Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Основная база социально-психологической структуры личности

Дата публикации: 2011-11-25 16:12:00

 

Основная база социально-психологической структуры личности

Основная база социально-психологической структуры личностиЛ. Сохань, акцентируя внимание на важности социально-психологического изучения личности, отмечает, что в пределах одного и того же социального типа выделяется несколько социально-психологических типов. А. Сухов к социально-психологической структуры вводит ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики, «Я-характеристики», локусов контроля, социально-психологическую компетентность личности, статус но-ролевые характеристики, эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности. Подытоживая анализ научных исследований, можно утверждать, что базу социально-психологической структуры личности составляет совокупность внутренних особенностей, свойств и состояний личности. В основу социально-психологического понимания личности положено ее коммуникативный потенциал, т.е. то коммуникативные ядро, тот коммуникативный мир личности, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, умениями, ценностями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними спонукамы опосередковуеться активностью личности.

Среди внутренних свойств и поведенческих проявлений личности выделяют ее «Я-характеристики», ментальность, ценностно-смысловой, потребово-мотивационную и когнитивные сферы, эмоционально-психические состояния, локусов контроля, социально-психологический опыт, социальные установки, статусные-ролевые характеристики, социально -психологическую компетентность, социальную позицию «Я-характеристики» прежде охватывают «Я-концепцию», «Я-образ», самооценку. Речь идет, таким образом, об относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», формирование которого происходит постепенно, через ряд этапов вплоть до самосознания. Что касается ментальности, то данное понятие обычно трактуют как наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему осознавать мир и самих себя.

Как правило, признаки ментальности совпадают с теми характеристиками, которые входят в понятие «национальный характер», под которым обычно понимают интегративной сумму черт характера представителей нации (национальное самосознание, идея-ценность, твердая воля тошо); своеобразное, специфическое сочетание общечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации. Ментальность - это способ восприятия и понимания этносов своего внутреннего мира и внешних обстоятельств. Она отражает внутреннее состояние человека, его мировоззрение. Именно поэтому ее часто определяют как «душу народа».

Ценностно-смысловая сфера представлена ценностные ориентации, которые формируются в процессе усвоения социального опыта, проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. В общении и взаимодействии ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми особенностями коммуникативного процесса, где образуют содержательных аспект направленности личности и выражают ее готовность, внутреннюю основу отношения к действительности. При этом под социальными установками понимается субъективная ориентация индивидов как членов группы на те или иные ценности. Названы ориентации диктуют человеку определенные, социально приемлемые способы поведения. В социальной психологии установка используется при изучении отношения личности как члена группы (организации, учреждения и т.п.) в тех или иных объектов, механизмов саморегуляции; устойчивости и согласованности социального поведения индивида в принятии того или иного решения, в прогнозировании возможных форм собственного поведения и действий членов группы при определенных обстоятельствах и т.д.





Познания и преобразования человеком социума, что ее окружает, характеризует когнитивные сферу личности, которая несет большую нагрузку в плане построения картины мира. К познавательных процессов принадлежат ощущение, восприятие, мышление, память, воображение и внимание.

Применительно эмоционально-психических состояний, то они представлены симпатиями и эмоциями, волей и чувствами. Эмоция является психическим способом отношения человека к окружающему миру, к другим людям, к самой себе, к процессам взаимодействия. Она отражает в форме непосредственного переживания жизненный смысл явиш и ситуаций общения. Это - субъективная форма выражения потребностей личности. Эмоции предшествуют деятельности по удовлетворения потребностей, спонукуючы и направляя отношения. Успех и неудача, достижение цели в социальных контактах и крах идеалов - все это воспринимается человеком прежде всего эмоционально. Варианты жизненных ситуаций порождают и многообразие человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных т.д. Социальные контакты порождают социальные чувства и эмоции. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, глубже и объективно оценивают состояние собеседника и ситуацию, коллективную деятельность и общение. Основные эмоционально-психические состояния, которые испытывает человек в процессе взаимодействия, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекта. Развитие и совершенствование высших эмоций и чувств предполагает личностное развитие человека.





В отличие от эмоций и чувств волевые акты личности связанные с довложением усилий, принятием решений и их реализацией. То есть воля выражается в действии.

При этом волевой действие предусматривает наличие продуманного плана воплощения поступка. Особым признаком волевой действия являются усиленное внимание к взаимодействию и отсутствие непосредственного удовольствия, которое имеет место в процессе и результате ее реализации. Иногда человек направляет волевые усилия на то, чтобы не победить обстоятельства социального взаимодействия, а преодолеть самого себя в процессе этих контактов. В личности воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка, представляющих первичные волевые качества, которые определяют реальную поведение человека в конкретной жизненной ситуации. О волевую личность говорят, что она решительная, смелая, уверенная в себе, верит в дело. Перечисленные качества развиваются несколько позже, чем представленная выше группа свойств.

Особое внимание следует обратить на такую волевую качество, как вера, без которой во взаимодействии и общении не обойтись, так же как не обойтись без уверенности в себе и доверия. Вера характеризует особое состояние психики человека, которая заключается в полном и безоговорочно восприятии каких сообщений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и выводов, которые в дальнейшем могут стать основой человеческого «Я», определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений. Третью группу качеств, характеризующих свободу человека, составляют ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.





Среди основных психологических функций воли ученые выделяют следующие: выбор мотивов и целей; регуляция спонукування к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; организация психических процессов в систему, адекватную определенной человеческой деятельности; мобилизация психических и физических возможностей в ситуации преодоления препятствий на пути к поставленным целям . Волевой регуляция поведения и ее развитие в индивида осуществляются в нескольких направлениях: превращение несвавильних психических процессов в своевольная; обретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности; сознательная постановка человеком перед собой все труднее задач, требующих приложения значительных волевых усилий.

Потребово-Мотивационная сфера личности представляет собой сложное интегральное психологическое образование. Активно взаимодействуя с другими, человек стремится достичь взаимопонимания, выяснить как свои собственные причины поведения, так и партнеров в общении. Во всех этих процессах есть мотив, т.е. то, что принадлежит самому субъекту поведения. Мотив является устойчивой личностной свойством, которое вбирает в себя потребности, намерения что-то сделать, а также спонуку к этому.

Важными по своему мотивационных значением есть потребности, которые выступают источником активности человека. Благодаря им осуществляется регулирование поведения личности в социуме, определяется направленность мышления, эмоций, чувств и воли человека. Удовлетворение потребностей человеком является процессом присвоения им определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием и социальными отношениями. Среди основных потребностей личности выделяют следующие: биологические (потребности в пище, воздухе и т.д.); материальные (потребности в одежде, жилье и т. д.); социальные (потребности в предметно-общественной деятельности, в осознании личностью своего места в обществе); духовные (потребность в познавательной, моральной и другой информации). В целом мотивация является совокупностью причин психологического характера, которые объясняют поведение и поступки человека, их начало, направленность и активность.

Локусов контроля является тем свойством личности, которая формируется в процессе социализации. Это склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (екстернальний локусов контроля) и собственным способностям и усилиям (интернальний локусов контроля).

Многочисленные эксперименты показали, что склонность к скстернальности проявляется в неуверенности, желании отложить реализацию намеченного на неопределенный срок и, одновременно, в способности рисковать. Интерналы, наоборот, более толерантны, последовательные, уверены в себе, настойчивы в достижении запланированного.

Наличие социально-психологического опыта предусматривает накопление коммуникативных знаний на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия людей в социальных группах. Человек в этом процессе - не пассивный споглядач социально-психологической реальности, а активный субъект социально-психологического отражения.

Социально-психологический опыт основывается на предметно-чувственный деятельности, коммуникативной практике реальном преобразовании социально-психологических явиш. Социально-психологический опыт - это единство коммуникативных знаний, умений и навыков. Он одновременно выступает и как процесс практического влияния индивида на социально-психологические явления, и как результат этого воздействия в виде коммуникативных знаний и умений.

Социальные установки отражают социальную идентичность и адекватность связей и контактов между различными социальными типами людей, представителями различных социальных групп; это социальные ориентации на контакты по поводу деятельности социальных субъектов и их неодинакового положения в обществе, неодинаковой роли в общественной жизни. Внутри социальных отношений формируются конкретные, персонифицированные межличностные отношения.

Социально-психологическая компетентность личности предусматривает совершенные знания в области общения (делового, неформального и т.д.), способность индивида эффективно взаимодействовать с людьми, которые его окружают. Можно вести речь о социально-психологическую компетентность в системе управления, образования, науки, предпринимательской деятельности и т. п. Такое понимание названной компетентности связывается с квалификацией специалиста, его профессионализации. В состав социально-психологической компетентности входят знания в области взаимодействия, поведения, обмена информацией, восприятие людьми друг друга. Сюда также относятся способность человека ориентироваться в социальных отношениях, контактах, ситуациях, правильно определять внутренние особенности и состояния других людей, выбирать адекватные способы взаимодействия с ними, определенную программу и линию поведения.

Социально-психологическую компетентность разделяют обычно на два вида: жизненную и профессионально. Жизненная социально-психологическая компетентность является результатом социализации: жизнь требует умения разбираться в вопросах общения. Социализация охватывает бытовые картины мира, стереотипы, художественные образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной отрасли. На жизненную социально-психологическую компетентность могут влиять предрассудки, особые психологические способности, на которых спекулируют всевозможные шарлатаны. Современная жизненная социально-психологическая компетентность связана с необходимостью приспосабливаться к рыночным отношениям, что приводит к модификации ценностных ориентаций (ставка на внутренний локусов контроля, индивидуалистичний образ жизни, свои возможности).

Относительно профессиональной социально-психологической компетентности, то она состоит из научных картин мира и знаний в сфере общения. Исследователи также обращают внимание на кастовая и профессионально-преступную социально-психологическую компетентность, где первый является совокупностью знаний специфической системы етикетного общения в замкнутых сообществах (политическая элита, аристократических круги и т.д.), а вторая - предусматривает коммуникативные знания, которые используются преступниками для совершения противоправных действий . В целом социально-психологическая компетентность личности может определяться следующими факторами: индивидуальными особенностями человека, его психическими состояниями, коммуникативные потенциалом, особенностями социализации, влиянием социокультурных и етнопсихологичних различий участников взаимодействия, уровнем коммуникативной подготовленности, специальным коммуникативных подготовки.

Статусные-ролевые характеристики личности определяют ее поведение, индивидуальность, проявляются в поступках, в активности человека. Одновременно они свидетельствуют о зависимости личности от конкретных социальных структур, общественной ситуации.

Социальная позиция обусловлена определенным типом установок и ориентаций, целью совместной деятельности. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности личности и представляет реальную поведение индивида, реализацию отношений в конкретной жизненной ситуации.

В целом, анализируя и синтезируя компоненты социально-психологической структуры личности, следует учитывать уровни обобщением кретизации, на которых выстраивается эта структура. Первый уровень предусматривает рассмотрение компонентов как системных, базовых социально-психологических характеристик личности. На втором уровне осуществляется анализ и синтез этих компонентов. Третий уровень конкретизации образуют социально-психологические проявления личности, взаимосвязи компонентов .Можно предусмотреть и следующие уровни конкретизации, на которых происходит анализ и классификация конкретных социально-психологических проявлений личности на этапе ЕЕ социализации, в сфере общения и межличностных отношений, в области групповых процессов и в определенных видах деятельности.

Обращение к такому способу рассмотрения предполагает изучение процесса реальной жизни индивида, который состоит по сути из непрерывного пересечения с процессами жизнедеятельности других людей. Вместе с тем анализ воздействий, которые осуществляют на личность ее контакты с другими людьми, приводит к пониманию того факта, что общение является не столько важной составляющей в жизни индивида, сколько оно тождественно самому человеческому жизни и предусматривает взаимодействие, восприятие людьми друг друга, обмен информацией и т.д. Такое толкование общения в жизни человека свидетельствует о его принципиальное единство с личностью, невичленування из целостного бытия индивида.

А. Бодальов, рассматривая общение как обязательный формовочный фактор в развитии личности, обращает внимание на то, что взаимодействие людей друг с другом, кроме игры, обучение, производственной или бытовой труда, также является деятельностью, поскольку, вступая в общение, люди, как правило, ставят определенную цель: удержать человека от неправильного поступка, сделать другого своим единомышленником, реорганизовать собственную деятельность и т.п. В данном случае деятельность в форме общения - это активность индивида, направленная на достижение усвидомлюваних целей. Следовательно, без общения не может происходить полноценное развитие человека ни как личности, ни как индивидуальности. Под влиянием общения формируются определенные характеристики состояний и свойств личности: социальные установки, жизненные цели, картины мира, эмоционально-чувственные компоненты, моральные нормы и т.д.

При этом является очевидным тот факт, что когда моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не будут совпадать с нормами, которые лежат в основе их общения в других видах деятельности, то развитие личности будет затруднен или будет иметь в большей или меньшей мере противоречивый характер.

В какой же социально-психологической парадигмы возможна построение адекватного развития личности? Проблему следует изучать на разных уровнях. На уровне «общение - взаимовлияния» имеют место три стратегии: объектная, субъектного, интерсубьектна. Развитие личности при таких условиях можно рассматривать как результат психологического влияния одного субъекта на другой, как способ взаимодействия и как следствие диалога. На уровне «общение - деятельность» речь идет об использовании социально-психологического опыта в практике общения, реализацию дияльниснои сущности общения, которая сводится к пониманию личности как участника общения, как реальной, уникальной и неповторимой индивидуальности, субъекта деятельности. Объективная необходимость общения в жизни людей порождается объективной необходимостью их совместной деятельности. Когда возникает эта объективная необходимость совместной деятельности? Она возникает только там и только тогда, где и когда индивидуальная потребность человека в любой почему, может быть удовлетворена не иначе, как через совместную деятельность с другим лицом. Речь идет именно о совместной деятельности, а не о параллельной или одновременную деятельности. Только став участником этой совместной деятельности и осуществив совокупной деятельности, человек приобретает возможность удовлетворить свою индивидуальную потребность через достигнутый совместный продукт. При этом речь идет не только о сотрудничестве в трудовой, но и в познавательной, духовной, интеллектуальной деятельности. Анализируя все обстоятельства и условия совместной деятельности людей, замечаем, что в начале ни одна из их деятельности не задана как коллективная.

Такой ее делают сами люди. А до этого ее особенность заключается в том, что индивидуальные потребности людей можно удовлетворить только благодаря объединенным усилиям. Необходима особая активность для того, чтобы объединить индивидуальные усилия в совместной деятельности. Такое объединение предполагает: осознание общности объекта и формирование коллективной потребности, которая объединяет в себе индивидуальные потребности и создает единство цели; осознание невозможности удовлетворить индивидуальную потребность индивидуальными усилиями и нахождения того или иного способа объединения этих усилий; осознания конечного результата объединенных усилий как продукта, который несет в себе возможность удовлетворить любую индивидуальную потребность формирование представления о себе как часть общего, как участника совместной активности и нахождения того или иного способа присоединения к этой коллективной активности вместе с другими ее участниками и т.д.

Отсутствие способности к общению, а следовательно, и недостаток собственно общения как особой активности, лишает возможности совместной деятельности, возможности соединения индивидуальных сил в общественную силу. В таком понимании общения является особой формой активности, через которую осуществляется коллективная деятельность.

На уровне «общение - обмен информацией» становления личности происходит в рамках проявления ее коммуникативных способностей, качеств, умений, в рамках реализации коммуникативной программы поведения. Здесь также говорится о развитии определенных социальных действий личности, степень ее активности в поисках нужной информации. Уровень «общение - восприятие людьми друг друга» предусматривает развитие личности как проявление ее перцептивной-рефлексивних, эмоционально-емпатийних возможностей. На этом уровне возникает взаимопонимание (недоразумения между участниками общения. Происходит развитие познавательных процессов личности на стадиях конкретно-чувственного и абстрактно-логического отображения. Уровень «общение - межличностные отношения» служит определенной цели: развитию статус но-ролевых и полово-ролевых характеристик индивида, проявления социально-психологических стереотипов поведения человека, составляющих определенного социально-психологического типа. Можно предусмотреть и другие уровни: «общение - обмен нормами», «общение - обмен ценностями», «общение - социальное поведение» и др.

Конечно, выделение указанных уровней имеет несколько условный характер, ведь во время общения на разных уровнях может одновременно происходить и обмен нормами, знаниями, определенными ценностями и взаимовлияния, взаимопонимания и т.д. Такое выделение необходимо для более полного и углубленного описания, изучения и анализа исследуемого феномена - развития личности в координатах общения..

 

В целом, подводя итог, можно назвать ряд важнейших факторов, которые делают общение необходимой составляющей в развитии личности:

• общаясь, люди передают друг другу знания о окружающую действительность, умение и навыки, необходимые для осуществления определенного вида деятельности;

 

• общение расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, необходимых ей для жизнедеятельности;

 

• общения является обязательным условием формирования когнитивной, афективной и мотивационной сферы индивида;

 

• в ходе общения происходит обмен ценностями, нормами, информацией, необходимыми человеку для ЕЕ полноценного становления в социуме;

 

• общения является непременной предпосылкой развития у индивида комплекса качеств и способностей, которые делают его личностью, способной взаимодействовать, понимать и влиять на себе подобных (развитие перцептивно-рефлексивних свойств и эмоционально-емпатийних возможностей);

 

• общение влияет на реорганизацию социальной ориентации, социальной установки, статусно-ролевых характеристик личности;

 

• в ходе общения происходит активизация внутренних особенностей и состояний личности и актуализация составляющих ее коммуникативного потенциала;

 

• общение способствует приобретению нового социально-психологического опыта, формированию определенного социально-психологического типа, социально-психологическом Акме личности.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта