Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Литература          Интересные факты            

Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России.

Дата публикации: 2011-11-17 12:03:00

Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России.



Дореволюционную историю потребительской кооперации России можно подразделить на два периода: первый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции; второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.

Закон о потребительской кооперации гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.
Первый период характеризуется медленным развитием потребительской кооперации. Рабочие были еще связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны.
Напуганное размахом стачечного движения царское правительство в 1886 г. запретило выдачу заработной платы натурой через лавки фабрикантов и заводчиков. Поэтому харчевые лавки стали прикрывать кооперативной вывеской. Деятельность зависимых обществ потребителей, насаждаемых предпринимателями, вызывала у рабочих законный протест и неприязнь; рабочие называли такие кооперативы «грабиловками».
Россия была аграрной страной, однако в силу сохранения пережитков крепостничества долгое время крестьянские кооперативы оставались весьма малочисленными
Кооперативное  движение  потребителей оживилось только с начала 90-х годов, когда наметился  бурный промышленный подъем и новый, пролетарский этап освободительного движения. Ускорилось  развитие  потребительской кооперации в деревне.
Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 общества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми.
В России существовала сложная процедура утверждения устава каждого вновь организуемого коопера¬тива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правительство утвердило нормальный (типовой) устав потребительского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.
В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губер¬нии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, создание которого было запрещено царским правительством. Первым председателем бюро (правления) союза был избран полковник - известный московский кооператор Н. П. Гибнер (1858-1924), а председателем ревизионной комиссии - экономист, профессор И. X. Озеров (1869- 1942).




В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т. е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и организационного. В 1903 г. он приступил к изданию журнала «Союз потребителей». Из объединения первич¬ных кооперативов МСПО все более превращался в союз союзов потребительских обществ.
Во втором периоде, начало которого совпало с первой русской революцией 1905-1907 гг., развитие потреби¬тельской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские вы¬купные платежи с крестьян за землю. Вместе с тем монополии искусственно попытали цепы на товары, пользующиеся спросом у рабочих и крестьян. За первые тринад¬цать лет XX в. цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. - более чем в 6 раз.
За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914 г. функционировало 10080. Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства. С 3 до 100 увеличилось количество независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым. В независимых потребительских кооперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой. В члены кооператива могли вступить рабочие любого предприятия данной местности, но не принимались представители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно. Активнее проводили эти кооперативы массовые, культурно-просветительные мероприятия.




По инициативе МСПО в 1912 г. был учрежден Московский народный банк, ставший кредитным центром всех видов дореволюционной кооперации и сыгравший существенную роль в развитии кооперативного движения в стране. Уже тогда МСПО осуществлял и внешнеторговые функции. Позднее он открыл сеть своих контор в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и других городах.
Потребительская кооперация в годы первой мировой войны развивалась в обстановке невиданного роста цен на товары. Правительство привлекало кооперацию к заготовкам продуктов для снабжения армии. Товары распределялись среди населения по карточкам.
После Февральской революции 1917 г. в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и  растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения. Уже к концу указанного года в стране действовало 35 тыс. потребительских кооперативов. Общее число членов-пайщиков превысило 11,5 млн. человек, их обслуживало примерно 50 тыс. кооперативных лавок. Имелось более 400 местных союзов потребительских обществ. Крупным союзным объединением являлся Закупсбыт - Союз сибирских кооператив¬ных союзов. МСПО был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). Эта сеть лавок, обществ и союзов представляла собой налаженный хозяйственный аппарат.
В дореволюционной экономике потребительская кооперация играла незначительную роль. Ее удельный вес в товарообороте страны перед первой мировой войной составлял всего 7 %. Кооперативные организации платили большие налоги за право торговли, нуждались в банковских кредитах, имели плохо оборудованные лавки с примитивным весоизмерительным хозяйством. Они не пользовались поддержкой правительства в конкурентной борьбе с частными торговцами. Обычно на селе действовало однолавочное экономически слабое потребительское общество; выгоднее отличался от него городской многолавочный кооператив с большим числом членов. Царизм открыто проявлял свое политическое недоверие ко всем кооперативам как общественным организациям. Собрания и съезды кооператоров контролировались жандармами.




Кооперативы вели конкурентную борьбу с частными торговцами за свою долю в общей массе прибылей и способствовали уменьшению расходов своих членов на приобретение товаров. Определенная часть прибыли потребительских обществ после уплаты налогов зачислялась в их основной и запасный капиталы, другая часть распределялась между членами кооперативов - по паям и забору товаров. Поэтому требовался учет забора (покупок) товаров каждым пайщиком в течение года, и для этого кооперативы применяли один из трех способов: 1) запись продавцом сумм покупок в членскую книжку пайщика и особую книгу в лавке; 2) выдача пайщику специальной марки с указанием суммы покупки при расплате за товар в лавке; 3) внесение пайщиком в кооператив заранее денежного аванса, выдача ему чековой книжки и оплата им покупок в дальнейшем чеками.
Каждый из способов позволял потребительскому ко¬оперативу подсчитать забор товаров. Но кто больше покупал? Конечно, зажиточные слои населения, которые преобладали среди членов кооперативов. Следовательно, и большая часть выгод от кооперативной деятельности доставалась им. Основная масса бедноты оставалась вне кооперации.
Развитие потребительской кооперации сдерживалось политическим бесправием народа. Объясняя причину малочисленности кооперативов в стране, В. И. Ленин в 1903 г. писал, что их «до тех пор будет мало, покуда не будет политической свободы».
Волна кооперативного движения в 1915—1917 гг. из центральных районов докатилась до Сахалина и Камчатки. Однако в таких национально-колониальных окраинах империи, как Средняя Азия и Казахстан, кооперативы встречались исключительно редко. Это объяснялось колониальной политикой царского самодержавия, господством докапиталистических общественных отношений, неграмотностью значительной части населения.
Кооперативная демократия была разновидностью господствующей демократии, хотя и сравнительно привлекательной. В дореволюционный период было проведено 32 собрания уполномоченных МСПО. Съезды и собрания кооперативов созывались и на местах. В органах управления и контроля потребительской кооперации принимали участие и ее рядовые члены, что развивало самодеятельность масс. Большая заслуга кооперации состояла в том, что проводилась разнообразная культурно-просветительная работа. Союзы издавали книги и журналы, инструктировали кооперативных работников, организовывали курсы по подготовке служащих.

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта