Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Акмеологический подход к изучению личности

Дата публикации: 2011-11-25 13:05:00

 

Акмеологический подход к изучению личности

 

Акмеологический подход к изучению личностиАкмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека , его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни.

В начале своего становления акмеология рассматривала закономерности, факторы, обеспечивающие самый высокий уровень достижений в любой области деятельности (педагогической, медицинской, юридической, управленческой и др.) зрелых, взрослых людей. Однако дальнейшие разведки в этой области показали, что развитие умений и навыков, приобретения социально-нравственного опыта, ценностных отношений к деятельности, мотивационной готовности, которые являются неотъемлемыми показателями мастерства и профессионализма, закладываются еще в детстве.

Наши исследования подтверждают, что зрелый человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. Следовательно, не сформированная  в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида.

Важной для осознания сущности профессионализма личности является группа задач акмеологии, связанных с : научным обоснованием и осветлением феноменологии акме, самой высокой точки, зрелости личности;  изучением объективных и субъективных факторов, определяющих качественно-количественные характеристики акме; раскрытием закономерностей и механизмов , наличие которых необходимо для того, чтобы человек достиг настоящего акме.

Речь идет о степени зрелости личности и вершины этой зрелости, которая показывает, насколько человек состоялся как гражданин, как специалист, профессионал в определенной области деятельности, условия и факторы, которые этому способствовали или же не способствовали.

Можно выделить следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации.





С точки зрения акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью и т.д.

Если же обстоятельства складываются так, что у индивида нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.

 

Это насущная потребность и актуальная проблема современных теоретико-прикладных исследований, которая может решаться путем:

правильной организации времени жизни человека (его темп, ритм);

формирование у человека этической и профессиональной культуры, активности в выборе определенного жизненного пути; воспитание культуры общения;

развитию умения привести в соответствие свои способности и типологические личностные свойства с условиями жизни, его возможностями и ограничениями;

изучение влияния этнопсихологической среды на развитие и становление личности;

создание условий для преодоления противоречий микросреды и личности, детерминации поведения индивида; разработки научно обоснованного алгоритма продуктивного решения задач развития зрелого человека;

создания методико-технологического инструментария, который позволит выявить достигнутый уровень профессионализма как отдельного человека, так и группы людей;

самосовершенствования личности, осознанию ею своих реальных возможностей, отношение к себе как к субъекту, творца своей жизни.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта