Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Коммуникативный потенциал личности

Дата публикации: 2011-11-25 15:53:00

 

Коммуникативный потенциал личности

Коммуникативный потенциал личностиПроблема коммуникативного потенциала личности и его реализации заключается в соотношении идеально возможного действительно имеющегося. Таким образом, определение возможных вариантов и направлений усовершенствования процесса общения и его коррекции в различных отраслях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала индивида. Говорится о психологическую и социальную основы коммуникативного потенциала. Относительно первого, то она предопределяет стремление каждого человека максимально реализовать свои психофизиологические, характерологични свойства, индивидуальные особенности в процессе общения. Вместе с тем психологическая основа потенциала сама по себе - вне общей палитрой причинно-следственных связей, вне системы общественных отношений, то есть вне социальной основой не может обеспечить эффективное коммуникативные жизни человека, оптимальную ее участие в регуляции социального процесса.

 

Понятие «коммуникативный потенциал личности» используется в нескольких аспектах:

• коммуникативный потенциал личности является не статической и динамической системой; такой, которая развивается (или наоборот), системой свойств и способностей: она приобретается в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальном общении с ними; это система форм, средств, путей интеграции своей деятельности с деятельностью других, собственной личности с личностями других; она закрепляется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей участия личности» в совместной деятельности;

 

• коммуникативные свойства характеризуют личность через ее возможности как конкретного и реального участника совместной с другими людьми деятельности и определяют эффективность такого участия, а соответственно, глубину и полноту вхождения в совместную деятельность и сотрудничество, полноценность вхождения в группу, в человеческое сообщество;

 

• в особых видах деятельности и в конкретных ситуациях общения, ставят к личности повышенные требования, эти свойства выступают как внутренние резервы личности, обеспечивающих эффективность ее деятельности за этих условий; именно при таких обстоятельствах оказываются особенно значимыми ситуации и условия психологической деятельности, повязки. вязанные с публичностью работы индивида, многоплановость, вообще с ее коммуникативной сущностью, а также общение в эмоционально напряженных обстоятельствах типа конфликтов и т.д.

 

Итак, самым, принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности является его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлений: от самосознания до практических действий через поведение.

При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается снижение потенциальных возможностей, разрушение статусные-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности за формального наличия потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени. Говоря о потенциальных коммуникативные возможности личности, имеем в виду желание индивида самовыразиться среди себе подобных, самоутвердитися, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательных аспект коммуникативного потенциала личности.





Какие же личностные свойства формируют базовую структуру коммуникативного потенциала? Ответ на этот вопрос могут дать исследования разнообразных связей между коммуникацией, особенностями участия в общении, налаживание контактов, восприятие, взаимовлияния, отражение социального процесса и возможностями самой личности.

Несмотря на наличие разных подходов ученых к пониманию мотивационные-потребовои сферы индивида, большинство психологов, описывая классификации потребностей личности, добавляет к ним и потребность в общении, которая трактуется и как самостоятельная специфическая установка личности на общение с себе подобными, и как межличностные притяжения, и как врожденный инстинкт общения, врожденное стремление к афилиации т.д. Следовательно, изучение мотивационные-потребовои сферы личности непосредственно связано с анализом понятия «коммуникабельность» как выражение потребности в общении, в установлении социальных связей, как выборочное отношение к людям, выборочное использование форм и средств коммуникации. В связи с этим уместно напомнить некоторые из известных психологических теорий мотивации, где так или иначе представлена потребность в общении.





Так, Э. Мейо подчеркивает значение нематериальных стимулов и мотивов, особо выделяет те из них, которые предусматривают принятие индивида группой, поощрение его действий другими людьми. А. Маслоу предложил свою иерархию человеческих потребностей, согласно которой у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают ее такие виды потребностей: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребности в любви и привязанности (человек чувствует одиночество, «голод» до нежных отношений и начинает удовлетворять эти потребности); потребности в уважении, признании и оценке (самоуважение связана с потребностью индивида в достижениях, компетентности, независимости, развития собственных способностей; уважение других людей предполагает осознание своей необходимости, престиж, статус); потребность в самоактуализации (потребность реализации власного1 потенциала, своих способностей). Анализ перечисленных теорий потребностей показывает, что здесь скорее можно говорить о потребности в контакте, в соучастии, приобщение к другому человеку и его деятельности. То есть речь идет о системе мотивов и потребностей, которые направляют участие личности в общении.

Названные выше теории потребностей в дальнейшем были дополнены другими мотивационными концепциями, среди которых стоит упомянуть те из них, для которых присуще является признание ведущей роли сознания и знаний в детерминации поведения человека во взаимодействии с другими людьми, в общении с ними. Так, Л. Фестингер одним из первых обратил внимание на то, что спонукування к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но и знаний. Изучая этот феномен, он разработал теорию когнитивного диссонанса (от лат. Cognitio - знание, познание, от лат. Dissono - ризноголосий), основной идеей которой является утверждение о том, что система знаний человека о мире и себя стремится к согласованности. Когда возникает дисбаланс, человек пытается снять или преуменьшить его, что может стать сильным мотивом поведения индивида.





Следовательно, когнитивный диссонанс - это негативное побудительный состояние, которое возникает в ситуации, когда субъект одновременно обладает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте; он субъективно ощущается как дискомфорт, которого нужно избавиться. По мнению ученого, уменьшить диссонанс можно с помощью одного из трех способов: изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому; добавить новые элементы к противоречивой структуры знаний, сделав ее при этом менее противоречивой и более согласованной; ослабить значимость для индивида несогласованных между собой знаний. По результатам исследований Л. Фестингера, наиболее выраженный мотивационный влияние на человека когнитивный диссонанс осуществляет в таких жизненных ситуациях: при принятии жизненно важных решений, преодолении конфликтов, которые при этом возникают; в вынужденные осуществлении неприятных поступков; в выборе информации; в согласовании мысли индивида с позицией членов значимой для него группы; в получении внезапных результатов. Ученым было установлено, что после принятия решения диссонанс обычно уменьшается, ослабляется, причиной чего является предоставление большего веса тому решению, которое принято, а не потому, что отклонено. Одновременно был сделан другой вывод, согласно которому после принятия решения индивид невольно начинает искать дополнительные аргументы в пользу выбранного варианта и этим искусственно повышает для себя его значимость. Но случается и наоборот: после осуществления выбора человек повышает ценность не того варианта решения, который она выбрала, а того, который был отклоненному, не уменьшает диссонанса, а увеличивает его.

Мера участия каждой конкретной личности в коммуникативном процессе может определяться стилями общения. Например, авторитарный стиль общения предполагает «поглощение» общей деятельности действием одного из участников коммуникативного процесса, либеральный стиль характеризуется различными проявлениями ослаблен участия в общении (недостаточным участием или отсутствием ее), демократический - имеет целью диалогической, равноправные формы взаимодействия. Всего изучения мотивов и потребностей личности расширяет понятие «коммуникативный потенциал личности», с одной стороны, как выражение потребности в контактах с другими людьми, а с другой - как выборочное отношение к людям и выборочное использование форм общения во взаимодействии с разными людьми.

Проблема участия человека во взаимодействии и общении изучается также через проявление ее коммуникативных способностей. Следовательно, коммуникативный потенциал личности можно рассматривать как систему ее коммуникативных способностей, изучение которых осуществляется в настоящее время в весьма широком диапазоне. Традиционно в общей и дифференциальной психологии преобладающее внимание уделяется предметно-познавательном характеру способностей (способности к различным видам деятельности). Однако способности коммуникативного характера имеют не меньшее значение для психологического развития индивида, его социализации, приобретения им необходимых форм общественного поведения.

Анализируя способности к общению, стоит обратить внимание на то, что без умения адаптироваться к контактам межличностного характера и к людям, которые принимают в них участие, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать приязнь отношения в различных социальных ситуациях , нормальная жизнь и психическое развитие личности были бы просто невозможны. Среди коммуникативных способностей выделяют две основные группы: первая из них связана с умением использовать личностные коммуникативные свойства человека в общении, а вторая - с владением техникой общения и контакта. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений, обеспечивающих успешное коммуникативный процесс.

Например, способности управлять своим поведением в общении, комплекс пер-цептивних способностей, связанных с пониманием, с учетом в общении особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, меняя его глубину, входить и выходить из него , передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении. Особое внимание при этом акцентируется на группе способностей, которые характеризуют «технологическую» подготовленность человека к общению: психологически правильно вступать в процесс взаимодействия; поддерживать контакты, постоянно стимулировать как собственную активность, так и активность собеседника; прогнозировать возможные пути развития ситуации, в рамках которой разворачивается коммуникация; умение преодолевать психологические барьеры; адекватно ситуации выбирать жесты, мимику, манеру поведения и т.д.

Не менее важными являются особенности индивида, связанные с познанием человека человеком в коммуникативных процессах и совместной деятельности. Эта проблематика является сегодня едва ли не самостоятельной отраслью в психологических исследованиях именно потому, что эти процессы являются весомым аспектом общения. Так, А. Бодальов, подчеркивая значимость обозначенной проблемы, указывает на то, что формирование образов людей и формирование понятий об их личностные качества подчиняется тем же законам, по которым разворачивается формирование у человека образа предмета или обобщенного знания о нем. В то же время ученый подчеркивает специфичности познания человека человеком, ведь оно связано с конкретным человеком, с его характером, способностями, с установлением и сохранением коммуникаций и т.д. При этом формы психического отражения выполняют важнейшую функцию в объединении людей - они являются регулятором общения, а образы других людей и обобщенные знания о них постоянно зависят от целей и характера коммуникаций с другими людьми. На эти коммуникации очередь влияет и деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты. К перцептивной-рефлексивных способностей принадлежат социально-психологическая наблюдательность, оценивание индивидом собственной группы и межличностных отношений, субъективное представление о собственной роли и роли других в неформальной структуре группы, индивидуальное представление о цели, ценности, установки, настроения, интересы, которые преобладают в группе, тошо. Итак, многочисленные психологические исследования перцептивной-рефлексивных свойств и возможностей личности позволяют считать их своеобразными коммуникативными свойствами, которые формируются в ходе взаимодействия и общения и влияют на успешность участия индивидов в коммуникативном процессе.

К внутришньоособистисних характеристик индивида, описывающих его коммуникативный потенциал, относятся также коммуникативные знания и навыки, своеобразие проявления которых в конкретной поведенческой реакции зависит от конкретного индивидуума, его типологических свойств. Таким образом, существенный аспект коммуникативной структуры личности отражают те ее качества, в которых выражена коммуникабельность индивида, его коммуникативная программа поведения, готовность к взаимодействию, эмоционально-емпатийни возможности, его социальное место (статус, позиция, роль в группе. В целом процесс общения - это своеобразная целостная система органической социально-психологической взаимодействия участников коммуникативного процесса, сущностью которой является обмен информацией, осуществление воздействия, организация взаимоотношений, в целом социально-психологическое отражение социальной реальности.

Проблема коммуникативного потенциала личности и его реализации заключается в соотношении идеально возможного действительно имеющегося. Таким образом, определение возможных вариантов и направлений усовершенствования процесса общения и его коррекции в различных отраслях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала индивида. Говорится о психологическую и социальную основы коммуникативного потенциала. Относительно первого, то она предопределяет стремление каждого человека максимально реализовать свои психофизиологические, характерологические свойства, индивидуальные особенности в процессе общения.

Вместе с тем психологическая основа потенциала сама по себе - вне общей палитрой причинно-следственных связей, вне системы общественных отношений, то есть вне социальной основой не может обеспечить эффективное коммуникативные жизни человека, оптимальную ее участие в регуляции социального процесса. Понятие «коммуникативный потенциал личности» используется в нескольких аспектах:

• коммуникативный потенциал личности является не статической и динамической системой; такой, которая развивается (или наоборот), системой свойств и способностей: она приобретается в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальном общении с ними; это система форм, средств, путей интеграции своей деятельности с деятельностью других, собственной личности с личностями других; она закрепляется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей участия личности» в совместной деятельности;

 

• коммуникативные свойства характеризуют личность через ее возможности как конкретного и реального участника совместной с другими людьми деятельности и определяют эффективность такого участия, а соответственно, глубину и полноту вхождения в совместную деятельность и сотрудничество, полноценность вхождения в группу, в человеческое сообщество;

 

• в особых видах деятельности и в конкретных ситуациях общения, ставят к личности повышенные требования, эти свойства выступают как внутренние резервы личности, обеспечивающих эффективность ее деятельности за этих условий; именно при таких обстоятельствах оказываются особенно значимыми ситуации и условия психологической деятельности, повязки. вязанные с публичностью работы индивида, многоплановость, вообще с ее коммуникативной сущностью, а также общение в эмоционально напряженных обстоятельствах типа конфликтов и т.д.

 

Итак, самым, принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности является его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлений: от самосознания до практических действий через поведение.

При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается снижение потенциальных возможностей, разрушение статусно-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности за формального наличия потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени. Говоря о потенциальных коммуникативные возможности личности, имеем в виду желание индивида самовыразиться среди себе подобных, самоутвердитися, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательных аспект коммуникативного потенциала личности.

Какие же личностные свойства формируют базовую структуру коммуникативного потенциала? Ответ на этот вопрос могут дать исследования разнообразных связей между коммуникацией, особенностями участия в общении, налаживание контактов, восприятие, взаимовлияния, отражение социального процесса и возможностями самой личности.

Несмотря на наличие разных подходов ученых к пониманию мотивационно-потребностной сферы индивида, большинство психологов, описывая классификации потребностей личности, добавляет к ним и потребность в общении, которая трактуется и как самостоятельная специфическая установка личности на общение с себе подобными, и как межличностные притяжения, и как врожденный инстинкт общения, врожденное стремление к афилиации т.д. Следовательно, изучение мотивационно-потребностной сферы личности непосредственно связано с анализом понятия «коммуникабельность» как выражение потребности в общении, в установлении социальных связей, как выборочное отношение к людям, выборочное использование форм и средств коммуникации. В связи с этим уместно напомнить некоторые из известных психологических теорий мотивации, где так или иначе представлена потребность в общении.

Так, Э. Мейо подчеркивает значение нематериальных стимулов и мотивов, особо выделяет те из них, которые предусматривают принятие индивида группой, поощрение его действий другими людьми. А. Маслоу предложил свою иерархию человеческих потребностей, согласно которой у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают ее такие виды потребностей: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребности в любви и привязанности (человек чувствует одиночество, «голод» до нежных отношений и начинает удовлетворять эти потребности); потребности в уважении, признании и оценке (самоуважение связана с потребностью индивида в достижениях, компетентности, независимости, развития собственных способностей; уважение других людей предполагает осознание своей необходимости, престиж, статус); потребность в самоактуализации (потребность реализации власного1 потенциала, своих способностей). Анализ перечисленных теорий потребностей показывает, что здесь скорее можно говорить о потребности в контакте, в соучастии, приобщение к другому человеку и его деятельности. То есть речь идет о системе мотивов и потребностей, которые направляют участие личности в общении.

Названные выше теории потребностей в дальнейшем были дополнены другими мотивационными концепциями, среди которых стоит упомянуть те из них, для которых присуще является признание ведущей роли сознания и знаний в детерминации поведения человека во взаимодействии с другими людьми, в общении с ними. Так, Л. Фестингер одним из первых обратил внимание на то, что стимулирования к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но и знаний. Изучая этот феномен, он разработал теорию когнитивного диссонанса (от лат. Cognitio - знание, познание, от лат. Dissono - разногласий), основной идеей которой является утверждение о том, что система знаний человека о мире и себя стремится к согласованности. Когда возникает дисбаланс, человек пытается снять или преуменьшить его, что может стать сильным мотивом поведения индивида.

Следовательно, когнитивный диссонанс - это негативное побудительный состояние, которое возникает в ситуации, когда субъект одновременно обладает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте; он субъективно ощущается как дискомфорт, которого нужно избавиться. По мнению ученого, уменьшить диссонанс можно с помощью одного из трех способов: изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому; добавить новые элементы к противоречивой структуры знаний, сделав ее при этом менее противоречивой и более согласованной; ослабить значимость для индивида несогласованных между собой знаний. По результатам исследований Л. Фестингера, наиболее выраженный мотивационный влияние на человека когнитивный диссонанс осуществляет в таких жизненных ситуациях: при принятии жизненно важных решений, преодолении конфликтов, которые при этом возникают; в вынужденные осуществлении неприятных поступков; в выборе информации; в согласовании мысли индивида с позицией членов значимой для него группы; в получении внезапных результатов. Ученым было установлено, что после принятия решения диссонанс обычно уменьшается, ослабляется, причиной чего является предоставление большего веса тому решению, которое принято, а не потому, что отклонено. Одновременно был сделан другой вывод, согласно которому после принятия решения индивид невольно начинает искать дополнительные аргументы в пользу выбранного варианта и этим искусственно повышает для себя его значимость. Но случается и наоборот: после осуществления выбора человек повышает ценность не того варианта решения, который она выбрала, а того, который был отклоненному, не уменьшает диссонанса, а увеличивает его.

Мера участия каждой конкретной личности в коммуникативном процессе может определяться стилями общения. Например, авторитарный стиль общения предполагает «поглощение» общей деятельности действием одного из участников коммуникативного процесса, либеральный стиль характеризуется различными проявлениями ослаблен участия в общении (недостаточным участием или отсутствием ее), демократический - имеет целью диалогической, равноправные формы взаимодействия. Всего изучения мотивов и потребностей личности расширяет понятие «коммуникативный потенциал личности», с одной стороны, как выражение потребности в контактах с другими людьми, а с другой - как выборочное отношение к людям и выборочное использование форм общения во взаимодействии с разными людьми.

Проблема участия человека во взаимодействии и общении изучается также через проявление ее коммуникативных способностей. Следовательно, коммуникативный потенциал личности можно рассматривать как систему ее коммуникативных способностей, изучение которых осуществляется в настоящее время в весьма широком диапазоне. Традиционно в общей и дифференциальной психологии преобладающее внимание уделяется предметно-познавательном характеру способностей (способности к различным видам деятельности). Однако способности коммуникативного характера имеют не меньшее значение для психологического развития индивида, его социализации, приобретения им необходимых форм общественного поведения.

Анализируя способности к общению, стоит обратить внимание на то, что без умения адаптироваться к контактам межличностного характера и к людям, которые принимают в них участие, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать приязнь отношения в различных социальных ситуациях , нормальная жизнь и психическое развитие личности были бы просто невозможны. Среди коммуникативных способностей выделяют две основные группы: первая из них связана с умением использовать личностные коммуникативные свойства человека в общении, а вторая - с владением техникой общения и контакта.

Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений, обеспечивающих успешное коммуникативный процесс. Например, способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием, с учетом в общении особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, меняя его глубину, входить и выходить из него , передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении. Особое внимание при этом акцентируется на группе способностей, которые характеризуют «технологическую» подготовленность человека к общению: психологически правильно вступать в процесс взаимодействия; поддерживать контакты, постоянно стимулировать как собственную активность, так и активность собеседника; прогнозировать возможные пути развития ситуации, в рамках которой разворачивается коммуникация; умение преодолевать психологические барьеры; адекватно ситуации выбирать жесты, мимику, манеру поведения и т.д.

Не менее важными являются особенности индивида, связанные с познанием человека человеком в коммуникативных процессах и совместной деятельности. Эта проблематика является сегодня едва ли не самостоятельной отраслью в психологических исследованиях именно потому, что эти процессы являются весомым аспектом общения. Так, А. Бодальов, подчеркивая значимость обозначенной проблемы, указывает на то, что формирование образов людей и формирование понятий об их личностные качества подчиняется тем же законам, по которым разворачивается формирование у человека образа предмета или обобщенного знания о нем. В то же время ученый подчеркивает специфичности познания человека человеком, ведь оно связано с конкретным человеком, с его характером, способностями, с установлением и сохранением коммуникаций и т.д. При этом формы психического отражения выполняют важнейшую функцию в объединении людей - они являются регулятором общения, а образы других людей и обобщенные знания о них постоянно зависят от целей и характера коммуникаций с другими людьми. На эти коммуникации очередь влияет и деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты. К перцептивно-рефлексивных способностей принадлежат социально-психологическая наблюдательность, оценивание индивидом собственной группы и межличностных отношений, субъективное представление о собственной роли и роли других в неформальной структуре группы, индивидуальное представление о цели, ценности, установки, настроения, интересы, которые преобладают в группе, и т.д. Итак, многочисленные психологические исследования перцептивно-рефлексивных свойств и возможностей личности позволяют считать их своеобразными коммуникативными свойствами, которые формируются в ходе взаимодействия и общения и влияют на успешность участия индивидов в коммуникативном процессе.

К внутриличностным характеристик индивида, описывающих его коммуникативный потенциал, относятся также коммуникативные знания и навыки, своеобразие проявления которых в конкретной поведенческой реакции зависит от конкретного индивидуума, его типологических свойств. Таким образом, существенный аспект коммуникативной структуры личности отражают те ее качества, в которых выражена коммуникабельность индивида, его коммуникативная программа поведения, готовность к взаимодействию, эмоционально-емпатийные возможности, его социальное место (статус, позиция, роль в группе. В целом процесс общения - это своеобразная целостная система органической социально-психологической взаимодействия участников коммуникативного процесса, сущностью которой является обмен информацией, осуществление воздействия, организация взаимоотношений, в целом социально-психологическое отражение социальной реальности.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта