Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Гипноз            

НЛП и экзамен

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

НЛП и экзамен


нлп и экзаменЭКЗАМЕНЫ (от лат. examen - испытание) - проверка знаний поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, аспирантуру (вступительные или приемные), при завершении определенного этапа обучения (например, переводные и выпускные в общеобразовательных школах, аспирантские).
Такое, или примерно такое определение экзаменов вы найдете, если заглянете в словарь.

Всем известен образ несчастного экзаменуемого, заваленного учебниками и тетрадями - нужными и ненужными, своими и взятыми напрокат - по самую макушку и с написанным на лице выражением безнадежности, какое свойственно лишь ведомому на эшафот, да и то не всегда.

Однажды медики решили провести эксперимент и сняли электрокардиограмму у молодых людей, сдающих экзамен. У многих было практически предынфарктное состояние.
Экзаменов не любит никто. Сессия у многих студентов ассоциируется, хотя бы в какие-то моменты, с походом к стоматологу. И атмосфера некоего нервозного веселья в коридорах учебных заведений во время экзаменов давно уже никого не удивляет - она привычна.
Итак. Если вы читаете эти строки, для вас настала горячая пора: предстоит сдача экзаменов. Как вы уже поняли, они бывают:

Надо себя заставить.

В самом деле, иногда подспудный страх перед экзаменом настолько силен, что нет никаких сил взять в руки ненавистный учебник, напоминающий о предстоящем ужасе, через который все равно придется пройти. И уж поскольку так и так будет страшно и стыдно своего страха, зачем тратить силы еще и на чтение бессмысленных фраз и непонятных формул? Именно в это время сессии, зачетной недели, конца четверти или триместра чаще всего и раздается хоровой панический вопль о том, что до экзамена/зачета осталась всего неделя, а "я ничего не знаю!!!"
В действительности, какие-то части пройденного и понятого материала прочно сидят в голове, но страх мешает добраться до них и использовать, как базу для повторения пройденного. Вот в таком-то состоянии студент (или школьник) и начинает заставлять себя заниматься, с пустой и начисто блокированной страхом головой. Понятно и естественно, что даже любимый и хорошо понимаемый предмет в таких условиях кажется китайской грамотой. Органическое же неприятие сознанием насилия над собой усугубляет картину. Даже мультсериал неприятен и скучен ребенку, если его заставляют смотреть именно эту передачу. О школьных или Вузовских дисциплинах же и говорить нечего - если студент заставляет свое сознание воспринимать конкретно этот материал, внимание будет ускользать от книги с легкостью ветра.

Чем больше сидишь за учебником, тем лучше знаешь.

Можно и спать на словаре вместо подушки - это не поможет выучит язык. Сидеть за учебником можно и 3 и 5 часов, при этом набирая на каждый час в среднем 4-10 рабочих, полезных для дела минут. Причем каждый последующий час такого сидения будет все менее осмыслен по результатам. Усталость организма все равно возьмет свое - помех для сосредоточения на тексте или формулах, да и на любом другом виде материала, предложенного к запоминанию, будет все больше с каждым просиженным часом, внимание будет ускользать тем легче, чем настойчивей его будут удерживать на предмете, а уверенности в своих силах будет все меньше - и так, пока книга не будет отложена.





Не отвлекайся!!!

Внимание человека, как и многие другие виды его высшей нервной деятельности, имеет ритмическую природу. То есть, естественное свойство внимания к перемене предмета, или отвлекаемость внимания, не является препятствием для запоминания и усвоения материала. Если же с какой-либо целью намеренно удерживать внимание на одном предмете и не давать ему ускользать, есть реальная возможность погрузиться в транс прямо над книгой - и привет занятиям!

Полезно проговаривать вслух то, что читаешь, чтобы лучше запомнилось.

Возможно, кто-то действительно запомнит то, что звучит над ухом несколько часов кряду, но это точно будет не тот, кто читал вслух. К сожалению, сознание устроено так, что может или воспринимать, или транслировать уже известный материал, но транслировать и запоминать параллельно - задача для хорошо тренированного мозга, который на момент выполнения подобной задачи абсолютно свободен от эмоциональной нагрузки. Насколько это возможно в период подготовки к экзаменам - судите сами.

В ночь перед экзаменом запоминается лучше всего.





Да, безусловно. Но воспроизвести то, что вы запомнили в состоянии легкого транса, обеспеченного недосыпом, вы сможете только через 10-12 часов, а их-то и не будет в запасе. То есть, если уж зубрить ночью, то делать это лучше за сутки - двое перед экзаменом.

Вредно много есть в период подготовки к экзамену.

Некоторых от обильной еды на фоне нервной перегрузки действительно может клонить ко сну. Но недоедание на том же фоне перерастает в стресс с дивной легкостью. Поэтому отказ от нормального питания во время подготовки к экзамену может стоить балла на экзамене с большей вероятностью, чем плотный обед. Это верно и относительно недосыпания, духоты в помещении для занятий, абсолютной тишины и грохота музыки прямо в ухо(уши).

Полезно поговорить о привычках экзаменатора и условиях экзамена с товарищами, только что сдавшими экзамен.

Это полезно для кого угодно, кроме тех, кто ожидает под дверью своей очереди или пишет работу уже завтра. Сдав экзамен, человек стремится избавиться от остатков нервного напряжения, сопутствующего этому событию, и выливает свои эмоции на кого попало, с особенной охотой - на интересующихся и на товарищей по несчастью. Таким образом, задавая стандартный вопрос "ну как?", спрашивающий получает в ответ все, что угодно, кроме истинного положения вещей. Конкретно, можно получить следующее:
-подробное описание переживаний рассказчика во время события. Можно попробовать спроецировать их на себя, это интересно и занимательно, но баллов на экзамене не добавит.




-описание экзаменатора, как его увидел рассказчик во время ответа на вопросы билета. Возможно, то, что предстанет вашему внутреннему взору, будет живописно и самобытно, как персонаж из страшной сказки, но мало соотносимо с живым человеком, который всего-то и хочет от вас ясного и понятного ответа на вопрос билета, или грамотного сочинения своими силами, а не копирования чужих ошибок на ваш экзаменационный лист (то же и с точными дисциплинами).

Полезно обсудить свое состояние и степень подготовленности с другими ожидающими.

Здоровое возбуждение перед началом экзамена вы в состоянии обеспечить себе и самостоятельно, а вот делиться эмоциями друг с другом перед началом экзамена не стоит. Это отнимает время, необходимое для сосредоточения на работе, и занимает сознание переживаниями ненужных вам во время экзамена страхов и опасений. Хотите бояться - бойтесь на здоровье, но после того, как сдадите работу или закончите ответ и выйдете за дверь.

Экзаменатор - тоже человек.

Да, разумеется. Но это вовсе не гарантирует вам понимания ваших трудностей с его стороны. Если на такое понимание можно до какой-то степени рассчитывать на любых выпускных экзаменах, то вступительные в этом отношении несколько труднее психологически: этот экзаменатор ничего о вас не знает и не обязан понимать, когда вы волнуетесь, а когда растерялись или просто не поняли вопрос. Он имеет право просто снизить балл или не принять ответ. Поэтому не рассчитывайте на человеческую природу тех, кто принимает вашу работу.

Теперь о том, что, собственно, полезно делать для достижения успеха.

Рассчитывайте время на свою подготовку до экзамена, на подготовку ответа во время экзамена и время на сам ответ. Стандартная проблема экзаменуемого называется "не успел подготовиться", и есть вторая, которая называется "меня не стали слушать". Они возникают, как правило, потому, что объем времени, отведенный для подготовки, или неверно оценивается (кажется, что его или больше, чем нужно, или наоборот, слишком мало), или неверно используется. Правильный расчет времени производится от финала. Полезно знать, что невыгодно тратить более 15 минут на устный ответ - на 16 минуте внимание экзаменатора начнет рассеиваться. Это может стать причиной снижения оценки. Слишком короткий (менее 8 минут) устный ответ производит впечатление неполного. Объем времени на письменную работу обычно известен заранее. При подготовке устного ответа обычно, если сразу сосредоточиться на вопросе, на подготовку требуется не более 30-40 минут. План письменной работы обычно выстраивается примерно за то же время или за меньшее - минут 20.

Умение сосредоточиться на вопросе необыкновенно полезно на экзамене. Объектов внимания, кроме рабочего вопроса, в помещении, где идет экзамен, обычно не менее 5.
Это, во-первых, собственные эмоции. Погружение в них может занять все время подготовки и половину сил, необходимых для ответа.
Во-вторых, объем и форма помещения, а также любой из предметов, находящихся в помещении или на рабочем столе. Проявиться это может так: вдруг обнаруживается чрезвычайно раздражающий поток тепла и света (холодного воздуха, запаха и пр.) от окна, у которого вы сели, ручка вытекает и не пишет, карандаши ломаются, ладони потеют и так до тех пор, пока вы не выйдете за дверь. Трудно не обращать на это внимания, поэтому лучше взять с собой запас карандашей и ручек, пару носовых платков и шоколадку - на случай приступа нервного аппетита. Садиться лучше в удобном для вас месте, отметив его сразу, от дверей. Следует заметить, что все места в экзаменационном классе/зале одинаково удобны - персонал должен повесить шторы от солнца и предотвратить возможные сквозняки, и ваш выбор имеет больше психологическое значение, чем физическое.
В-третьих, это звуки и движение в зале. Позывы повернуть голову и найти источник звука в классе/зале бывают очень сильными. Всегда найдется хотя бы 3-4 человека, которые, вместо того, чтобы готовиться, следят за передвижениями экзаменатора по классу, теряя нить размышлений, тратя на это время и внимание, рискуя своим психологическим равновесием.
В-четвертых, объектом внимания может стать цепь свободно текущих воспоминаний и ассоциаций, углубившись в которую, легко сбиться с темы - да так и не вернуться к ней. И в-пятых, оформление работы иногда почему-то начинает значить больше, чем ее содержание, в результате чего на столе скапливается горка испорченной бумаги, времени на решение последних заданий или написание последних фраз катастрофически не хватает - и в результате на стол экзаменатору ложится блестяще оформленный лист с одним заданием из 3 или 5. Оценка выставляется, разумеется, соответственно содержанию, оформление же может, при условии наличия содержания, добавить не более половины балла.
Предэкзаменационная подготовка бывает особенно успешной при условии соблюдения режима занятий, питания, сна и бодрствования. Если последние два пункта известны студентам и школьникам хотя бы из общих гигиенических правил, то первый - и основной следует рассмотреть подробно. Режим занятий легко можно вывести из объема урока или пары, соответственно 40 минут и 10 минутный перерыв для подростка до 16 лет и 1,5 часа и 15минутный перерыв для людей старше 16 лет. После 4-5 часов занятий в таком режиме следует сделать полуторачасовой перерыв для приема пищи и разгрузки внимания. Полезно закончить занятия за 2 часа до сна, иначе перегруженное внимание не даст вам уснуть как раз примерно такой период времени. Полезно отделить письменную работу от прочитывания и запоминания, а тем более от проговаривания - в таком режиме утомляемость минимальная. Всю работу по подготовке следует завершить за 6 часов бодрствования до начала экзамена (сон не учитывается).
Если есть возможность выспаться перед экзаменом, то это следует сделать. Если есть возможность поесть плотно, сделайте это тоже. Выберите одежду, сообразуясь с физическим удобством и комфортом - то есть ту, в которой будете чувствовать себя уверенно.
Ни пуха, ни пера!
И не забывайте: Экзамены не война, с них возвращаются.

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта