Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Социально-психологическая стабильность

Дата публикации: 2011-11-25 17:37:00

 

Социально-психологическая стабильность

Социально - психологическая стабильностьСоциально-психологическая стабильность (равно как и социальная, политическая, экономическая и ДРУГИЕ виды стабильности) взаимосвязана с общественным прогрессом, т.е. таким направлением развития общества, что характеризуется прогрессивными изменениями отдельных социальных сообществ и индивидов, переходом от менее совершенного состояния к более совершенного и т.д. Источником этого прогресса выступают человеческие потребности и интересы, их удовлетворение.

Отсутствие возможности для удовлетворения имеющихся потребностей и развития новых интересов и ценностей приводит к регресса, упадка, стагнации. История дает примеры социального регресса, упадка культур и цивилизаций, что свидетельствует в пользу зигзагообразные общественного прогресса. Одновременно происходят не только количественные, но и качественные изменения в этом процессе. Социологи отмечают, что в наше время меняется и само понятие социального прогресса. Его основным критерием становится одновременное приведение общественного устройства в соответствие с требованиями развития техники и обычной природой человека. В связи с этим важным признаком новой цивилизации становятся качественные изменения роли человека во всех сферах общественной жизни, что не может не сказаться на социализации личности.

Изучение влияния определенного этапа жизненного цикла личности на успешность ЕЕ социализации с учетом факта стабильности - нестабильности развития общества позволило психолога высказать предположение о том, что с основание строить не одну, а две модели социализации личности и только затем переходить к их обобщению в единой модели. Первая из них рассчитана на относительно стабильную социальную среду, а вторая модель предполагает становление личности в быстро меняющемся социуме. Вместе с тем жизненный путь человека, как отмечалось выше, также состоит из периодов творчества, активности и переходных, критических периодов.

Следовательно, можно вести речь о таких особенностях социализации личности:

 

• социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в стабильные периоды развития общества;

 

• социализация личности, находящейся в стадии кризиса, в стабильные периоды развития общества;

 

• социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в нестабильные периоды развития общества;

 

• социализация личности, находящейся в стадии кризиса, в нестабильные периоды развития общества.

 

Сочетание стабильности общественного развития с индивидуальным возвышением личности (вариант А) дает в большинстве случаев, как показывают социально-психологические исследования (опросы, наблюдения и т.д.), такие образцы социального поведения человека: позитивные - социально-активная, взвешенная позиция; профессиональный рост; достижение высоких показателей; сохранение существующих социальных отношений и контактов; групповой уровень идентичности; взаимопонимания в общении, попытки решать проблемы путем обсуждения, анализа, изучения, диалога; рефлексивна поведение; активность личности в поиске нужной информации и др.; отрицательные - постоянная эксплуатация потенциальных возможностей , усталость числе и коммуникативных, поскольку стабильное общество (этап стагнации частности) не всегда предлагает различные варианты проявления активности и творчества; на фоне эксплуатации потенций возникают психоневротични срывы, падает активность; привычка к «социального уюта» тормозит творчество; неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.п. .





Сочетание стабильности развития общества с индивидуальной кризисом (вариант Б) может дать такие образцы социального поведения личности: позитивные - «мягкое» прохождение кризисного периода развития человека за счет социальной защиты человека; социальная стабильность предотвращает роковым проявлениям индивидуальных неурядиц и др.; отрицательные -- углубление общественной апатии; недостаточное количество вариантов в обществе для проявления индивидуальности затягивает кризисный период развития личности; личностный застой, стагнация и др.

Если в стабильные периоды развития общества человек не полностью реализовала свои возможности или была среди социальных аутсайдеров, то социализация происходит довольно продуктивно, ведь именно за кризисных условий ее зрелая идентичность оказалась необходимой; отрицательные - поиск «внешних» врагов; резкие социальные перемены могут внести некоторую дисгармонию в систему отношений, сложившихся вызвать крах идеалов, апатию, суицид и т.д.; наиболее одаренные индивиды впадают в состояние психосоциальной моратория, что выражается в неприятие системы ценностей общества и формировании своей собственной; конфликтная поведение; сложность адаптации к новым условиям жизни; переживания глубокой личностной кризиса (чем полнее происходила реализация потенциала личности в стабильные периоды развития общества, тем глубже будет индивидуальная кризис) и др. Сочетание нестабильности развития общества с индивидуальной кризисом (вариант Б) может дать такие образцы социального поведения: позитивные - кризис в обществе может сократить индивидуальную кризис по типу «клин клином вышибают», дать толчок к новой мобилизации; духовный, творческий, психоэмоциональных всплеск; нестабильность общества может быть благоприятным моментом для переоценки ценностей, отдыха (физическое и психическое состояние также в этом нуждается), для необходимой остановки, чтобы рассмотреть, адаптироваться и принять соответствующее решение и др.; отрицательные - «углубление в прошлое»; «замыкание в себе»; сложность адаптации; апатия, аморальны, антисоциальная поступки (алкоголизм, наркомания и т.д.); суицид и др.





Что касается детей и подростков, то процесс социализации в условиях стабильности-нестабильности общества происходит иначе. В стабильные периоды развития общества, по данным Л. Колберга, дети до семи лет находятся преимущественно на доконвенциональному уровне морального развития, то есть их поведение определяется попыткой избежать наказания или получить поощрение, преобладанием индивидуально-личностного уровня идентичности. С тринадцати лет и до окончания школы у большинства подростков преобладает групповой уровень идентичности, когда нравственность-безнравственность делах производят взаимную между людьми оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка.

Есть все основания полагать, что этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминантным, ведь всего десять процентов детей старше шестнадцати лет, достигают постконвенционального уровня нравственного развития, который характеризуется одновременным выражением индивидуально-личностного и общечеловеческого уровня идентичности. В условиях общественного кризиса, в случае разрушения предыдущей системы общественных ценностей и создание новой дети в своем поведении в значительной степени руководствуются принципом удовольствия.

Следовательно, они достаточно естественно воспринимают новые социальные нормы. Юность является тем периодом, структура идентичности которого влияет на все последующие стадии социализации личности. Одновременно на этом этапе могут быть преодолены конфликты и страхи подросткового возраста. В условиях нестабильности общества молодые люди могут пребывать в состоянии, когда система общественных ценностей не воспринимается, взамен формируется собственная, что способствует возникновению как положительной, так и негативной идентичности. Отрицательная поведение проявляется в отрицании системы правил, традиций, взглядов, нарушении социальных норм, формировании преступной субкультуры. Есть и третий вариант социального поведения: имеющаяся система ценностей не воспринимается, но в открытый конфликт с ним молодые люди не вступают. В общем, если дети и подростки относительно легко адаптируются к изменяющимся условиям общества, а молодежь имеет определенные проблемы в этом, то люди периода зрелости переживают наибольшие трудности при адаптации к новым условиям жизни.





Стабильность - нестабильность развития общества и индивидуальные особенности людей могут привести к разнообразию линий социального поведения и вариантов жизненного пути индивидов. Классификация этих вариантов - дело чрезвычайно сложное. Очень трудно проанализировать диалектики различных периодов жизни человека в обществе: ни один из исследователей не в состоянии проследить все человеческие жизни от старта до финиша, ведь слишком непродолжительным является его собственное существование. Наибольшее исследованным с этап детства и юности, тогда как зрелость (самый длительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности) изучен недостаточно. Именно поэтому чрезвычайно своевременным является развитие в течение последних десятилетий акмеологии - науки о зрелость, условия и факторы, способствующие достижению Акме (наивысшей точки, лучшей поры, расцвета). Следует также приветствовать расширение разработок в области геронтологии - учение о проблемах старения и долголетия.

Поскольку социализация личности в различные возрастные периоды характеризуется специфическими социально-психологическими особенностями, то возникает необходимость подробно рассмотреть проявление этих особенностей на отдельных этапах развития и становления индивида.

Важными социально-психологическими новообразованиями подросткового возраста являются: личностный самоутверждения, взрослость, потребность в общении, значительное увеличение контактов, просмотр установленных ранее убеждений и представлений, формирование нового мировоззрения, усвоение ценностей и норм подросткового среды и т.д. В разнообразных межличностных отношениях подросток ищет ответ на вопрос, который он в глазах окружения. Вместе с тем в отношении к родителям проявляются признаки эмансипации в диапазоне от отстаивание своих взглядов до побега из дома. В старшем подростковом возрасте индивид выходит на общение с обществом, что ведет к появлению новых авторитетов, которые подросток находит не только в среде непосредственного взаимодействия, но и благодаря прессе, кино, компьютеру, телевидению. Поступления в крови гормонов, вырабатываемые органами внутренней секреции, вызывают у подростков то занижены, то завышенное восприятие окружающего мира, спад или подъем работоспособности и энергии, что сопровождается чередованием замечательного настроения с погружением во внутренние переживания. Следовательно, его внутренний мир, который постоянно усложняется, требует порой интимности и автономии от любых, порой даже доброжелательных внешних воздействий. И то, что он остается один на один со своими проблемами, может способствовать как укреплению его самостоятельности, так и возникновению некоторой отчужденности. В этот же период возникают половые состава и связанные с ними новые переживания. К тому же состояние некоторых нервных центров изменяется таким образом, что вся информация сексуального характера становится для подростка актуальной, значимой, что, в свою очередь, способствует развитию потребности в признании своих достоинств представителями противоположного пола. В классе появляются влюбленные пары, культивируются дружеские отношения.

С социально-психологической точки зрения следует выделить характерные для подросткового возраста явления акселерацию (от лат. Acceleratio - ускорение; ускоренный соматических развитие и физиологическое созревание подростка, что проявляется в увеличении веса и массы тела, более ранних сроках полового созревания, которые, в свою очередь, становятся источником психологических коллизий - смысловых барьеров, конфликтов, афективних форм поведения и т.д.) и инфантилизму (от лат. infantilis - детский; сохранение в психике и поведении особенностей, присущих детскому возрасту; такой подросток отличается незрелые эмоционально-волевой сферы, что проявляется в несамостийности решений и действий, чувстве незащищенности, занижены критичности к себе и т. д.). Усиливают инфантилизм не только различные аномалии деятельности мозга и желез внутренней секреции, но и недостатки образования и воспитания. Речь идет о таких стиле влияния взрослых на подростков, как диктат, опека и вседозволенность. Попытки родителей навязать детям свое мнение, отдалить от общества сверстников, во всем потакать может привести к негативным последствиям - задержки не только двигательных умений и навыков, недостаточной физической силы, но и неумение общаться, сдерживать свои эмоции, желания. Здесь возникает и другая проблема: тяга к младшим, которыми можно управлять и среди которых легче маскировать свою несостоятельность.

В связи с неравномерным ускорением роста, непропорциональными развитием костей и мускулов у подростков наступает временная дисгармония в координации движений, что вызывает серьезные эмоциональные переживания. Подростку хочется нравиться себе и другим, иметь привлекательную внешность уже сегодня, а не в отдаленном будущем, когда он с «гидко утят» наконец-то превратится в прекрасного лебедя.

Здесь важным условием самосознания подростка выступает самооценка своей внешности. Необразливий, на первый взгляд, со стороны других шутку в адрес подростка может вызвать острый конфликт или скрытый болезненный состояние. Исследования показывают, что подростки, которые за своими физическими особенностями выделяются из окружения сверстников, в большей степени склонны к неблагоприятного воздействия социально-психологической среды, что вызывает формирование негативной Я-концепции, зависимости от окружения или борьбы с ним. Л. Божович отмечает, что оценка окружение играет две роли: она выступает как критерий соответствия поведения подростка общественным нормам, помогая выделить определенное качество из конкретных способов поведения и сделать ее предметом самопознания и самооценки.

Важное социально-психологическое новообразование подросткового возраста - взрослость является прежде новым уровнем притязаний, что прогнозирует будущий состояние, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их отражение в самосознании подростка. Чувство взрослости вступает в противоречие с реальное неизменным статусом в семье и школе, что порождает шерег негативных форм самоутверждения: если подросток не в состоянии проявить себя и доказать окружению свою взрослость общепризнанными социально-нравственными нормами и принимаемых способами, он старается делать это любой каким образом, вплоть до аморального или асоциальны - грубость в поступках и общении, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.п.

В подростковом возрасте теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями и на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков формируется не только первая, более серьезное, по сравнению с ранними вековыми связями, общество, где они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и решается четкое задание: получить в обществе признание своей социальной значимости. За внешней картиной доминирование взаимоотношений со сверстниками кроется глубоко скрытая психологическая ориентация на совсем другие отношения - направление на взрослое общество, его отношения, попытка их усвоить.

Однако, замечая не только равнодушие, но и раздражение взрослых, подростки вынуждены расширять свои контакты с ровесниками, интенсивно формируя собственный социум, жесткие законы которого довольно часто выражают своеобразный протест против дезорганизованости взрослого сообщества. Именно потребность в социальных контактах и связях лежит в основе организации многочисленных подростковых группировок - от положительных до криминогенних. Неусвидомлювана цель отношений со сверстниками - попытка подростка социально актуализуватися, не остаться незамеченным, социализуватися, обратить на себя внимание, самому быть общественно привлеченным.

Попытки интегрироваться в общество проявляются в различных подростков по-разному: от индиферентности к активности и обостренно напряжение. Обычно современные подростки ориентируются в социальных контактах на взрослую сообщество, отношения внутри нее. В сознании подростков доминируют НЕ школа, обучение, не отдых, а общество и общество, их проблемы. Изучение социально-психологических особенностей социализации подростков свидетельствует, с одной стороны, об их мотивационную готовность к усвоение норм и ценностей общества, с другой - о маргинальнисть подрастающего поколения, недостаточную самореализацию, частичное затребування потенциала подростка как самой личностью, так и обществом.

Потребность подростка достичь одного уровня с обществом обусловливает изменение его отношения к своего окружения. Однако между этой потребностью и ее реализацией лежит грань, которая определяется социально закрепленными позициями детства и взрослого мира, образуется «зона отчуждения», которая проявляется в агрессивности и страховые подростков и раздражении и тревоге взрослых. Можно назвать внешние и внутренние причины, которые побуждают появление этой «зоны».

Внутренние причины связаны с особенностями психического развития подростков и взрослых, а внешние - с особенностями их взаимодействия. Для современного подростка типичны недовольство отношением к ним взрослых и углубление кризиса самооценки. При этом четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Итак, намечается тенденция к углублению и усиления потребности в самоутверждения и самокритичности. И то, и другое направлено на одно - выход в общество, получение его признания. А общество (имеются в виду прежде всего взрослые) не готово пока найти приемлемые формы этого признания.

Производительность такого поиска возможна на основе осознания взрослыми содержания социализации подростка, т.е. субъективного присвоения подростком социальности в ее общественно значимые оценке. Можно выделить два устойчивых типы позиций подростка, которые имеют принципиально разный социально-психологический смысл - промежуточные «Я в обществе» и узловые «Я и общество». При реальном объединении этих позиций на первый план выходит то одна, то другая.

Практика взаимоотношений показывает, что решающая роль принадлежит позиции «Я и общество», ведь подростковый этап социализации отличается наиболее выраженной индивидуализацию, самодетерминацисю, самоуправление подрастающей человека, не просто становится субъектом, но и осознает себя как субъект.

Подросток критически относится к тому, что говорит собеседник, о чем написано в книгах, говорится в средствах массовой коммуникации. Названа социально-психологическая особенность подросткового возраста требует от взрослых целенаправленной работы по формированию объективных оценок социума. Только тогда эта возрастная особенность способствовать социализации подростков, накоплению ими позитивного социально-психологического и нравственного опыта, когда их вчитимуть умению находить в реальных явлениях положительное и отрицательное, объективно оценивать их, предусматривать дальнейшее развитие и корректно выражать свое отношение к ним. Иначе наблюдается разрыв между сознанием и поступком, между словом и делом, неразвитость опыта поведения, неумение соотносить нравственные нормы с реальной деятельностью. И как следствие, моральное сознание подростков не становится регулятором их индивидуальной поведения.

Чем хуже с отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам, тем больше от них зависит. Итак, референтной группы как институты социализации играют большую роль в становлении и личностном самоопределении подростков. Ценностные ориентации референтной группы существенной мере определяют социально-психологическое лицо подростка. Поскольку группа - единственная плоскость социально-психологического опыта, в котором может проявить себя подросток, которую он может усвоить и через которую познать совокупность общественных отношений, то именно группа становится формивною силой в социализации подростка. Здесь чрезвычайно существенным является вопрос о том, что определяет референтной значимости той или иной группы в глазах подростка, или, наоборот, способствует ее снижению. Речь идет прежде всего об условиях, которые являются в той или иной группе для успешного формирования социально-психологического опыта, для удовлетворения потребности в общении. Если условия не способствуют реализации этих потребностей, подросток начинает ощущать психологический дискомфорт, который возникает в результате неудовлетворенности, что приводит к конфликтам со школой, семьей, ровесниками или к отчуждению от этих социальных институтов, снижение их референтной значимости в глазах подростков, к поискам других путей самоутверждения, другой среды общения. Речь идет о рискованные хулиганские группировки, которые, как считает сам подросток, дают ему свободу действий, взаимоотношений, большую возможность для проявления собственного «Я», другие варианты общения. В таком случае возникает проблема аморальности, а часто и преступности.

В мире духовных ценностей подростков также произошел заметный перелом. В их сознании, моральным ориентирам четко просматривается как обновление духовных сфер личности на основе глубокого и дифференцированного овладения общечеловеческими ценностями, так и проникновения в Подростки среду негативных тенденций, имеющихся в обществе. Оценить данную ситуацию однозначно вряд ли возможно. Очевидным в социализации современного подростка есть главное: идет процесс отторжения мифологизованих ценностей времени, которое прошло, и формирования качественно обновленной сознания. В связи с этим встает вопрос о том, какие идеалы необходимо представить подростку. Из истории известно, что все могучие нации, которые существовали в прошлом или существуют теперь, имели или имеют идеал, глубоко укорененных в душах людей. По мере того, как национальный идеал теряет способность пленить людские души, нации утрачивают свое могущество. Следовательно, национальный воспитательный идеал вытекает из народных верований, обычаев, традиций, из конкретных ценностных ориентаций и потребностей конкретного народа. Он не должен отрицать общечеловеческих ценностей (честность, порядочность, любовь к Родине, уважение к старшим и т.д.). Апробуючы, подтверждая, поглощая общепризнанные ценности, национальный воспитательный идеал дополняет их теми чертами, которые специально отвечают духовности того или иного народа.

Каково же реальное отношение украинских подростков до общечеловеческих ценностей в динамике? Если в 80-х годах XX века подростки более всего ценили честность, доброту, скромность, общительность, правдивость, т.е. речь шла о примат духовных ценностей над материальными, то начало XXI века, по данным наших исследований, характеризуется значительной переоценкой ценностей: предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (как стать здоровым, богатым, знаменитым и т. п.). Ранее такая ситуация квалификувалася только как негативное, а теперь она свидетельствует о действительный процесс перестройки духовного мира, который захватил все население, в том числе и подростков. В целом изменения в ценностных ориентациях подростков обусловлены заметными изменениями политической, экономической, социально-психологической ситуации в украинском обществе. С одной стороны, они демонстрируют направленность в будущее, обеспокоенность остро-социальными проблемами (войны и мира, экологии и т.д.), поиск своего «Я», а с другой - «вакуум» веры, пассивность, дефицит духовных контактов, гуманистических начал личности. В нынешней ситуации социализации подростка, когда происходит глобальная трансформация общественного строя, очень важно оберегать юное поколение от состояния социальной фрустрации и всячески содействовать его прогрессивному росту. Иначе подростки сконцентрируют в себе те социально-психологические характеристики «маргиналов», которые будут создавать трудноти в ходе их интеграции в социальные институты и социальные отношения. Постепенно загострюючись и поглиблюючись, становясь все более устойчивыми, такие социально-психологические новообразования имеют негативный оттенок, деформують подростка, приводят к грубости и жестокости в отношениях, к наркомании, проституции, преступлений. Есть также опасность, что, легко потеряв ориентиры и став удобным объектом разного рода (политического, преступного и т.д.) манипулирование, подростки могут свернуть на путь антисоциальной поведения, впасть в агрессивность или социальную апатию, а их активность может приобрести ескапистськои (от англ. escapism - бегство от житгя) или страглистськои (от англ. struggle - борьба)-направленности деструктивного характера.

Наиболее значимыми различиями процесса социализации современного юного поколения являются: переоценка ценностных ориентаций и смена идеалов, расширение референтных связей и изменение содержательности общения в них; снижение уровня саморегуляции. Общие тенденции современного этапа общественного развития, виддзеркалюючись в сознании подрастающей личности, влияют на формирование ее ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков 70-90-х годов XX века позволяет сделать вывод, что у современного поколения, которое подрастает, ценности общественного характера уступили ценностям индивидуального характера. Претерпит изменения и номенклатура лиц, которых выбирают подростки как идеал: до нее уже не относятся государственные деятели (ни прошлого, ни современного, зато признаются идеалами настоящие спортсмены, актеры, певцы (преимущественно иностранные). Среди современных подростков значительно обесценились качестве общественной направленности при одновременном повышении значимости качеств индивидуалистськои направленности. Изучение ценностных ориентаций благополучных и трудновоспитуемых подростков свидетельствует, что первые в основном ориентируются на ценности, которые имеют моральную направленность, другие - выбирают ценности с материальной направленностью. Среди современных трудновоспитуемых, в отличие от их предшественников, имеет место усиление девальвации моральных ценностей и ценностей, связанных с трудовой деятельностью. Нынешние подростки характеризуются высоким уровнем личностной тревожности. Среди них возросла обеспокоенность проблемами, связанными с будущим жизнью, профессиональным самоопределением, взаимопониманием с родителями, экологической ситуацией в стране. Параллельно с этим уменьшилась важность проблем в сферах самосовершенствованию и жизни людей, которые их окружают. Современные подростки не осознают зависимости будущих жизненных достижений от качества полученного образования. Произошли изменения в иерархии желаемых профессий: среди них престижными считаются профессии менеджера, юриста, врача, экономиста, а уж потом - учителя. Доминантным мотивом в выборе современными подростками желаемой профессии, в отличие от их предшественников, есть мотив материального достатка. Относительно современных институтов социализации, то они характеризуются потерей значительного потенциала воспитательных возможностей в обеспечении процесса становления личности подростка. К важнейшим факторам, которые обусловливают такую ситуацию, относятся: в условиях семьи - увеличение количества разводов, тенденция к однодитности, высокая трудовая занятость родителей и т. д.; в условиях школы - снижение авторитета учителя и педагогической деятельности в целом, слабая организация внеурочное время учащихся и отход от организованных форм общественно полезной деятельности, низкий профессиональный уровень молодых педагогов и т.д.; в условиях внешкольного среды - незначительная эффективность реализации нравственного потенциала подростковых организаций и объединений за одновременного отсутствия у большинства подростков желание быть их членами, обнищание сферы культурного досуга , увеличение количества стихийно создаваемых неформальных групп и т. п.

Непосредственные причины того или иного поведения подростка неразрывно связаны с целым рядом противоречий общества, социальной среды, микросередовища и самой личности. Среди главных условий, которые провоцируют внутренние и внешние противоречия, выделяют следующие: недоступность для современного подростка тех условий образования, воспитания, профессионализации, развития, которые необходимы для нормальной социально-культурной адаптации личности в данном обществе; бедность прямых и косвенных связей и отношений подростка с другими людьми; несоответствие упрощенных способов поведения и деятельности, которые навязываются подростковые окружением, восхищенных екзистенциальним стремлением его возраста; большая дистанция между духовным сосредоточенность, идеальными ожиданиями от жизни и реальными результатами и эффектами поступков и действий подростка; сужение границ свободного передвижения в пространстве, строгий регламент времени для творческого самовыражения, увлечений, игр; неволодиння подростком способами фиксации «Я в жизни», отрешенность от самопознания, рефлексии; преимущество деструктивных сил, которые постоянно выходят из личности данного подростка, над заложенными в нем силами развития, конструктивного жизни ; несоответствие уровня выявленных способностей и ранее закрепленных качеств подростка задачам, которые он ставит перед собой; неприятие (отчуждение окружения, что является значимым для подростка) результатов его самовыражения; преувеличения ближайшим окружением подростка уровня его взрослости, возможностей и продуктивности деятельности, сформированности его способностей; опережая масштабность жизненных задач и стратегий подростка по сравнению с поступовистю и зацикленность его жизненного и социального созревания; реальная угроза духовному и физическому существованию подростка, которая выходит из агрессивного социальной и природной среды.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта