Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Личность: установки и поведение

Дата публикации: 2011-11-30 16:37:00

 

Личность: установки и поведение

Личность: установки, поведениеВхождение человека во внешний мир предполагает отражение социальной жизни, контекст самосознания осознание себя в социуме, тех социальных личности отношений, которые порождаются окружающей средой. Сознание не только объектов, а и их свойств и связей, их значимости для себя и общества, создает условия для актуализации социально-психологических механизмов развертывания целенаправленной взаимодействия. В этом случае предметом осознания является интеллектуальная, эмоциональная деятельность, направленная на познание самого себя, той внутренней информации, которая дает возможность объяснить, почему человек выбирает то, а не другой способ поведения. Самопознание всегда опосредствованное отражением внешнего мира, представленного в совместной деятельности и союз с другими людьми. Богатство процесса познания личностью самой себя зависит от условий и возможностей объективной действительности. Ограниченность социальных контактов и связей, отсутствие возможности получить обратную связь, а следовательно, и обратную информацию тормозит самопознание.

Самопознание является результатом и предпосылкой самосознания, но к ней не сводится: личность может осознавать себя и свои действия, одновременно не знать сущности своего «Я». Самопознания, таким образом, входит в структуру самосознания, которая является способностью личности непосредственно самовидтворюватися, воспринимать себя сбоку, рефлек-суваты по поводу собственных возможностей.

Самосознание личности становится важным фактором становления и самосовершенствования индивида в структуре социальных отношений; это сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью самого себя в многочисленных ситуациях взаимодействия с другими людьми и осмыслении себя как субъекта действий, чувств, поведения, позиции в социуме .

Один из центральных структурных компонентов самосознания - самооценка, которая предусматривает оценку личностью самой себя, собственных возможностей и качеств и своего места среди других людей. Она является важным регулятором поведения личности, ее отношений с социальным окружением, ее критичности, требовательности к себе и других. Самооценка влияет на способ создания социальных контактов и групповых отношений, их продолжительность и эффективность.

В социальной психологии самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Итак, можно сказать, самооценка объединяет оценки других, принятые личностью как собственная программа поведения. Благодаря способности к самооценки человек приобретает возможности в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и действия, самовиховуватися и совершенствовать себя.

Она характеризуется степенью адекватности: самооценка, адекватная уровню притязаний и реальным возможностям человека, способствует правильном выборе тактик и форм поведения в группе; в условиях, когда уровень притязаний человека и его реальные возможности не совпадают (неадекватная самооценка), индивид начинает неправильно себя оценивать, в свою очередь, приводит к неадекватной поведения в группе. Как следствие у человека возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность, а это определенным образом сказывается на групповых отношениях.





Самооценка личности является динамичным образованием, она изменяется в соответствии с уровнем социального благополучия индивида. Высокая оценка себя и своих возможностей способствует личностному росту, самоутверждения в социуме и Структура групповых отношений. Низкая самооценка, наоборот, мешает индивидуальному росту, тормозит раскрытие индивидуальности, вызывает формирование комплексов, которые затрудняет процесс отношений (комплекс неполноценности - преувеличены чувство собственной слабости и несостоятельности; комплекс превышение - тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные качества к способности и т. п ).

С самооценкой связывают феномены ложного консенсуса и уникальности. Тенденция переоценивать распространенность какого-либо мнения, нежелательной или неэффективной поведения носит название эффекта ложного консенсуса, а тенденция недооценивать тот факт, что способности и желательна ли эффективная поведение получили широкое распространение, называется эффектом ложной уникальности.

Самосознание связана со способностью к рефлексии (от лат. Reflexio - обращение назад, отражение), т.е. процессом познания субъектом собственных внутренних психических актов и состояний. Рефлексия охватывает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими.





Социальная психология трактует рефлексию как форму осознания действующим субъектом (лицом или сообществом) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми и группами. Взаимное воспроизводства субъектов предусматривает, в частности, шесть позиций: сам субъект, он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким его видят другие, и те же самые три позиции, но со стороны другого индивида. В таком понимании рефлексия - это процесс зеркального отражения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение особенностей друг друга.

Формой самосознания является осознание человеком собственного достоинства (понятие, выражающее представление о ценности любого человека как личности). Подтверждение и утверждение своего достоинства - залог благополучия личности во взаимодействии с другими людьми.

С одной стороны, осознание человеком собственного достоинства является одним из способов осознания своей ответственности перед собой как личностью, а с другой - достоинство личности требует и от собеседников уважения к ней, признание за индивидом соответствующих прав и возможностей. Благодаря чувству собственного достоинства человек осознает себя как индивидуальную реальность, как самодостаточную личность.

Результаты многочисленных исследований показывают, что люди с чувством собственного достоинства счастливее, им меньше свойственны невротизм и склонность к наркомании и алкоголизма. Вместе с тем тот, кто считает себя компетентным и результативным, находится в более выгодном положении. А. Бандура объединил все эти исследования в концепцию самофинансирования эффективности: чувство собственной компетентности и эффективности. Оно отличается от самоуважения и чувства собственного достоинства. Концепция самоефективности - научное толкование мудрости, которая содержится в позитивном мышлении. Люди, наделенные высокой самоефективнистю, настойчивее и менее тревожные, лучше учатся и меньше склонны к депрессиям. Также доказано, что дивиденды приносит оптимистическая вера в собственные возможности.

Одним из уровней развития самосознания личности является самоконтроль, который предусматривает осознанное, волевое управление своим психическим жизнью и поведением в соответствии с Я-характеристик, ментальности, ценностно-смысловой, Погребова-мотивационной и когнитивной сфер. Способность к самоконтролю определяется требованиями социума к поведению личности и предусматривает возможность индивида как активного субъекта осознавать и контролировать ситуацию. Показателем зрелости и культуры личности является уровень развития самоконтроля.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта