Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Социальная изоляция

Дата публикации: 2011-11-30 16:29:00

 

Социальная изоляция

Социальная изоляцияИзоляция в социальной психологии предусматривает вынужденное длительное пребывание человека в условиях ограниченного социально-коммуникативного пространства или даже отсутствия социальных контактов. Поскольку суицидальных поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях микро-социального конфликта, то проблема изоляции приобретает веса и актуальности именно на уровне группы и групповых отношений. Постоянно общаясь с одними и теми же самыми людьми, индивид характеризуется бедностью сенсорных раздражителей и мизернистю перцептивных, коммуникативных и интерактивных действий. 3 время в отношениях начинают проявляться эмоциональное напряжение, неадекватность восприятия, снижение толерантности к «значимого» окружения, конфликты и др.



Пневматические пистолеты. макаров пистолет пневматический купить


Все это в ряде случаев, за определенного стечения обстоятельств может закончиться трагически. Трагические, в том числе и суицидальных поступки, вызывает астенизация нервной системы, на которой базируется общения. Психогеннимы (при определенных обстоятельствах и суицидогеннимы) факторами, которые не дают возможности адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события социально-психологической реальности, тормозят эмоционально-емпатийни и перцептивной-рефлексивни возможности личности, могут быть: 1) постоянная «публичность» и информационное истощение партнеров по общению; 2) эмоциональное напряжение (обусловлено необходимостью в течение длительного времени сдерживать себя в определенной ролевой функции); 3) актуализация потребности в одиночестве, недовольство которой приводит к «психологического стриптиза» - неспособность человека скрывать свои чувства и мысли, что является одной из форм защитной реакции; 4) персонификация переживаний «открытости мыслей» (переживания приписываются действиям конкретных партнеров), и провоцирует конфликтность и аутизацию. Речь идет о коммуникативную несостоятельность, неспособность индивидуума проявлять те коммуникативные качества (коммуникабельность, умение индивида адаптироваться к ситуации взаимодействия, его решительность, настойчивость, уверенность в себе, устойчивость к стрессу, готовность к коммуникативной взаимодействия и поступка, ответственность), которые дают ему возможность адекватно воспринимать социально-психологшну реальность, эффективно взаимодействовать с другими, быть активным участником коммуникативного процесса. Фактически подразумевается неэффективная реализация заложенных в человеке потенциальных коммуникативных возможностей, что вызывает неадекватность поведения: одиночество, конфликты и т.д., вплоть до суицида. Возникает также проблема определения теоретических и практических границ развития коммуникативных способностей личности.





Здесь необходимо учитывать как генетическую предел развития коммуникативных способностей (ограничения развития, которые заложены еще в генетическом коде человека), так и культурную черту, которая заключается в невозможности создать все условия для развития коммуникативных способностей в рамках конкретного социокультурного контекста.

Негативное отношение друг к другу характеризуется оскорблениями, обвинениями, унижением и др., то есть, находясь в социальной среде, становясь составной частью группы, люди не в состоянии избежать комфортного или дискомфортного влияния окружения. Часто повторяющийся дискомфортно воздействие может вызвать или неадекватность самооценки (как правило, ее занижение), либо активное неприятие этого влияния, что служит поводом для конфликта, а следовательно, и для неадекватных поступков вплоть до суицидальных.

С точки зрения социальной психологии одной из основных причин появления отклонений в поведении считается нарушение социальных отношений личности, которое вызывает аффекта неадекватности, который является тем социально-психологическим источником неадекватной поведения, что выражается в напряжении человеческих отношений, в расхождения самооценки и оценки достоинств человека окружением и индивидом окружения. Этим самым уменьшается эффективность усилий окружения, направленных на нормализацию системы ставлень индивида, возвращение его поведения до нормального состояния и увеличивается вероятность суицидального поступка.





С возрастом социально-психологические качества, которые провоцируют неприятие людьми друг друга, углубляются и предоставляют негативной модальности переживаниям межличностных контактов. Можно выделить определенные типы поведения людей, подлежащих под коммуникативную нетолерантность: страстно потребность человека в самоутверждения средствами общения, когда в центре внимания находятся только собственные качества, умения, опыт и успех; однообразие поведенческих реакций и коммуникативных штампов (как правило, грубость, жестокость, образы и т.д.); сосредоточенность на собственных коммуникативных «достоинства», эмоционально-емпатийних переживаниях и перцептивной-рефлексивных свойствах (предвзятость, пидозриливисть, недовирливисть отношении внешних поведенческих проявлений, другой информации и т.д.); нестандартность поведения в коммуникативном процессе, когда восприятие другого и поступки не соответствуют установленным в группе или между партнерами правилам и нормам и др.

Исследовать национально-психологические особенности в экстремальных ситуациях взаимодействия (конфликты, групповое неприятие и т.д.) - значит выявлять существенные характеристики конкретной культуры, видеть прежде всего ее национальную специфику проявления в случае микросоциального конфликта. При этом важно объективно оценивать социокультурные и етнопсихологични особенности взаимодействия: их переоценка, так же как и недооценка, только препятствуют успешному разрешению конфликта, а следовательно, усугубляют ситуацию и вызывают неадекватную поведение человека. Исследователи (Г. Андреева, В. Крисько) предостерегают от возможной в этом случае психологической склонности воспринимать все жизненные события с позиций своей этнической группы, своих традиционных норм, идо рассматривается как эталон (явление етноцентризму). К суицидальнои поведения могут привести как разрушение этнических традиций, етнопсихологичних норм, так и засилья обычаев, патриархальных законов. Например, до самосожжения таджикские женщину приводит социальная неудовлетворенность, протест против традиционного издания замуж вопреки ее воле, запрет продолжать обучение, обидные слухи, многочисленные конфликты на бытовой почве, острый конфликт между традиционными стереотипами поведения и новым образом жизни, который разрушает предыдущие нормы, и др. .





Влияние средств массовой информации и массовой культуры Социокультурная обусловленность общения заключается в связях участников коммуникативного процесса с социальной средой через средства массовой информации и массовой культуры: прессу, кино, телевидение, Интернет, книги, музыку, нестандартные, с точки зрения приемлемых социальных норм, образцы поведения - алкоголизм, наркоманию, проституцию и др. Пидштовхування до самоубийства навиюеться композициями рок-групп, виртуальным общением с героем книги, телепередачи и т.д. Проявления неадекватной поведения (жестокости, апатии, потери смысла жизни, одиночества, конфликтности и др.) способствуют употребление алкоголя, наркотиков, токсинов, подражание «значимой» герою, смакування в фильме сцен насилия, наблюдение модели самоубийства, ошибочное восприятие сексуальной реальности и т.п.

Исследуя выделена социально-психологические детерминанты суицидальнои поведения, следует учитывать точку зрения А. амбры мо-ной и В. Тихоненко, согласно которой совокупность факторов, определяющих суицидальных риск представляет собой динамическую систему, которая имеет два полюса: просуицидальний (неполноценность контактных систем , неадекватная самооценка, потеря ценности жизни и т. д.) и антисуицидальний (наличие эмоциональных предпочтений, представление о неприятие суицидальнои поведения в социуме и т.д.).

Следовательно, в каждом конкретном случае рекомендуется определять реальный риск суицидальнои поведения на основе сопоставления суицидогенних и антисуицидальних факторов личности. В этом контексте анти-суицидальных факторы личности трактуются как установки и переживания, которые мешают реализации суицидальных намерений.

Они содержат: интенсивные эмоциональные предпочтения и симпатии к значимого близкого; семейные обязанности; выраженное чувство долга; концентрацию внимания на состоянии собственного здоровья; зависимость от общественного мнения и избежать осуждения со стороны окружения; рассуждения о ганебнисть суицида; представление о неиспользованные жизненные возможности; наличие творческих планов, тенденций, замыслы; соблюдения эстетических критериев в мышлении (нежелание иметь нехорошим вид даже после смерти).

Все перечисленные факторы делятся на две категории: факторы, которые требуют для своего поддержания постоянной деятельности и дополнительных затрат энергии (в частности наличие творческих планов); факторы, не зависящие от энергетических колебаний, не требующие дополнительной активности (например устойчивые представления о ганебнисть суицида). При этом доказано, что чем большим количеством антисуицидальних факторов наделен субъект, тем сильнее его антисуицидальний барьер и тем менее вероятная реализация суицидальных тенденций, и наоборот.

Также актуализируется рассмотрение индивидуальных факторов личности, имеющие суицидальных направленность, в контексте их последовательного введения на пути от дезадаптации к суицидального поступка. Исходя из этого, выделяют переддиспозицийни, позиционная, ста-тусни и интенцийни суицидогенни факторы. Применительно переддиспозицийних суицидогенних факторов, то они представляют собой «слабые» механизмы психической деятельности, которая состоит из мотивации; ориентации в ситуации, ее оценки, суждения о ней формирование цели и задач; принятия решения; выбора средств осуществления деятельности и необходимых для этого форм контактов .

Опасной относительно суицида есть такая совокупность предпосылок: снижена толерантность к эмоциональных нагрузок; своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений), недостаточность механизмов планирования будущего; неполноценность коммуникативных систем; неадекватная личное-тесным возможностям самооценка; слабость личностного психологического защиты; снижение или потеря ценности жизни.

Позиционное суицидогенни факторы - это «проигрышный», дезадаптуючи, суицидонебезпечни позиции, на которых находится личность в ситуации конфликта (протест, призыв, избегание, самопокарання, отказ - «Нема справедливости», «За что вы меня так прогневляете?», «Продолжение следует еще хуже »,« Никогда не прошу себя »,« Все потеряно »).

Относительно статусный суицидогенних факторов, то ими являются те психические состояния и реакции, которые, возникающие на основе соответствующих переддиспозиций и позиций, несут в себе потенциальную опасность суицида (реакции эгоцентричным переключения, негативных интерперсональних взаимоотношений, отрицательного баланса, реакции смешанные и переходные). Среди указанных реакций прежде отличаются переживания негативных интерперсональних отношений, ведь речь идет о таких состояния, сопровождающиеся невыносимо сосредоточенность на суждениях и представлениях, которые направляются резко измененным негативным отношением к субъекту «значимых» для него лиц.

Подобные реакции появляются в ситуации межличностных конфликтов, которому предшествовал период интерперсональнои фиксации на «значимый» другому лицу в пределах круга общения человека. При наличии конфликта возникает цепная реакция, когда человек, пытаясь оторваться от источника боли, еще сильнее притягивается к нему.

Таким образом, переживания приобретают способности поддерживать себя по типу порочного круга и трансформироваться в пресуицид. А что касается реакции отрицательного баланса, то так следует квалифицировать суицидонебезпечни состояния, содержанием которых является рациональное «подведение жизненных итогов», оценка пройденного пути, определения реальных перспектив существования, сравнение положительных и отрицательных моментов продолжения жизни. По накопления преимущественно внутренних конфликтов, которые объективно не решаются, и ограничений адаптационной деятельности, в сознании индивида выводится «негативный жизненный баланс» и принимается решение о самоубийство. Наконец, последние, интенцийни факторы личности, имеющие суицидогенну направленность, включаются с момента зарождения суицидальных тенденций и проявляются в момент их активности, вероятности реализации, а также истинности и серьезности суицидальных намерений.

Относительно возрастных границ самоубийства, то суицидальных акт поражает человеческое сознание в любых случаях и в любом возрасте. В частности, в подростковом возрасте возникают предпосылки для проявления психологического новообразования - понятие смысла жизни, которое развивается на основе становления жизненной цели, выявление противоречия жизненно-мировоззренческого масштаба, выделение и формулирование главной задачи, связанной с отдаленным будущим. Развитие понятия смысла жизни в процессе становления подрастающей личности облегчает процесс социализации, а его девальвация негативно влияет на целостность личности, приводя к ее деградации и разрушения.

У подростков есть большое желание самоутверждения в группе, независимости от взрослых, что одновременно сочетается с острым переживаниям групповой идентичности и т.п. И если при определенных обстоятельствах подрастая личность предстает перед фрустрациею этих потребностей, в нее через еще недостаточный уровень социального развития формируются различного рода стрессовые состояния, которые могут стать детерминанты появления кризиса потери смысла бытия, которая, в свою очередь, может усиливать риск подросткового суицида.

Суицид среди несовершеннолетних основном обусловлен их возрастными психологическими особенностями, среди которых прежде всего выделяют егоцентризм, негативизм, эмоциональную неустойчивость, а в отдельных случаях и инфантилизм. Для подростков присущи такие формы суицида, как протест и вызов; одновременно значительно реже наблюдаются самопокарання и отказ.

Повышение суицидальнои активности среди современных подростков в определенной мере связано с динамикой их социально-психологических характеристик. В числе дополнительных факторов, которые провоцируют неадекватную поведение и сложные проявления по-вединковои дезадаптации и личностной деформации подростков, следует назвать неблагоприятные условия, имеющие место в ведущих институтах социализации подростков. Так, за семейных условий ими могут быть педагогически неоправданным тип родительского взаимодействия с ребенком, эмоциональное неблагополучия и конфликтные взаимоотношения в семье, ее неполный состав, низкий общеобразовательный уровень родителей, примитивное информационно-коммуникативной поле, которые часто приводят к непонимание реальных проявлений особенностей подросткового возраста, а также аморальная или асоциальны направленность семьи и др. Что касается провокационных условиях школы, то здесь можно назвать следующие: неудовлетворенность школьным обучением и школьной социально-психологической атмосферой в целом, неблагоприятный социально-психологический климат ученического и учительского коллективов, неудовлетворенность статусом и ролью подростка в их структуре и т.д. И, наконец, во внешкольных окружении спровоцировать суицидальных поведение могут фрустрована потребность самоутверждения в среде сверстников, недоразумения с ними, групповая изоляция, разрыв тесных эмоциональных отношений с другом или подругой и др.

Период выхода на пенсию справедливо называется «шоком отставки» (по Л. Анциферовою). Он означает обособление человека от референтной для нее группы, от того дела, которому она посвятила многие годы. Выход на пенсию характеризуется потерей заслуженного статуса важной социальной роли и значимого места в обществе. Исследуя фазы жизненного пути, Б. Ананьев указывал, что их особенности определяются не только социапьнимы факторами, но и отношением к жизни. Именно с этих позиций он проанализировал так называемый «парадокс завершения человеческой жизни», суть которого заключается в том, что «умирание» форм человеческого существования наступает довольно часто раньше, чем «физическое одряхлиння» от старости.

В условиях социальной, в том числе и социально-психологической, изоляции происходит упадок, сужение смысла жизни, информационно-коммуникативного формата, что приводит к деградации личности и неадекватной поведения вплоть до суицидальнои. Следовательно, активное противостояние социальным стереотипам старости, которые ориентируют человека на инертность, будничность, является найважпивишим задачей личности преклонного возраста. Вместе с тем невозможность противостоять указанным обстоятельствам вызывает состояние тревоги, аутизации, что в конечном итоге может вызвать суипидальний поступок.

К сожалению, в нашей "стране современные люди преклонного возраста находятся в самых неблагоприятных для жизни условиях. Не имея соответствующего социальной защиты и материального достатка, они одновременно как лишены элементарных возможностей комфортно доживать свой век, так и переживают еще и социально-психологическую и возрастную кризис.

Такая ситуация в целом является очень психотравмивною. Ученые выделяют три группы предпосылок деформации личности в пожилом возрасте, которые по своему действию является максимально стрессовыми, а потому могут зумовлюваты различные деструктивные формы поведения вплоть до суицидальных поступков: выход на пенсию; смерть кого-то одного из супругов, которые прожили вместе долгую жизнь; переселение в дом престарелых, особенно если оно происходит без личного согласия и желания человека. Еще раз подчеркнем, что все перечисленные выше обстоятельства в пожилом возрасте могут рассматриваться как детерминанты суицидальнои поведения. Правомерность данного вывода подтверждается хотя бы уже тем, что, как выше отмечалось, перед людьми преклонного возраста, кроме признаков психологического кризиса (обусловленной самим возрасту), возникают и признаки кризиса социальной и социально-психологической (сужение коммуникативного пространства, которое проявляется в замечаниях типа: «Я никому не нужен», «Со мной никто не общается», «Ко мне никто не приходит», «Нет с кем перемовитися словом» и др.). Если же такая двойная кризис усугубляется еще и существующим стереотипам обременительно для общества старости, то деструктивнисть поведения становится почти неизбежной и опасность суицида удваивается.

По результатам многих исследований, в мотивационные сфере людей наклонной возраста доминируют такие мотивы самоубийства, как Избегать страданий (появляется с потерей личностного смысла своего существования, как результат невозможности выполнения предыдущих социальных ролей; вследствие чувства одиночества и т.п.); самопокарання (появляется как результат непреодолимой чувства вины или стыда); отказ (возникает как особое отношение к собственным проблемам или как общая философско-негативная оценка жизни).

Пристального внимания требует рассмотрение социально-психологических особенностей суицидальнои поведения осужденных, поскольку, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, содержание человека под арестом воспринимается и оценивается ею как максимальная за действием стресогенна ситуация, способная зумовлюваты суицид.

В условиях пенитенциарных заведений к стресс-факторов, приводящих к потере личностных резервов и способности приспособления, относятся: изоляция от общества и размещение в замкнутом среде; наличие определенного режима (действие этого стресс-фактора одни ученые считают положительной, поскольку режим приучает к дисциплине , к соблюдению элементарных правил поведения, а следовательно, является хорошим средством ресоциализаши; другие ученые - негативной, поскольку виц нивелирует личность как таковую, лишает ее индивидуальности и т.д.); резкое ограничение потребностей; изменение привычного стереотипа жизни; постоянное общение с ограниченным кругом лиц; принудительное вхождения в однополых социальных групп ит. д.

Можно назвать черты социально-психологического портрета осужденных, склонных к суициду: демонстративно поведение; неадекватные поступки и высказывания, целью которых являются произведения соболезнования в окружение. Наличие указанных характеристик влияет на афективнисть в действиях суицидентив; негативное отношение ко всему, что происходит, в связи с чем у осужденных-суицидентив наблюдается развит негативизм, отсутствие веры в свои возможности и социальную поддержку, отсутствие веры в будущее и временную перспективу; на появление и развитие в суицидентив агрессивности, чрезмерной раздражительности, образливости, чувство вины вследствие пережито психологической травмы (чувство вины наблюдается во всех суицидентив, но они признают себя виновными не в совершении преступления, а в том, что нанесли душевных страданий своим близким, которых лишили общения с собой на время отбывания наказания).

О социально-психологических мотивов, поводов и причин, которые детерминирует суицидальных поведение, то четко дифференцировать ту или иную причину суицидального поступка невозможно. Часто в ходе исследования приходится сталкиваться с комплексом причин, однако с научной точки зрения вполне оправданным является выделение одной причине как доминантной в генезис формирования суицидальных тенденций личности.

 

Итак, учитывая сказанное, следует обратить внимание на следующие причины:

 

• конфликты в семье (осужден тяжело переживает разрыв семейных отношений, тем более, если родные от него отказались);

 

• факт вынесения приговора и признании лица виновным;

 

• глубокое раскаяние и переживания за содеянное;

 

• конфликтные отношения в местах лишения свободы с другими осужденными;

 

• групповая изоляция, групповое непризнания, групповое отторжение (это сложное социально-психологическое явление, которое имеет ярко выраженную антигромадську направленность; являясь результатом негативных взаимоотношений в середовиши осужденных, «видторгнути» лица вынуждены занимать самое низкое положение в статусно- ролевой структуре);

 

• неадекватное сексуальное поведение;

 

• негативные явления субкультуры осужденных (наличие традиций «уголовной романтики», ложных представлений о чести и достоинстве);

 

• негативное отношение к осужденного, исходя из разновидности его правонарушениях (репутация является тем важным критерием, который определяет статус осужденного в социальной иерархии неформального среды; именно поэтому в среде осужденных с большей значимостью, чем в других социальных группах, определенные роли вызывают уважение, некоторые типы правонарушений могут автоматически повышать статус осужденного, тогда как другие снижают его, либо, что гораздо хуже, вызывают возмущение и гнев, делают осужденного объектом пренебрежения и образ);

 

• авторитетность - неавторитетнисть личности, исходя из места расположения ее качеств на «шкале ценностей», принятых в середовиши осужденных;

 

• виды взаимоотношений.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта