Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Темперамент            

Темперамент и проблемы воспитания

Дата публикации: 2011-11-09 20:12:00

Темперамент и проблемы воспитания


Темперамент и проблемы восританияВоспитывая ребенка, нельзя ставить задачу переработать темперамент, но при любом темперамента можно воспитать все необходимые положительные качества личности и ее поведения.

Все типы темперамента имеют свои положительные и отрицательные стороны. Так, положительные качества холерики - активность, страсть, энергичность; сангвиника - подвижность, эмоциональность, чуткость; флегматика - выдержка, спокойствие; меланхолика - глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чувствительность. Вместе с тем холерики могут быть несдержанными, резкими, аффективными; сангвиники - недостаточно сосредоточенными, легкомысленными и поверхностными; флегматики - медлительными, равнодушными; меланхолики - стеснительными, замкнутыми. Задача педагогов состоит в том, чтобы выяснить особенности темперамента ребенка и, опираясь на его положительные стороны, пытаться преодолеть негативные проявления. Например, воспитание может приучить холерики к сдержанности в проявлении своих чувств, которая ему не свойственна, а меланхолики может стать более смелым и решительным в поступках.

Примером того, как учитель должен учитывать определенные черты темперамента в процессе работы с детьми, может быть исследование В. С. Мерлина.

Автор наблюдал двух учеников начальной школы с разным темпераментом и одинаково позитивным отношением к учебе. Он дал следующие характеристики ученикам.

Ученик М. Движения вяло, слабые и невыразительная, на уроках спокойный, не кричит. Сидит всегда в одном и том же положении, постоянно что-то держит и крутит в руках. Когда его вызывают, то медленно выходит к доске. Отвечает громко, но медленно. Если прервать ответ, мальчик стесняется, голос его становится глухим и тихим - такое состояние остается надолго. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. У этого мальчика меланхолический темперамент.

Ученик Ш. Движения быстрые и яркие. Во время урока постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает с другими учениками. Очень активен. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, не беспокоясь, правильно или неправильно. Говорит громко, быстро. На перерывах никогда не сидит на месте, бегает по коридорам, борется с ребятами. Преобладает веселый, жизнерадостный настрой, который, однако, может быстро изменяться. Характерные очень выразительные и сильные эмоциональные реакции. Несдержанный и непоседливых. Это мальчик холерического темперамента.

Для обоих учеников негативная оценка является сильным возбудителем, потому что оба активно положительно относятся к обучению. Однако сильная нервная система ученика Ш. побеждает эти стимулы и соответствует возбуждением, а потому негативная оценка может его стимулировать. Ученик М., наоборот, проявляет угнетенность, снижение работоспособности после плохой оценки. Такая разная реакция учеников требует различных педагогических приемов. Так, отрицательную оценку относительно М. надо применять осторожно, смягчающий ее негативную действие. И наоборот, в отношении Ш. можно использовать негативную оценку настолько, насколько этого требует повышения его успешности.





Правильное воспитание - в контексте проблем темперамента - должна заключаться в том, чтобы в процессе формирования личности закреплять позитивные и тормозить негативные качества темперамента, характерные для конкретного индивида.

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта