Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология личности            

Интерес к полу

Дата публикации: 2011-11-30 23:49:00

 

Интерес к полу

Интерес к полуИнтерес к полу человека в рамках социальной психологии обусловлен тем, что коммуникативная природа личности не может быть вполне осмысленная и проанализированная без учета психологической своеобразия индивида, которая, безусловно, проявляется и в его половой принадлежности. Из многочисленных свойств, что различные мужчин и женщин, важнейшими для социальной психологии есть те, связанные с умением передавать информацию, воспринимать друг друга, контактировать и взаимодействовать с другими. Речь идет прежде всего о коммуникативные, перцептивные и интерактивные половые различия, которые сильно сказываются на разных сферах житгедияльности человека. Современная психологическая мнение по вопросам сходства и различий человека представлена преимущественно двумя подходами: еволюционистським (подчеркивает родство людей) и культуральним (делает акцент на различиях между людьми).

При этом представители первого подхода исповедуют учение об эволюции поведения: естественный отбор помогает таком образе восприятия информации и таком поведении, которые при определенных условиях способствуют сохранению и распространению тех или иных генов. Сторонники культурального подхода на первый план выдвигают адаптивность человека во взаимодействии с окружением. Распространенной среди ученых есть позиция, согласно которой необходимы оба подхода: есть гены, которые формируют адаптивный человеческий мозг - своеобразный компьютер, и одновременно является культура, которая представляет программное обеспечение для этого «компьютера».

Изучая проблему социально-половой дифференциации личности, современные отечественные и зарубежные исследователи достаточно часто используют понятие «тендер» (от англ. Gender - род), под которым понимают всю совокупность свойств (социально-биологических характеристик), с помощью которых люди дают определение понятиям « человек »и« женщина ». И. Кон утверждает, что при всех индивидуальных и культурно-исторических вариаций мужской стиль жизни большей степени бывает предметно-инструментальным, а женский - эмоционально-экспрессивный. И несмотря на выравнивание социально-половых различий у большинства мужчин первое место занимает профессионально-трудовая деятельность, а у женщин - семья.

По поводу этого С. Голод отмечает, что безоговорочно принять высказано суждение нельзя, ведь одни исследования подтверждают этот тезис, а другие - нет. Собственные опросы ученого подтверждают утверждение И. Кона: женщины действительно воспринимают брачные отношения багатограннише, чем мужчины. Одновременно в скандинавских странах ребенка добровольно воспитывает один из родителей - мужчина или женщина, в основном тот, у кого более низкая профессиональная квалификация. Итак, наше настоящее под влиянием социального и нравственного прогресса расширяет горизонты интересов обоих полов, повышает значимость карьеры, что побуждает женщин к пожертвования семьей во имя профессиональных достижений, а мужчин - к утверждению себя в равной степени в обеих сферах деятельности. И все же традиционные установки на различия преобладают.





У мальчиков и девочек осознание своего пола происходит не сразу. Оформление психологической пола начинается с 6-8 месяцев, когда малыши учатся различать мужчин и женщин; в полуторагодовалого возрасте обычно уже есть первичная половая идентификация, то есть знание своей половой принадлежности. Необратимость половой принадлежности становится в сознании ребенка окончательной в 6-7 лет: она понимает, что расти мальчиком или девочкой навсегда. Вместо формирования психологической пола может занять долгие годы, ведь известны различные этапы осознания себя мужчиной или женщиной, связанные с половым созреванием, заключением брака, рождением детей и другими степенями оформления индивидуальности (Т. Титаренко). Однако уже в детском возрасте происходит попытка детей внешне показать свою принадлежность к определенному полу: мальчики стремятся к независимости - они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, как правило, от матери, для девочек приемлемым является взаимозависимость - они приобретают собственной индивидуальности в своих социальных связях.

К общим социально-психологических тенденций, за И. законом, относятся следующие показатели «мужских» и «женских» образов:





 

• выбирая занятия, человек интересуется прежде предметным содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина оказывает большее значение эмоциональном климате, межличностные отношения; у мальчиков больший интерес к точным наукам и технике, а у девочек - к искусству и гуманитарным предметам;

 

• мужской стиль общения является более активным и предметным, и одновременно - змагальнишим и конфликтнишим, чем женская, для мальчиков содержание совместной деятельности является более важным, чем индивидуальная симпатия к партнерам по общению, а у девочек наоборот; ребята схильниши до экстенсивного группового общения, а девушки - к образованию замкнутых микрогруп;

 

• мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью, а женщины свободнее и полнее (в том числе и вербально) проявляют свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность поделиться с кем-то своими переживаниями, а также способность к эмпатии;

 

• мужчины проявляют больше открытой агрессии, а женщинам чаще присуща скрытая неприязнь.

 

Ученые подчеркивают, что женщины менее агрессивны, более склонны к опеке и чуттевиши; женщины больше внимания придают взаимоотношениям между людьми. Если мальчики имеют тягу к независимости, то для девочек более приемлема взаимозависимость; игры девочек происходят в меньших по размеру группах и в них меньше агрессивности. В разговоре мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины - на отношениях между людьми; в группах содержание разговора мужчин чаще имеет информативный характер, а женщинам важнее поделиться своими размышлениями с подругами; женщины в большей степени склонны описывать себя как емпатийних, способных понять чувства других. Мужчины выступают инициаторами большинства деловых отношений и свиданий, что, как правило, свойственно лицам, имеющим виший социальный статус; выступая лидерами в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности. Мужчинам гораздо больше удается директивный, проблемно-ориентовний стиль руководства, а женщинам - стиль социального лидера, который создает «дух команды»; мужчины в большей степени, чем женщины, налають значение победам, доминирование над другими. Если в организации принят демократический стиль общения и руководства, женщины в качестве лидеров ценятся так же высоко, как и мужчины. В условиях авторитарного стиля оценка женщины-лидера ниже; люди лучше воспринимают «сильное» мужское руководство, нежели «навязчивое» женское; мужской стиль общения характеризует заботу о независимости, а женский - о взаимную зависимость.





Предложенные результаты исследований можно дополнить другими данными: ученые пришли к выводу, что даже тогда, когда мужчины и женщины занимают одну и ту же должность и играют одинаковую роль в группе, они чаще всего имеют разные обязанности и выполняют различные задания; лишь незначительная часть работников желает работать под руководством женщины, хотя ей свойственна опрятность, внимательность, детализация обязанностей, исполнения и т.д.; так же подчеркивается недостаточно выраженная деловая направленность женщин, преобладание ориентации на семью, на неформальные отношения, повышенная эмоциональная чувствительность; женщины по сравнению с мужчинами хворобливише переживают свои ошибки и критические замечания, острее реагируют на неуважение к себе высшего руководства, постоянно нуждаются в оценке своего труда, менее склонны к риску; мужчины предпочитают абстрактный, престижной работе (постановка задач, программирование основных процессов и т.п.), а «грязную» работу (написание программ и т. п.) они перекладывают на женщин.

Как видим, в большинстве исследований показатели, характеризующие различия между мужчиной и женщиной, совпадают, что дает основание говорить о корреляцию названных феноменов с реальностью.

Отдельно следует обратить внимание на взаимосвязь тендерных различий с сексуальными установками, которые в совокупности оказывают влияние на поведение. Именно в области сексуального поведения мужчин и женщин, по мнению С. Голода, наиболее отчетливо проступают различия по оси «инструментальное - экспрессивная»: екстенсивнисть мужского сексуального поведения проявляется в относительно ранней ее появлении, в большей фактической численности, меньшей эмоциональной интимности, а женская сексуальная удовлетворенность больше связана с нежностью и экспрессией относительно партнера. Вместо исследователь фиксирует особенности этой поведения, обусловленные влиянием социокультурных условий нашего времени: сексуальная свобода, поширюючись на оба пола, сопровождается углублением и дифференциацией мужского и женского субкультур, то есть происходит процесс раскрытия половой самобытности; женщины, засвоюючы мужские «традиционные» сексуальные стандарты, открывают для себя свой путь мировосприятия; под влиянием глобальных социально-нравственных преобразований расширяется индивидуальное разнообразие мужской и женской сексуальности; роль експресивности в определенной категории женщин снижается, в то же время среди мужчин возрастает ценность интимности и эмоциональности в отношениях.

Изучая взаимозависимость сексуального поведения, установок и типа личности, Г. АЙЗЕНК показал, что экстраверт (черты екстраверсии - коммуникабельность, импульсивность, активность, жартивливисть, беззаботность и т.д.; те, кто масс высокие показатели по той шкале, называются экстраверта) ранее интровертов (имеют низкие показатели по обозначенной шкале) и амбивертив (они стоят посреди обозначенной шкалы) начинают половую жизнь, чаще имеют сексуальные контакты с большим количеством партнеров тошо. Они легко сближаются с лицами противоположного пола, более гедонистични (от гр - наслаждение), не испытывают сомнений и тревог в связи со своей сексуальностью. Интроверты тяготеют к более индивидуализированы, тонких и устойчивых отношений, что часто сопровождается психологическими проблемами и трудностями. Эти выводы Г. АЙЗЕНК подтверждаются и другими исследователями, в частности немецкими. Так, Л. Казек отмечает, что Экстраверты, независимо от пола, благодаря большей коммуникабельности и открытости активнее интровертов устанавливают контакт с лицами противоположного пола, одновременно интровертивни женщины имеют более одного сексуального партнера реже мужчин-интровертов, которые в этом отношении не отличаются от экстравертов. Отношения интровертов с партнерами противоречивы и окрашены тревогой и неуверенностью, что, возможно, обусловливается их завышенными ожиданиями в отношении «настоящей любви». Относительно екстравертивних женщин, то они чаще интровертивних имеют сексуальные отношения, однако эта разница является небольшой. Эмоциональная открытость экстравертов способствует сексуальной раскрепощенности, разговорам на сексуальные темы, Ъднак это также зависит от настроек и культурных норм.

Применительно культурных норм, обычаев, традиций, то многочисленные варианты установок и поведения индивидов в различных культурах показывают, насколько люди являются их продуктом. Речь идет о том, что тендерные роли, то есть набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, обусловленные культурой. Культуры различаются между собой правилами социальных игр, нормами, которые регулируют допустимый степень эмоциональности и експресивности, размер личностного пространства и т.п. Одновременно тендерные роли также зависят от эпохи. Доказано, что с годами меняются взгляды в обществе на роль женщины в бизнесе и промышленности.

В общем, подводя итоги, следует отметить, что «половой-ролевые» свойства индивида воспроизводят явления, связанные с дифференцирования и различия мужчин и женщин по способу репродукции, выполняемыми в обществе ролями, коммуникативными программами поведения и др. Итак, слова «человек» и «женщина» ассоциируются с множеством разнообразных признаков, в частности изменений репродуктивных функций, строения тела, характера, вида занятий, социального статуса, позиции, социальной роли и т.д., т.е. половой диморфизм (от гр. Ды - двойной, морфизм - вид, форма) проявляется в широком спектре соматических и поведенческих различий. Немецкий психолог О. Вейнингер, пытаясь по-новому подойти к решению проблемы половых различий, установил в процессе исследования, шо половую дифференцирование никогда не бывает вполне законченным, ведь все особенности мужского пола, хотя и в слабом виде, можно найти у женщины, и наоборот, все половые признаки женщины в своей совокупности имеющиеся и у мужчин, хотя и в очень неоформленных виде, так называемом рудиментарного состоянии. Поэтому, по мнению ученого, мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типичные половые формы, которые в действительности не существуют.

Половая дифференциация (совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол) у человека социокультурной обусловлена. Таким образом, половые роли - это вид социальных ролей; они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. С точки зрения культуры половые роли известны в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Индивид, принимая и засвоюючы определенную половую роль, приобретает половой идентичности, с которой в дальнейшем соотносятся все свойства его поведения и самосознание личности. Следовательно, дифференциация половой роли -% социокультурных аналогом полового диморфизму. ее конкретное содержание в разных обществах зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей культуры, конкретного образа жизни индивида. Формовочные сила социокультурной среды проявляется в наших ожиданиях и представлениях о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Во многих странах девушки проводят по сравнению с ребятами больше времени за такими занятиями, как помощь родителям в домашнем хозяйстве и уходе за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без присмотра взрослых. Взрослость привносит такое: женщины выполняют большую часть домашней работы, а такие обязанности, как приготовление пищи и мытье посуды, является наименее подильнимы. Из таких поведенческих ожиданий формируются тендерные роли для мужчин и женщин. В связи с этим встает вопрос о том, формирует культура тендерные роли, будут ли они (эти роли) просто отражают поведение, естественно присущую мужчинам и женщинам. Разнообразие тендерных ролей в различных культурах и разных эпох свидетельствует в пользу того, что они действительно формируются культурой.

Анализируя половой-ролевой дифференцирования, нельзя не учитывать социально-исторические факторы. Известно, что половые роли (половое разделение труда в различных обществах и на разных исторических этапах развития распределяются не одинаково, а в зависимости от общественного строя, имеющегося на тот момент способа производства и т.п. В целом во время изучения половых ролей исследуется широкий круг вопросов: степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах деятельности (общественной, трудовой, семейной и др.); содержание соответствующих ролей и ожиданий, как соотносится половой-ролевой разделение труда с иерархией мужских и женских социальных статусов; есть ли индивидуальные вариации, которые имеют отличия по сравнению с нормативной дифференциацией половых ролей; ли радикальная ломка традиционной дифференциации половых ролей в современном обществе в связи с эмансипации женщин и индустриализацией, если происходит, то каким образом и т.д.

Как известно, далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин зависят от их пола. И даже там, где такая детерминация доступна, она опосередковуеться и часто видоизменяется условиями среды, воспитания, видом деятельности, т.е. биологические факторы полового дифференцирования дополняются социальными. Важно также учитывать то обстоятельство, что мозг, в отличие от репродуктивных органов, дифференцировка которых альтернативное, содержит потенциальные возможности программирования поведения как по женским, так и по мужским типом, реализация которых зависит от условий индивидуального развития.

В понятие полового диморфизму изначально не закладывалось различения генетического, гормонального, морфологического, поведенческого и психологического дифференцирования индивидов, а предполагалось, что все эти измерения совпадают и предопределяются теми же самыми причинами. На уровне обыденно сознании и сегодня принято считать, что по строению тела индивида можно судить о его гормональную конституцию, сексуальные ориентации и т.п. Однако на деле половые различия в психике человека не обязательно совпадают с морфологическими, соматическими признаками, да и сам этот феномен очень сложный. У людей половая дифференцировка распространяется не только на поведение, связанное с продолжением рода, а на значительно более широкий круг отношений, вплоть до таких, которые не имеют прямого репродуктивного значения, например, профессиональные занятия или соотношение научных, этических и художественных интересов. При этом любая человеческая поведение, в том числе и репродуктивное, развивается под влиянием и контролем личного опыта и социального обучения.

Ученые подчеркивают, что в условиях, когда биологическая пол и ее социальное определение (отношение окружения и in.) Совпадают, особых трудностей с половой идентификацией не возникает. При других обстоятельствах, если они почему-то расходятся или если сама биологическая пол неопределенная или неясно, возникают разного рода проблемы. Указывается на наиболее случай такого рода - гермафродитизм, т.е. врожденный состоянии неопределенности, двоистости репродуктивной системы организма, прежде всего его внешних гениталий, когда четкое установление пола как мужского или женского невозможно или затруднено. Определенной базой для изучения взаимодействия наследственности и социальных факторов в формировании половой идентичности является транссексуализм (расхождение между биологическим и паспортной статью, с одной стороны, и половому самосознанием - с другой) и накопленный опыт в перемены пола.

В целом, половая роль - это определенная система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной; половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, который соотносит себя с определенной статью и ориентируется на требования соответствующей половой роли. Половая идентичность - это субъективное переживание половой роли, а половая роль - публичное выражение половой идентичности. Половая принадлежность индивида, даже в чисто биологическом смысле этого понятия, - сложная, многоуровневая система, которая формируется в процессе индивидуального развития человека. Степень половых различий варьирует не только от вида к виду, но и в различных подсистемах и сферах жизнедеятельности человека: строение половых органов, тела, функции центральной нервной системы и поведение взаимосвязаны, но формы, сроки и степени их полового дифференцирования существенно отличные. Именно поэтому переносить выводы, сделанные в одной сфере, на другую, особенно когда речь идет о поведенческие характеристики, не связанные непосредственно с продолжением рода, является слишком рискованным делом.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта