дилтсом и представляет собой разработку нейролингвистического программирования. Суть ее заключается в следующем. Когда мы описываем происходящее с человеком, мы можем делать это различными способами. Мы можем описать те обстоятельства - время и место, окружающие обстоятельства, людей, события, ситуации - в которых это происходит. Мы можем также описать действия человека, его конкретное поведение в этих обстоятельствах.

Далее мы можем подняться на более высокий абстрактный уровень. Тогда мы концентрируем внимание на самом человеке, мы говорим уже не о конкретном поведении, а о способностях к определенному поведению (что человек может делать, а что нет, хорошо или плохо у него это получается). Переходя к внутреннему миру человека, мы можем сказать о его убеждениях, они объясняют, почему человек это делает, что он считает возможным, приемлемым для себя. Поднимаясь еще на один уровень выше, мы сталкиваемся с идентичностью человека. Идентичность - это набор убеждений человека о том, какой он, каким он себя воспринимает, чем он отличается от остальных, в чем его уникальность.

Если вы собираетесь изменить то, что происходит с человеком, вам следует определиться, на каком из этих уровней вы собираетесь производить изменения. Изменения на уровне окружающей обстановки, как правило, не имеют смысла по нескольким причинам. Во-первых, обстоятельства вокруг человека очень изменчивы и разнообразны, как в калейдоскопе, проконтролировать и изменить их все практически невозможно. Во-вторых, изменения в окружающей обстановке иногда не оказывают никакого действия на самого человека. В-третьих, эти изменения похожи на песочные замки - они нестойки и легко исчезают.

Более перспективными выглядят изменения на уровне поведения. Они очевидны и просты, кажется, что их легко добиться. Однако, любой родитель знает, как трудно управлять поведением ребенка. Известна также живучесть вредных привычек, которые представляют собой ни что иное, как поведение. И все же, поведению надо уделять самое пристальное внимание. Оно хорошо заметно, можно сразу отметить, когда оно изменилось. Кроме того, поведение всегда отражает внутренне состояние человека, то, что происходит на более высоких описанных уровнях.

Способности представляют собой более сложный феномен, чем конкретное поведение. Дело в том, что похожие способы поведения человек может применять в самых разных ситуациях. Например, умение публично выступать относится к выступлениям перед классом в школе и перед депутатами в госдуме, лекциям, речам на митингах, защите диссертации и многим другим ситуациям. Вместо того, чтобы рассматривать каждое такое выступление в отдельности, можно рассмотреть то общее, что характерно для всех них, это и будет способность. Выработав у себя какую-то способность, человек может сразу изменить свое поведение во многих контекстах. Например, научившись хорошо излагать свои мысли в письменном виде, человек может писать сочинения, письма, доклады. Он может даже стать писателем или ученым благодаря этой способности.

Способность что-то делать подразумевает умение спланировать свои действия, правильное восприятие того, что делаешь, правильный способ поведения. У изменениям на уровне способностей обычно ведут обучение, тренировки. Очень хороший способ помочь человеку выработать какую-то способность - это предоставить ему модель, образец. Моделью может служить человек, у которого такая способность хорошо развита. Уже одно то, что есть человек, хорошо выполняющий эту работу, служит хорошим стимулом для обучения. Возможность наблюдать за ним, копировать его действия, консультироваться с ним позволяет выработать необходимую способность. Разновидностью такого типа изменений является обучение на личном примере. Именно таким образом дети учатся у своих родителей.

Бывает так, что человек не пользуется какими-то своими способностями или не хочет приобретать новые способности из-за того, что считает их неприемлемыми для себя. В этом случае мы имеем дело с проблемами на уровне убеждений. Убеждения бывают самых разных типов, наиболее важными из них являются такие.

Убеждения о возможностях, о том. возможно ли что-то сделать. Иногда эти убеждения могут сильно ограничивать и обеднять жизнь человека. Печальный пример - человек. желающий научиться играть на гитаре, но убежденный в том, что это невозможно. Узнать о таких убеждениях можно по высказываниям: "Я не могу..", "Это невозможно". Лучший способом выяснить "корни" этого убеждения - спросить: "Что мешает вам это сделать?"
Убеждения о приемлемости или допустимости. Человек может считать, что пользоваться той или иной способностью недопустимо (например, обманывать). Убеждение можно опознать по высказываниям: "Я не должен", "Я должен", "Мне нельзя". Противоядие - спросить: "А что произойдет, если вы это сделаете?"
Убеждения о причинно-следственных связях. Они наиболее разнообразны и сложны. Они отражают представления человека о том, что одни события являются причиной или следствием других. Соответственно, если вы хотите добиться каких-то изменений от человека, вам надо выяснить, что, по убеждениям этого человека (именно по его убеждениям, а не по вашим!) могло бы стать причиной таких изменений. Некоторым людям, чтобы бросить курить, необходимо подвергнуться воздействию гипноза или кодированию, а другие верят в самодисциплину.
Если вы изменяете убеждения, вы даете человеку доступ к каким-то способностям, и это меняет его поведение в различных ситуациях, а значит, меняет и его ситуацию. Еще более глубокие изменения достижимы при воздействии на идентичность человека. По сути идентичность тоже представляет собой убеждения, но более высокого порядка. Основы работы с идентичностью мы описали в выпусках, посвященных воздействию имени на человека.

Основное правило, которое надо иметь в виду при использовании логических уровней: если вы хотите произвести изменения на каком-то уровне. вам надо подниматься на один уровень выше по направлению обстоятельства - поведение - способности - убеждения и ценности - идентичность. В следующем выпуске мы предложим "инструкцию" по использованию этой модели.

Использование  логических уровней

Предположим, что ваша задача - мотивировать человека сделать что-то, что вам от него нужно и это соответствует также и его намерениям. Вновь обратимся к логическим уровням и их использованию. Очень полезно научиться рассматривать любые события сразу на всех логических уровнях. Представьте себе, что вы отрезали кусок торта и разглядываете его. На срезе вы видите все слои, которые его составляют - коржи, прослойки, крем, украшения, вы можете сказать, из чего сделан каждый слой. Вместе с этим вы видите весь кусок в целом и можете съесть его так, как вам хочется - целиком или разделив на слои. Именно так следует поступать и с логическими уровнями. Зная, из чего они состоят, можно исследовать и применять их по очереди, а затем пользоваться ими в любом сочетании.

Напомним первый уровень - окружающие предметы, люди и события. К этому уровню применимы вопросы "Где?" и "Когда?" - обстоятельства места и времени. Отвечая на эти вопросы, вы описываете то, что окружает человека. Мир вокруг нас меняется сам по себе, меняется ситуация, в которой мы находимся, и нам приходится к ним приспосабливаться. Есть категория людей, которые воспринимают свою жизнь как цепь реакций на внешние обстоятельства. Такая жизнь напоминает своеобразный боксерский матч - ситуация пытается "избить" человека, а он уклоняется, реагирует, отвечает. Проблема здесь в том, что ведя такой матч, нельзя победить, можно только подольше продержаться на ногах. Если вы обнаружили, что человек, на которого вы хотите повлиять, находится в такой позиции по отношению к жизни, необходимо как можно быстрее заставить его эту позицию покинуть.

Единственный путь выбраться из такой ситуации - перестать только реагировать на обстоятельства и начать менять их. В свою очередь, единственный механизм, меняющий обстоятельства - это собственное поведение человека (второй уровень). Если вас не устраивают внешние обстоятельства, не стоит предъявлять им претензии, лучше сразу посмотреть, что вы можете поменять в своем поведении. Если с вами ведут разговор на темы "плохих времен" и трудных обстоятельств, не тратьте зря времени, сразу спросите человека, что он намерен делать в этих обстоятельствах. Это и есть ключевой вопрос второго уровня: "Что?"

Если человек решил, что он собирается предпринять для изменения ситуации, вы уже достаточно заметно продвинулись. Следующий вопрос, который возникает: как он этого добьется? Умеет ли он это делать? Делал ли уже когда-нибудь в подобных обстоятельствах? Другими словами, есть ли у него способность выполнить это действие. Тем самым мы уже поднялись на третий уровень, где основной вопрос - "Как?". Чтобы выполнить действие, нужно обладать способностью к этому. Вот она - закономерность использования логических уровней: чтобы что-то совершилось на определенном уровне, необходимо задействовать более высокий уровень.

Мы уже упоминали, что в основе способности лежит стратегия, или технология. Это алгоритм, последовательность шагов, ведущих к определенной цели. Если вы спросите человека, как он собирается что-то сделать, то в ответ он расскажет вам о своей стратегии. Вы можете обнаружить, что на самом деле никакой стратегии у человека нет. Если это так, то у него нет способности выполнить действие, действие не будет выполнено и ситуация не изменится. К сожалению, такое положение встречается достаточно часто. Одна из основных проблем руководителя или воспитателя состоит в том, что он знает, что он хочет сделать для достижения результата, но не имеет представления как. Еще хуже, когда он вообще игнорирует сам вопрос "Как?".

Другой аспект той же ситуации. Допустим, вы руководитель и даете задания своим подчиненным. От вас они знают, что им надо сделать, но они могут не знать, как. Знать, какими способностями обладают подчиненные - одно из важнейших качеств руководителя. В идеале способности соответствуют требуемым действиям, а действия - способностям. Развивая способности, вы расширяете репертуар возможных действий. Выполняя действия, которыми раньше вы не занимались, вы расширяете репертуар своих способностей. Это и есть основа личностного и профессионального роста.

Несколько рекомендаций по развитию способностей. Желательно иметь модель - то тесть образец, человека, который этой способностью обладает и может научить. Необходимо посвятить этому занятию достаточно времени. На этапе овладения способностью надо хорошо определиться с целями. Обычно, выполняя какое-то действие, мы стремимся к получению того результата, на который нацелено действие. Однако, на этапе обучения лучше от этой цели отказаться. Ваша непосредственная цель - научиться правильному выполнению последовательности действий.

Аналогия: обучаясь играть на фортепиано, вы не ставите сразу цель выучить "Лунную сонату" Бетховена (хотя есть и такие люди, но они либо вообще не могут научиться играть, либо выучивают только одно это произведение, и то плохо). Вы начинаете с гамм и упражнений. То, что вы играете звучит очень примитивно, совсем непохоже на "Лунную сонату", но вы изучаете технику игры, вы приобретаете способность играть быстро и чисто, читать ноты, оценивать свое исполнение. Именно это и составляет основы игры на фортепиано, имея эти способности, вы без труда выучите не только "Лунную сонату", но и многое другое.

Таковы основы овладения способностями. Сейчас мы затронули пока самый верхний слой этого процесса, но психотехнологии как раз и существуют для того, чтобы сделать процесс овладения любыми способностями простым и понятным. Разговор о психотехнологиях, стратегиях и способностях обязательно состоится в будущем.

Способности - это ключ к умению, мастерству, профессионализму, они являются ядром любого действия. Но, как известно, способностями иерархия логических уровней не исчерпывается. Как следует из основного правила взаимодействия между уровнями, если возникают сложности с овладением способностями, надо обращаться выше и искать решения там. Выше - значит, в область убеждений.

Убеждения

Мы пришли к выводу, что процесс приобретения способностей - это процесс обучения. Чтобы приобрести способность, необходимо учиться. Теперь ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: способен ли человек овладеть любыми способностями? Вопрос очень простой и даже забавный, но ответ на него не так прост.

Что же вы ответили? Если вы считаете, что в принципе при соответствующем упорстве и затратах времени научиться можно абсолютно всему, чему угодно, то вы при необходимости возьметесь за любое незнакомое дело. С другой стороны, если вы считаете, что у любого человека есть какие-то ограничения и не всякая способность ему доступна (ну, в самом деле, есть же таланты, гении, которые умеют что-то такое, чему не могут научиться все остальные), то вы будете сортировать способности, делить их на те, которым можно научиться, и те, которым нельзя. Значит, вы будете браться не за всякое дело.

Так что, от вашего ответа может зависеть очень многое - чем вы будете заниматься, от чего сторониться, какие усилия прикладывать, как относиться к результатам своих трудов. Представьте себе: вы считаете, что всему можно научиться, но вам так и не дается игра на фортепиано. Что служит этому причиной? Может быть, вы ошиблись, и вам не хватает таланта, просто такая способность вам недоступна? Или вы мало занимаетесь? Или у вас неправильная методика занятий? Или у вас плохой учитель?

Все эти пространные рассуждения ведут вот к чему. Этот "простой" провокационный вопрос был вопросом об убеждениях. Его можно было сформулировать и по другому: почему у вас получается или не получается овладеть какой-нибудь способностью? Сразу понятно, что это вопрос более высокого уровня по сравнению со способностями. Он касается условий, при которых способности проявляются или не проявляются. Ответ на него обозначает или разрешает проблемы со способностями. На всякий случай повторим: если у вас возникли проблемы на каком-то уровне, для их разрешения поднимайтесь уровнем выше. Для данного случая: если проблемы со способностями - работайте с убеждениями.

Причем этот ответ затрагивает сразу несколько убеждений. Во-первых, появляется убеждение, связанное с ограничениями, накладываемыми на человека. Если мы считаем, что что-то невозможно сделать вообще или это недоступно определенным людям, мы утверждаем, что существуют определенные границы, через которые не удастся переступить. Это ограничивающие убеждения. У них есть положительная функция: они предохраняют от некоторых опасностей и излишних усилий. Зачем тратить время на то, что у вас все равно не получится? Зачем нарываться на неудачу?

С другой стороны, иногда ограничивающие убеждения мешают сделать что-то по-настоящему нужное. Кроме того, мир меняется, ограничения отодвигаются или исчезают. Еще в начале прошлого века убеждение о том, что человек не сможет добраться до Луны, было практически абсолютным. Были, правда, те, кто считал, что туда можно добраться на воздушном шаре или при помощи большой пушки. То есть, вот люди, которые отбросили ограничивающее убеждение, но лучше бы они этого не делали. Однако, были и те, кто не только считали полет на Луну возможным, но и знали, как это можно сделать. Именно эти люди не просто отбросили ограничивающее убеждение, но заменили его на разрешающее.

Если не брать столь глобальные примеры, как в предыдущем абзаце, а вернуться к повседневной жизни, то можно сделать следующий вывод. Как определить, что является возможным, а что нет? Здесь есть два критерия. Если вы точно знаете, что что-то существует, что кто-то добился того, чего вы хотите добиться, значит, это возможно. Второй критерий: если вы знаете, как чего-то добиться, значит это возможно.

Таким образом убеждения смыкаются с возможностями и образуют замкнутый круг. Если есть способность что-то сделать, есть и убеждение, что это возможно. Если такой способности нет, то, скорее всего, появляется ограничивающее убеждение. В свою очередь, ограничивающее убеждение иногда блокирует поиски или выработку способностей. Самое плодотворное состояние - это когда несмотря на отсутствие способности что-то осуществить, есть убеждение, что это возможно. Тогда человек ищет возможности и развивает способности.

Если вы сталкиваетесь с ограничивающим убеждением, мешающим человеку что-то выполнить, нужно подвергнуть его сомнению. Самый простой и распространенный способ это сделать - найти противоположный пример. Если человек убежден, что что-то невозможно, нужно найти подтверждение обратному. Поищите примеры больших достижений, предъявите их, это поколеблет ограничивающее убеждение. К сожалению, это не всегда возможно (надеемся, вы заметили, что последняя фраза - это убеждение).

Если вы не находите убедительных примеров, вы можете поискать аналогии, то есть подобия, ситуации, в которых было преодолено ограничивающее убеждение и были достигнуты нужные результаты, несмотря на трудности. Пример хорошей аналогии для изменения убеждений, которое связано с техническим прогрессом - это рассказ о полетах на Луну. Технический прогресс - это настоящий кладезь примеров преодоления ограничений, поиска возможностей и развития способностей.

Следующий способ борьбы с ограничениями - это поиск технологии, алгоритма достижения нужного результата. Если вы вооружены такой технологией, у вас не возникнет ограничивающего убеждения. Если вы передадите эту технологию другому человеку, вы справитесь с его ограничениями. Однако, не обольщайтесь, на практике все совсем не так просто, как здесь сказано. Дело в том, что у человека легко может возникнуть убеждение о том, что ваша технология невыполнима, то есть убеждение о невозможности осуществить вашу технологию. В этом случае ситуация не улучшается, а только ухудшается.

Причина этого - в большой гибкости, глобальности и устойчивости убеждений. Кроме того, чаще всего вы сталкиваетесь не с одним убеждением, а с несколькими, которые поддерживают одно другое. Тогда приходится работать со всеми этими убеждениями сразу или по очереди, что достаточно сложно.

Предметом нашего обсуждения в прошлом выпуске служили ограничивающие убеждения, то есть убеждения о возможности ли невозможности что-либо сделать. Следующая категория убеждений - это убеждения о причинах и следствиях. Практически вся наша жизнь строится на причинах и следствиях. С самого детства мы привыкаем считать, что одни события неизбежно влекут за собой другие, при этом первые мы называем причинами, а вторые - следствиями. Говоря языком убеждений, мы должны сказать, что большинство людей разделяет убеждение о том, что существуют причины и следствия. Скажите по правде, не дико ли сейчас читать по отношению к Причинам и Следствиям слова "привыкли считать" и "убеждение"? Ведь причины и следствия существуют на самом деле!

Мы глубоко уверены в том, что человек, который хорошо понимает причины и следствия происходящих событий - это человек умный и даже мудрый, почти наделенный способностью предсказывать будущее. Если же человек не понимает элементарных причинно-следственных связей, то он глуп либо необразован (что в нашем понимании почти одно и то же). Хорошо быть умным и плохо быть глупым. Поэтому всем необходим как можно глубже вникать в сущность и содержание причинно-следственных связей. Особенное мастерство владения этим предметом обнаруживают политики и экономисты, которые могут виртуозно объяснить почему дела сейчас идут так или иначе. Иногда они даже могут предсказывать развитие событий, правда, большинство ошибаются. Значит, они просто глупы, а те, кто дал правильный прогноз, умнее.

И все же, вот несколько весомых обоснований для точки зрения, приведенной в первом абзаце. Мы говорим "причины и следствия существуют", но что существует? Во-первых, причины и следствия - не предметы, увидеть, услышать или ощутить их существование мы не можем, это просто абстрактные понятия, слова. По сути, если мы не можем увидеть или пощупать эти абстракции, мы можем только быть убеждены в том, что они истинны.

Во-вторых, практически все события и объекты во Вселенной связаны между собой (углубляться в этот вопрос не будем, лучше почитайте Ленина или обратитесь к сутрам буддизма). Эти связи настолько многочисленны и многосторонни, что мы можем представлять их как сеть, но не как цепочку причин и следствий. Говоря о причинах и следствиях, мы произвольно"вырываем" из контекста какую-то одну связь и игнорируем остальные. Таким образом, наше представление о причинах и следствиях всегда отрывочно.

В-третьих, существуют замкнутые циклы событий, в которых информация движется по кругу, и все события могут рассматриваться как причины или как следствия в зависимости от вашего желания. Например, вслед за Г.Бейтсоном рассмотрим действие термостата, подключенного к котлу системы отопления. Для термостата заданы пределы, в которых должна поддерживаться температура. Пока температура окружающего воздуха находится в этих пределах, с термостатом ничего не происходит. Допустим, котел в это время выключен. Это значит, что температура воздуха будет постепенно снижаться, пока не достигнет нижнего предела.

В этот момент термостат включит котел. В результате работы котла воздух нагревается до тех пор, пока температура не дойдет до верхнего предела и термостат не отключит котел. На этом цикл замыкается, и воздух опять постепенно начинает охлаждаться. Итак, давайте построим цепочку причинно-следственных связей, начиная с отключения термостата. Термостат отключает котел - воздух охлаждается - температура доходит до нижнего предела - термостат включает котел - воздух греется - температура доходит до верхнего предела - термостат отключает котел. А теперь в обратном порядке: почему термостат отключил котел? Потому, что воздух нагрелся до верхнего предела температуры. Почему нагрелся воздух? Потому, что работал котел. А почему работал котел? Потому, что термостат включил его. В итоге: термостат отключил котел потому, что термостат включил котел.

Видимо, этого достаточно. чтобы понять, что причины и следствия - это абстракции, выбираемые произвольно и закрепляемые в сознании как убеждения. С этой точки зрения все суеверия, приметы, магические ритуалы - это примеры убеждений человека о причинах и следствиях. Еще - помните юмористический монолог "В поликлинике": "Что у вас болит? Голова (горло, ноги, уши и т.д.)? Это вы съели что-нибудь!" А замечательное выражение "таблетка от головы"? В переводе на более строгий язык это таблетка, следствием действия которой является исчезновение головной боли. В значительной степени вся научная медицина основывается на причинно-следственных представлениях о действии лекарственных средств на организм и на болезнь.

Чем отличается от обычной медицины гомеопатия? Другими представлениями о лекарствах и о причинно-следственных связях между ними и реакциями организма. Знаком ли вам термин "плацебо"? Это пустышка, так называют заведомо безвредное и бесполезное вещество, которое дают больному под видом снотворного, обезболивающего, снижающего артериальное давление (и вообще любого другого) средства. В большом проценте случаев оно помогает. Почему? Потому, что у больного есть причинно-следственное убеждение: если дали лекарство, значит, оно снимет мой симптом. Так работает это убеждение.

Как видите, убеждения о причинах и следствиях играют важную роль в нашей жизни, они пронизывают все наше существование. Почему я написал этот выпуск? Потому, что у меня есть убеждение о причинно-следственных связях: я убежден, что то, что я напишу, может оказать влияние на мышление тех, кто будет это читать, и, возможно, они примут мою точку зрения. Я писал материал об убеждениях и изменении убеждений, потому что у меня есть убеждение о том, что в результате определенных действий можно добиться изменения убеждений. Хотелось бы, чтобы и у вас было такое же убеждение.

Стремясь изменить убеждения человека, надо определить "мишень" - те убеждения, которые ограничивают или вводят в заблуждение. Причинно-следственные убеждения могут очень сильно помогать и очень сильно мешать. Если благодаря им мы оказываемся способны что-то сделать, если они разрешающие по своей сути, они помогают. Если же эти убеждения препятствуют нашим достижениям или обманывают нас, они вредны.

Следующий шаг - использовать разнообразные психологические приемы для того, чтобы подвергнуть "вредное" убеждение сомнению и пересмотру. Этот выпуск, в общем-то, полон таких приемов. Здесь есть поиск противоположного примера, расширение используемых понятий, метафора, модель, конкретизация, ирония, юмор и кое-что еще. Хотелось бы проделать некий эксперимент - предложить вам найти эти и, возможно, другие приемы в тексте статьи.

Убеждения  и идентичность

Так уж получилось, что вопросы идентичности мы затрагивали раньше, до того, как повели разговор о манипуляции. Но тема эта очень большая и важная, возвращаться к ней время от времени не грех. В этом выпуске речь пойдет о взаимоотношениях идентичности и убеждений в рамках логических уровней. Мы уже заявили, что идентичность в этой иерархии уровней находится над убеждениями. Следовательно, по сформулированному ранее правилу при возникновении проблем с убеждениями надо обращаться к уровню идентичности. В принципе, так оно есть.

Нелишне будет задаться вопросом, а что такое идентичность? Уже достаточно хорошо понятно, что это не вещь, предмет или объект, а очередная абстракция. Это понятие, с помощью которого человек отвечает на вопрос "кто?" Это понятие интегральное, оно объединяет в себе все черты, которые человек у себя замечает и себе приписывает. Например, человек всегда способен мгновенно узнать себя в зеркале (за исключением некоторых экстраординарных и патологических ситуаций). "Да, вот это на фотографии я, а вот это, хотя и похож, но не я". Ощущение идентичности, того, что "это - мое, родное", распространяется практически на все, что человек из себя представляет и делает. "Это мой нос (лоб, уши, глаза), мой почерк, мои слова, мои черты характера, мои чувства и т.д." Идентичность - это граница, отделяющая Я человека от всего, что находится вокруг него и ему не принадлежит.

Есть и другой аспект идентичности - идентичность во времени. Это чувство постоянства, непрерывности собственного Я, собственного сознания на протяжении всей жизни минута за минутой, день за днем, год за годом. Это чувство, позволяющее человеку говорить про себя "это Я" в любой момент времени. По словам Р.Д.Лэйнга, "идентичность - это история, которую человек рассказывает о себе самому себе". Этот тип идентичности основывается на убеждении, что человек постоянен на протяжении всей жизни. В патологических ситуациях такая идентичность тоже может нарушаться, но мы эти ситуации рассматривать не будем.

Вообще, вся идентичность соткана из убеждений о том, что определенные черты у данного человека существуют, что они постоянны, что они характерны именно для него и отличают его от других. Это все убеждения, которые имеются у человека по отношению к самому себе. Они, естественно, подчиняются тем же закономерностям, что и все остальные убеждения. Но у них есть существенные особенности, связанные с тем, что они "подняты на один уровень выше". В частности, на этом уровне располагаются убеждения относительно других убеждений: "Да, вот это мои убеждения, а это не мои, эти приемлемы для меня, а эти - нет". Это и есть рычаг, воздействующий на убеждения более низкого уровня.

Чтобы помочь человеку изменить убеждения, можно воспользоваться обращением к его идентичности. Здесь помогают такие вопросы: насколько это убеждение вам подходит? Оно соответствует вашим чертам характера? Оно ваше или вы заимствовали его у кого-то (как вариант - вы сами до этого додумались)? Как может человек в вашем возрасте быть в этом убежден? Как вы думаете, когда вы в недалеком будущем изменитесь, у вас останется это убеждение? Общая направленность таких вопросов - проверить соответствие данного убеждения тому, что человек думает о себе в целом. Соответственно, если вы имеете дело с мешающим (запретным) убеждением, необходимо доказать собеседнику, что это убеждение никак не вписывается в его идентичность. Для этого вполне пригодны все способы изменения убеждений, упомянутые в предыдущих выпусках. Если же вам нужно создать или укрепить новое убеждение, необходимо доказывать его полное соответствие идентичности человека.

Идентичность следует рассматривать по меньшей мере с двух сторон. Во-первых, со стороны ее изменения. Несомненно, человек меняется в зависимости от возраста, жизненного опыта, текущей ситуации, общения с окружающими. Вместе с этим меняется и его восприятие самого себя, то есть меняется идентичность. В четырнадцать лет у человека один набор убеждений, в двадцать - совсем другой, в сорок - третий, и так далее. То, что идентичность может меняться, делает человека пластичным, способным на изменение убеждений. Иногда помочь человеку изменить его идентичность. приобрести новый, более широкий и удобный взгляд на себя, новые разрешающие убеждения, - это очень хорошо.

Но, с другой стороны, идентичность надо рассматривать также в аспекте ее постоянства. Идентичность нужна и важна в первую очередь тем, что она дает человеку представление о постоянстве его личности, его качеств, черт характера, способностей. Она может противостоять внедрению новых нежелательных убеждений. В этой связи затронем проблему вербовки человека в религиозную секту. Цель этой процедуры в том, чтобы создать у человека радикально новый набор убеждений о том, что такое хорошо и плохо, правильно и неправильно, о необходимости принадлежать братству, делить с ним свою жизнь и имущество. Внедрить такие убеждения невозможно, не "сломав" идентичность человека. По сути, это одна из грубейших форм насилия над личностью.

В этой ситуации наиболее уязвимы именно люди с подвижной, пластичной идентичностью, способные легко "потерять себя". Те же, кто менее гибок и более привязан к своей идентичности, более устойчивы и постоянны. Напомним, идентичность - это чувство, с помощью которого человек отделяет Я от не-Я, свое от чужого. В человеческом организме эту функцию несет иммунная система. Она защищает организм от проникновения инфекции. Чем иммунная система более строга и постоянна, тем более эффективно она справляется со своей задачей. Ей просто нельзя быть слишком пластичной. То же относится и к борьбе идентичности против чужеродных убеждений.

Здесь возникает очень важный и деликатный вопрос об этичности манипуляций, в особенности касающихся идентичности. Самое главное предупреждение - не вмешивайтесь в идентичность человека в том случае, если вас об этом не просят и у человека нет настоятельной потребности в этом. Будьте бережны, охраняйте человека от вредных последствий ваших действий. Заботьтесь, чтобы человек в результате ваших действий получил для себя что-то полезное, расширяющее его возможности и повышающее комфорт.

Позвольте на этом закрыть разговор о манипуляциях.

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта