Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Универсальность феномена общения в коммуникативной культуре общества.

Дата публикации: 2011-12-01 13:55:00

 

Универсальность феномена общения в коммуникативной культуре общества.

Универсальность феномена общения в коммуникативной культуре общества.Уже неоспоримым является утверждение о том, что качество социальной жизни человека в значительной степени зависит от характера ее общения с другими людьми. Получение удовольствия от общения сказывается на психологическом благополучии участников коммуникативного процесса, одновременно постоянное недовольство социальными контактами и межличностные отношения, одиночество приводят к плохому настроению, депрессии, снижение активности, а в конечном итоге - к ухудшению здоровья и невыполнения намеченных целей. Поэтому можно констатировать, что эффективное, качественное общение равна производительным социальным и межличностные отношения, а некачественное общение создает трудности в процессе вхождения в социум.

Каждому человеку в той или иной степени присуща потребность в общении, налаживании социальных контактов. С одной стороны, это потребность в новых впечатления, чувствах, знаниях, а с другой - желание поделиться с партерном своими переживаниями и мыслями. То есть, как уже отмечалось, общение является процессом информационного обмена, потребность в котором для человека не менее важна, чем, скажем, потребность в обмене вещей. Однако от любого другого обмена, например обмена вещами или предметами, информационный обмен отличается тем, что в результате него происходит обогащение определённым опытом каждого собеседника, который участвует в общении. В связи с этим вспоминается известный пример о наличии у двух людей по яблоку. После обмена этими яблоками в них и впредь останется по одному яблоку. Зато, если и у одной, и у второго человека есть по одной идее, то после обмена в них будет по две идеи. Т.е. во время общения происходит не только обмен, но и приумножение знаний, преобразования достижений каждого участника общения на их совместные достижения. Поэтому именно через общение происходит обучение и воспитание человека, усвоение ею различных форм социального опыта, норм и правил поведения, традиций и обычаев. Вместе с тем именно в общении проявляют себя и раскрываются различные черты и свойства личности, ее внутренний мир, который становится доступным другим.

В процессе развития индивида потребность в общении приобретает социально-выборочного характера. Несмотря на то, что иногда встречаются такие люди, которым все равно с кем, чтобы «поговорить», но в основном каждая личность имеет определённый круг знакомых или друзей, с которыми общается. И только в ближайшее друзьям и в соответствующем социально-психологическом пространстве мы раскрываем свои тайны, делимся с ними своими самых мыслями и мечтами. Именно в процессе такого товарищеского общения очень важно уметь сопереживать с другим человеком, поставить себя на ее место, дать ей совет, проникнуться ее болями и тревоги, проблемами и радостями.





Универсальный характер общения проявляется и в погребе индивида «исповедоваться», поделиться тем, что его больше всего волнует или что не дает ему спокойно жить. А как же бывает больно, когда позднее тот или та, с кем он поделился «святыня», пересказывает эти тайны другим, делает их предметом обсуждения, которое от сострадания может быстро перерасти в критику и даже насмешки. Поэтому, к примеру, для священнослужителей, медиков, практических психологов считается обязательным сохранения тайны исповеди, болезни, психологической проблемы. Но и кодекс чести каждого порядочный человек не позволяет ему раскрывать тайны своих коллег или партнёров, поскольку это, особенно в отношениях между друзьями, расценивается как предательство.

Потребность в общении всегда переплетается с потребностью в уединение (в данном контексте - общении с самим собой). Правда, у одних людей она имеет ярко выраженный характер, а в других - едва заметен. Причины этого кроются как в самой личности, так и в социальной среде. Не секрет, что мы часто бываем более одиноки и менее производительными среди людей, чем в тишине своего кабинета и своих мыслей. Рост частоты социальных контактов и межличностных отношений, их напряжённость все острее актуализирует желание индивида отделится, сохранить свою независимость, определённую дистанцию от посторонних. Это можно объяснить следующим образом: каким бы хорошим было социальную среду, как бы удачно складывались социальные и межличностные отношения, они рано или поздно начинают утомлять и отвлекать от «серьёзный» (с точки зрения человека) раздумий и дел. И если эти «серьёзные» размышления и дела совпадают с проблемами и перспективами развития общества, то уединение, общение с одиночеством приобретает социального значения и действенно-творческого характера. Другими словами, такое одиночество только на пользу обществу и человеку, ведь они оба получают удовольствие: общество - от получения полезного дела, а человек - от возможности отдохнуть от многочисленных контактов, пообщаться с самой собой и сделать что то важное для себя и других. В данном случае речь идет о таком общение с самим собой, которое часто бывает полноценнее и важнее, чем краткосрочные, поверхностные или чисто формальные контакты с многими малознакомыми людьми, от которых человек очень быстро устает.





Утомляемость наступает от чрезмерной лишней информации, которая может быть индивидом совсем неинтересной, от того, что в процессе таких контактов ему приходится постоянно следить за собой, сдерживать свои чувства, «фаты» определённую роль. Одновременно он чувствует потребность расслабиться, разобраться в самом себе, навести определённый порядок в своей душе. И если рядом с ним нет настоящего друга, с которым можно было бы обсудить все свои проблемы *- индивид начинает общаться с самим собой, определённым образом как бы раздваивая собственное «Я». В одних случаях он все делает мысленно, ведя сам с собой или с воображаемым партерном внутренний диалог. В других - записывает свои мысли или чувства, ведет, например, ежедневник или пишет книгу. Позднее это дает ему возможность посмотреть на свой внутренний мир сбоку, воспринять его в объективной форме. Именно такое умение общаться с самим собой, вести внутренние размышления-диалоги, «разговаривать» или «советоваться» с собственной совестью является чрезвычайно важным не только для принятия каких-взвешенных решений, подготовки необходимых документов, изданий или избежания ошибок, но и для духовного и профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии.

Если же общение переходит в ранг погружения в самого себя, обвинение других или самообвинения, то такая потребность в общении с самим собой имеет негативный оттенок и может привести к агрессии, психического срыва или даже болезни. Подытоживая сказанное, можно, опираясь на слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который считал «роскошь человеческого общения» одним из самых высоких человеческих благ, утверждать, что универсальность феномена общения, его сквозной характер проявляется в многочисленных взаимосвязи людей, в обмене информацией , опытом, умениями и навыками, результатами труда и т.д. Кроме того, общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой функционирования общественных отношений.





Оно отражает объективную потребность людей жить в социуме, объединяться и сотрудничать друг с другом. Вместе с тем ни одна совместная деятельность не может происходить без координации человеческих действий, согласование целей, обмена мнениями, формирование внутреннего мира человека, его сознания, чувств, знаний, что возможно только благодаря общению. Итак, общение является неотъемлемой частью человеческого существования, важной предпосылкой формирования человека как социального существа, способного к сосуществования с подобными себе, а также необходимой предпосылкой развития общества. Постановка вопроса именно таким образом показывает, что в процессе общения достигается нужна организация, единство и регуляция действий отдельных индивидов, интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие между ними, которая способствует формированию общности настроений и взглядов, взаимопониманию и согласованности действий, сплочённости и солидарности, без которых невозможна ни одна коллективная деятельность и которые составляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества.

Анализируя личность как социально-психологический феномен, отмечалось, что ее взаимосвязь с социумом не является взаимосвязью двух изолированных систем: исследование личности всегда является исследованием общества и наоборот.

Поэтому еще раз важно подчеркнуть рассмотрении личности в контексте социальных отношений, который представлен системой реальных отношений индивида и общества. Изучать их - значит возмещять психологические закономерности и формы взаимодействия человека и социума, раскрывать механизмы «вростания» индивидуального в социальном, находить пути оптимизации социальных связей и индивидуальных форм общения.

Содержание и уровень отношений, в которые вступает человек, очень разные: социальные, общественные, человеческие межличностные т.д. Социальные отношения отражают взаимодействие между социальными группами и индивидами как представителями этих груп. Общественные - характеризуют взаимодействие человека через социальные сообщества с обществом. Они являются важным аспектом экономических, социальных, политических, культурных и других отношений.

Понятие «человеческие отношения» применяется для воспроизведения различных субъективных проявлений человека в процессе ее взаимодействия с объектами внешнего мира (у В. Мясищева - это психологические отношения. Обычно они выражаются в виде производственных, экономических, правовых, моральных, религиозных, политических, эстетических, этнических отношений.

А. Сухов, характеризуя содержание человеческих отношений, в частности индивида с различными сообществами, членом которых он является, отмечает, то отношения, во-первых, предусматривают актуализации знания в образ-но-понятийной форме о сообщество (группу) или личность у тех, кто вступает во взаимодействие, во-вторых, имеют тот или иной эмоциональный отклик индивидов, то взаимодействуют (сообществ), на группу или личность (это может быть позитивная, негативная, нейтрально безразлична или противоречивая эмоциональная реакция); в-третьих, одновременно актуализирует определенное поведение с ними, отношение к ним. Названные особенности по-разному влияют на характер проявления человеческих отношений: одни из них могут базироваться на конструктивных началах, другие - деструктивно влиять на личность. В связи с этим чрезвычайно важными для индивида есть контакты с субъективно значимыми для него людьми.

В контексте анализа понятия «человеческие отношения» можно выделить другую дефиницию - «личное отношение», которой определяется индивидуальная субъективная направленность человека на группу или другое лицо. Личное отношение к кому-то или чего охватывает конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера, его значимость для субъекта отношений и т.д. Индивидуальное реагирование проявляется при помощи языка, голоса, мимики, пантомимики и др.

Формой выражения отношения могут также быть поступок или действие. Общаясь с другим человеком, необходимо проявлять незаурядную наблюдательность для того, чтоб адекватно воспринимать и понимать ее отношение к себе.

Межличностные отношения характеризуются реальной непосредственной или косвенно взаимодействием людей, которая имеет обратную связь. В этом смысле они, во-первых, приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личного отношения как персонифицированной реакции партнеров друг на друга, а, во-вторых, имеют под собой эмоциональную основу, то есть возникают на почве определенных чувств людей в отношении друг друга. Г. Андреева утверждает, что природа межличностных отношений можно правильно понять, если их не ставить рядом с общественными отношениями, а увидеть в них особое ряд отношений, которая возникает внутри каждого вида общественных отношений.

Речь идет о том, что оба ряда отношений представлены вместе. При этом наличие межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Поэтому недооценка второго ряда отношений (межличностных) тормозит глубинный анализ отношений первого ряда (общественных). Ведь в объективной ткани общественных отношений известны моменты, которые выходят из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь, по Г. Андреевой, и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Из такого понимания взаимосвязи общественных и межличностных отношений вытекает вывод о тс, содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но их сущность остается скрытой. Следовательно, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в итоге. Они являются настоящей реальностью общественных связей: за ними нет где-то «чистых» общественных отношений.

Названные виды отношений полностью раскрываются и реализуются именно в общении, которое является интеграционной компонентой в жизнедеятельности человека и его взаимодействия с обществом, условием человеческого существования. Связь между общением и системой отношений человека нераздельными: отношения, складывающиеся между участниками взаимодействия, формируются и проявляются в общении и влияют на многие его характеристики; общения, в свою очередь, является реализацией всей системы отношений индивида, оно формирует личность и одновременно развивает ее в координатах социума.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта