Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Суть подходов к пониманию и изучению личности

Дата публикации: 2011-11-25 13:56:00

 

Суть подходов к пониманию и изучению личности

Суть подходов к пониманию и изучению личностиБиологический , философский, социологический, индивидуально-психологический, гуманистический, етнопсихологический, психолого-педагогический, тендерный т.д.

Будучи сложным, - "многогранный социальным явлением, личность требует к себе системного, междисциплинарного подхода. В широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов Кроме этого, биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма; социальный «контекст» личности обусловливается влиянием культуры и структуры сообществ, в которых человек был воспитан и в которых она принимает участие; психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. Сложность заключается в том , что между людьми очень много отличий. Они отличаются не только своим внешним видом, но и делам, зачастую чрезвычайно сложными и непредвиденными Все эти огромные различия затрудняют решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческого сообщества на земле.

 

Более четко разобраться в социально-психологической специфике личности поможет рассмотрение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

«Человек» - понятие биосоциальные; с одной стороны, это - существо биологическая, владеющий языком, способностью работать с другой - человек является существом общественным, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Следовательно, человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального, это система, в которой физическое и психическое, природное и социальное образуют неразрывную цепь.

Если дефиниции «человек» охватывает совокупность всех человеческих качеств, независимо от того, имеются они или нет в конкретного человека, то категория «индивид» характеризует конкретного человека и дополнительно имеет такие психологические и биологические свойства, которые ей присущи. Итак, индивид - это человек как единица общества, он является отдельным человеком, лицом в группе или обществе, отдельным представителем человеческого сообщества.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемая как общественное существо, наделенное сознанием. Личность представлена психологическими характеристиками, что социально обусловленные и проявляются в общественных связях, отношениях, являются устойчивыми, определяют поведение человека. Все это масс существенное значение для лица и его окружения. Личность также выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохи, культуры, науки, традиций и т.п. Таким образом, понятие «личность» имеет смысл только в системе общественных отношений, только там, где можно говорить о социальной роли и совокупность ролей. Речь идет не о своеобразие и многообразие последних, а прежде всего о специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.





На сегодня известны две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностные характеристика. Что касается первого, то эта концепция опирается на понятие социальной функции человека, ее социальной роли. Этот аспект понимания личности, при всей его значимости, не позволяет полностью раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, не всегда и не обязательно выражает подлинную сущность индивида. Глубже интерпретация понятия «личность» раскрывает эту категорию уже не в функциональном, а в сущностного плане. Речь идет о регулятивной-духовой потенции личности, ее самосознание, источники свободы, ядро характера, которые проявляются в социальном образе жизни, общественных отношениях и определенным образом влияют на них. При этом основным свойством личности как результата воспроизводства социальной реальности выступает мировоззрение, одновременно с которым складывается и характер личности, т.е. тот психологический стержень человека, стабилизирует ее социальные формы активности. Итак, личность - не мера целостности человека. Без внутренней целостности личности. Конечно, у личности важно видеть не только общее, но и своеобразное. Углубленное понимание сущности личности предполагает рассмотрение ее как социальной, так и индивидуально-самобытного существа. Вообще личность является тем уникальным, что связано с ее наследственными особенностями и условиями социальной среды, в котором она формируется и развивается.





Понятие «личность» и «индивид» не тождественны, поскольку личность - это то особенное, что приобретается индивидом в обществе, во всей совокупности отношений, в которые индивид втягивается. Личность является системным образованием, хотя носителем этого образования является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Только анализ соотношения категориального единства «индивид - общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять особенности, на которых формируются те или иные свойства личности, в том числе и социально-психологические, необходимо рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Итак, охарактеризовать личность можно только в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности, потому что без коллектива, без группы, без человеческих сообществ личности в ее деятельный социальной сущности нет. Для личности общество не просто внешнюю среду, а определенная система взаимосвязей.

Личность каждого человека наделена, характерными только для нее чертами и особенностями, яме образующих ее индивидуальность, то есть те психологические особенности человека, которые составляют ЕЕ своеобразие, ее отличие от других людей. Индивидуальность личности проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Образуя единство, дефиниции «личность» и «индивидуальность» одновременно не являются тождественными: если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественным для оценки личности индивида, не имеют условий для развития; в качестве личностных выступают только те индивидуальные черты, наиболее «вовлечены» в соответствующую социальную деятельность.





Индивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока не станут необходимостью в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Таким образом, индивидуальность - лишь одна из характеристик личности человека. В психологии есть утверждение, что индивидуальность - это сложная совокупность уровней (В. Мерлин).

 

Выделяют такие иерархические уровни большой системы интегральной индивидуальности:

• система индивидуальных свойств организма (подсистемы: биохимическая; общесоматическая , свойства нервной системы);

 

• система индивидуальных психических свойств (подсистемы: психодинамическая, свойства темперамента, психические свойства личности);

 

• система социально-психологических индивидуальных свойств (подсистемы: социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических сообществах).

Итак, индивидуальность - это неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей личности, это понятие, которое включает в себя совокупность определенных свойств человека, характеризует человеческую неповторимость и проявляется в чертах характера, в специфике интересов, качеств, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальность является непременным и важнейшим признаком личности. То, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не дает возможности представить структуру личности только как определенную конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. Здесь следует учитывать, что личность всегда является субъектом своих истинных отношений с конкретным социальным окружением. Именно поэтому строение личности шире от структуры ее индивидуальности. В целом прогресс от индивида через индивидуальность к личности можно рассматривать и как процесс социализации, и как совершенствование человека изнутри.

Специфика социально-психологического подхода к личности предусматривает раскрытие его профессиональных достижений (открытия, творческие успехи и т.д.) в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов, косвенных социально-психологическим восприятия и отражением социальной реальности и отношений. При этом известен лишь один вид общезначительных норм, универсальных для всех времен и народов, на котором может утвердиться личностная профессиональная независимость индивида, развиться его умение «владеть собой» в отношениях с другими: простейшие требования нравственности, такие как честность, порядочность, совесть, ответственность и т.д. Независимость и свобода от определенных социальных ограничений может достигаться только за счет нравственного самоограничения.

Социально-психологические особенности индивида четко прослеживаются в характеристике важнейших компонентов структуры личности-культуре и деятельности. Культура личности является совокупностью социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности, реализуя свои потребности и интересы. Применительно социокультурного, этнопсихологического контекста развития социально-психологических свойств личности, то они проявляются в определенной позиции индивида, его ценностно-эмоциональном отношении политических, экономических, социально-психологических явлений и процессов; в специфике национальных установок, культуры делового взаимодействия, норм, традиций, отражающих волевую активность человека той или иной этнической общности, ее убеждения, ценностные ориентации, взгляды, принципы и интересы.

Что касается деятельности, то в широком понимании - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, прежде всего самого себя и условий и средств своего существования. С позиций социальной психологии деятельность - целенаправленное воздействие участников взаимодействия друг на друга. И за этими отношениями деятельность невозможна. Она всегда связана с активностью участников взаимодействия, которая направлена на превращение их самих, их способностей, потребностей, умений, навыков, а также социально-психологической реальности. Инструментами такой деятельности является прежде всего социально-психологические механизмы общения, межличностных отношений и групповых процессов: внушение, подражание, убеждение, эмпатии, социальная перцепции, каузальная атрибуция, социально-психологическая рефлексия, взаимопонимание, этнопсихологических особенности индивидов, групповые нормы, санкции, групповая сплоченность, социально-психологический климат и др. При этом ценностные отношения участников взаимодействия к социальным отношениям выступает регулятором социального процесса.

Социально-психологический подход к пониманию личности предполагает изучение и толкование механизмов ее привлечения к общественной жизни, в систему общественных отношений, обретение ею социальных качеств для самостоятельной деятельности и активности, для самопознания и самоутверждения в реальной действительности. Анализу подвергаются такие важные социально-психологические проявления личности, как социальная адаптация, индивидуализация, интеграция личности, социальная деятельность, активность, статусно-ролевая реализация личности в группе, ее дифференциация, нормативная поведение и т.д. При этом учитывается, что вся сложная система общественных отношений (экономических, политических, моральных и других), в которую вовлечена каждый человек, является объективной основой формирования ее личностных социально-психологических свойств, качеств и черт характера. Личность является не только следствием, но и причиной социально-этических действий, происходящих в данном социуме. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества переламливаються , воспринимаются, отображаются и воспроизводятся каждым человеком по-разному, определяя ее социальное качество, содержание и характер практической деятельности. Именно в процессе такой деятельности человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. Элементами, которые формируют социально-психологическую основу личности, являются: социально определенная цель его деятельности; социальные статусы, позиции и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т.е. культура), которыми она руководствуется в процессе своей деятельности; социокультурная, этнопсихологическая программа поведения; система знаков, которую она использует; социально-психологическое отражение общественных отношений; совокупность знаний, а уровень образования и специальной подготовки; коммуникативный потенциал личности; личностные (социально-психологический тип) механизмы регуляции социального процесса; активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Раскрытие социально-психологической структуры личности, ее жизненного пути, движения в системе общественных отношений дает возможность увидеть принципы, на основе которых формируются те или иные личностные характеристики, диагностировать социально-психологические свойства личности и влиять на них. Таким образом, понимание становления личности в социуме с точки зрения социальной психологии невозможно сегодня вне общественными ^ отношениями, вне взаимодействием, общением и деятельностью, активным субъектом которых является личность.

Хотя человек развивается во взаимодействии с окружающей средой, жизнь ее является индивидуальным достоянием, процесс развития личности всегда остается глубоко неповторимым явлением. Относительно социально-психологических индивидуальных свойств, то они оказываются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, коммуникативных качеств и интеллекта, потребностей и способностей человека. Задатки служат предпосылкой формирования социально-психологической личностной индивидуальности. Развитость той или иной коммуникативной характеристики, своеобразие ее проявления и предопределяют социально-психологическую отличие одной личности от другой, оригинальность общения и взаимодействия в социуме. Следовательно, можно вести речь о индивидуальное социально-психологическое отражение существующих социальных отношений между людьми и социальных сообществ, возникающих на почве этих отношений. Речь идет о устойчивую индивидуально-специфическую систему социально-психологических средств, приемов, навыков, методов восприятия и отражения человеком социальных отношений. Причем люди с разными индивидуально-типологических характеристиками нервной системы, разной структурой коммуникативных способностей, темперамента, характера добиваются одинаковой эффективности восприятия и отображения реальности различными способами. Одновременно индивидуальное социально-психологическое отражение может быть неоптимальные с точки зрения эффективности регуляции социального процесса. Вместо оценки действий и поступков других людей меняют характер регуляции между людьми: они отражают представление людей о необходимое, желательное или нежелательное.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта