Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Социально-психологические теории личности

Дата публикации: 2011-11-26 09:57:00

 

Социально-психологические теории личности

Социально-психологические теории личностиСоздано немало социально-психологических теорий личности, которые позволяют говорить о нем как о индивидуальное и вместе с тем социально-психологическое явление. К наиболее известных можно отнести психоанализ (3. Фройд, К. Юнг, А. Адлер и др.), поведенческих школу (бихевиоризм), понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), изучение личности в контексте екзистенциальнои психологии , трансакционные анализ личности (Э. Берн), акмеологичний подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.), стратегию жизни личности К. Абульхановои-Славское, социально-психологические концепции личности.

Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фройд (1856-1939 PP). Эта теория является одним из глубочайших ученик о человеческую индивидуальность. Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фройд о том, что бессознательных процессах играют значительнее роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные. По 3. Фройд, именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты.



Дизайн интерьера квартир принцип оформления дизайна квартир.


Швейцарский ученый К. Юнг (1875-1961 PP) предусматривал изучение личности как сложного структурного явления, которое основывается на идее о наличии наряду с индивидуальным несознательными коллективного бессознательного. Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием. Другая известная идея К. Юнга - учение о интроверсия и екстраверсию. Он предложил типологию характеров согласно преимущества функций (мышление, чувства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир, а также ввел понятие екстраверсия - интроверсия (от лат. Extra - вне, Intro - внутрь, versio - поворачивать) для определения двух противоположных типов личности. При этом екстравертивний тип характеризуется зверненистю личности на все, что окружает, а для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира.

Выделение интроверсия и екстраверсии позволило различить две большие группы психологических индивидуумов. Вместе с тем в дальнейшем исследовании было выявлено, что имеются значительные различия между индивидуумы, которые входили в одной и той же группы. Собственный опыт подсказал Юнгови, индивидуумов можно различать не только по универсальным признаком экстра версии-интроверсия, но и за основными психическими функциями: мышление, эмоции, ощущения и интуиция. Если обычно преобладает одна из этих функций, то, соответственно, появляется умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. При этом каждый из них может быть интровертивним или екстравертивним зависимости от поведения типа отношении объекта. Итак, исходя из этого, К. Юнг отличал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсия и екстраверсию - и четыре функции или типы ориентации - мышление, эмоции, ощущения и интуицию, каждая из которых может действовать интровертивним или екстравертивним образом.





Благодаря дальнейшим исследованиям К. Юнг пришел к выводу, что наряду с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда есть и менее дифференцированная, второстепенная функция, значение которой заключается в том, что она в каждом конкретном случае не является единственной и абсолютно решающей как основная психическая функция, а принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная. Например, мышление как главная функция легко может сочетаться с интуицией как второстепенной функцией или так же хорошо с чувством, но никогда - с видчуванням, поскольку его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышления. При таких обстоятельствах возникают хорошо известные картины: к примеру, практический интеллект, соединенный с чувством; художественная интуиция, связанная с эмоциональностью; философская интуиция, которая базируется на интеллекте и т.д. Согласно сознательного содержания психических функций образуется также бессознательно группирование функций: сознательном практическом интеллекте (Сенсорно-умственная установка) соответствует бессознательных интуитивно-эмоциональная установка, при этом функция ощущения подлежит сильнее торможение, чем интуиция. Кроме того, специальная психологические функции или формы психической деятельности К. Юнг разделил на две группы: рациональные (мышление и эмоции) и иррациональные (ощущение и интуицию. Итак, в психологической типологии Юнга используются три основные составляющие или переменные: екстраверсия - интроверсия, сознательное - бессознательно, рационализм - иррационализм.





В целом модель психологических типов К. Юнга имеет все преимущества и недостатки любой научной концепции. ее трудно опровергнуть еще и потому, что она согласуется с действительностью. Как в свое время замечал сам К. Юнг, классификация не объясняет индивидуальной психики, однако представление о психологические типы открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии вообще. Следовательно, важным для социальной психологии вопросом в модели ученого являются скорее не то, кто - интроверт, а кто - экстраверт, или какая функция является ведущей, а какая второстепенной. Анализ его концепции дает возможность поставить более прагматичные вопросы: как действовать в определенной ситуации или с этим человеком? С каким результатом для себя и общего дела? Действительно ли мои действия и тот способ, которым я выразил себя, отразили мои суждения (мышления и эмоции), восприятие (ощущение и интуиция) и воссоздали реальность? А если нет, то почему? Какие комплексы есть у меня? Как и почему я испортил дело? Как это свидетельствует о моей психологию? Какие выводы я могу сделать по этому поводу? Что я хочу и могу сделать, чтобы исправить ситуацию?

Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Д. Б. Уотсон (1878-1958 PP) считается основателем бихевиоризму. Ученым была предложена программа построения новой психологии, предметом которой автор считал НЕ сознание, а поведение. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция, стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул. Б. Ф. Скин-нер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, виокремившы их разнообразие «оперантни» (от «операция») реакции, вырабатываемые организмом самопроизвольно. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения. Б. Скиннер обращает также внимание на асимметрии между положительным и отрицательным «подкрепление» стимулов, считая, что негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия; позитивное же подкрепление стимула тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении: оно формирует поведение индивида, повышает самооценку человека.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта