Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.

Дата публикации: 2011-12-05 16:26:00

 

Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.

 

Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.Причастность человека к конкретной социокультурной среды, в котором она развивается, формируется и становится индивидуальностью, очевидный факт единства личности и социума.

Еще одним неопровержимым фактом является то, что в этом взаимосвязи речь идет не об абстрактной индивида, а конкретного человека с определенной системой национально-психологических особенностей. Итак, етнопсихологичний (от гр. Этнос - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (от лат. Natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностные взаимодействия. Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в етнопсихологичний литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-психологические явления, как специфические формы функционирования общечеловеческих свойств психики. Близкими к данной дефиниции являются такие понятия, как «национальный характер», «психологический склад нации», «менталитет», изучение и анализ которых свидетельствует о том, что они опираются на ряд общих констант и особенностей, а именно: совокупность умственных установок, привычек мышления; определенный общий умственный инструментарий, психологическое оснащение; социально-психологическое состояние субъекта, группы, нации; качество ума, характеризующей отдельного индивида или группы; способ мышления, присущий индивидов или группе; особенности социокультурного и этнопсихологичного развития; национальное самосознание.

Система национально-психологических особенностей индивида базируется на нескольких сферах: мотивационные (своеобразие мотивов, побудительных сил деятельности представителей той или иной национальной общины); интеллектуально-пизнавсь \ ьний (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, что выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств , которые дают возможность особо воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели способов достижения ее результатов); эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых во многих случаях зависит результативность деятельности); коммуникативно-поведенческой (эта сфера охватывает информационную и межличностные взаимодействие, отношения и общения, показывает разницу подобных проявлений у представителей различных национальных культур).

Исследовать эти особенности в межличностные взаимодействия - значит выявлять существенные характеристики конкретной культуры общения, видеть прежде всего ее национальное своеобразие. Однако нужно при этом учитывать, что специфика национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-либо неповторимых психологических чертах и особенностях общения, а скорее в их неповторимом сочетании, проявлении в определенных обычаях, исторических традициях, поведении, поступках и т.п. Чрезвычайно важно объективно оценивать социокультурные и етнопсихологични особенности общения: их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов. Необходимо также учитывать и тот факт, что свойства национальной культуры общения и свойства индивидов, из которых складывается этнос, не тождественны, а это вызывает определенные разногласия между культурологическими и психологическими исследованиями. Известно, что абстрактные, необоснованные выводы с обеих сторон могут оскорбить национальные чувства того или иного народа.

Учитывая перечисленные проблемы большой интерес представляет собой комплекс задач, связанных с воздействием традиционных этнокультурных норм общения на деловое взаимодействие людей. Прежде всего речь идет о сфере группового менталитета, о важной роли группы в реализации потребностей индивида, о ценности принадлежности человека к конкретной группе. Исследователи предостерегают от возможной в этом случае психологической склонности воспринимать все жизненные события с позиций своей этнической группы, которая рассматривается как эталон (явление етноцент-ризму).





С одной стороны, сам факт осознания национально-психологических особенностей своей группы не содержит в себе предубежденности против других этнических групп, однако, если от констатации этих отличий перейти к оценке другой группы, то возможны искажения в оценке последней. Хотя в соответствии с «гипотезы контакта» непосредственная деловая взаимодействие и общение между представителями разных этнических групп снижает етноцентризм и оценочную стереотипнисть, а иногда и разрушает межэтнические стереотипы, далеко не все деловые контакты способствуют улучшению отношений.

Именно поэтому эффекта взаимного непонимания можно избавиться только при условии соблюдения определенных требований во взаимодействии: признание равноправия сторон, обстановки открытости и доверия в общении, уважение традиционных норм, образа жизни и т.п. Все приведенные выше рассуждения можно считать основой в характеристике социокультурного и етнопсихологичного контекста общения.

Общение неотъемлемое от социокультурной ситуации, которая по-разному влияет на его структуру, функции, способы проявления. Относительно содержания понятия «культура» (лат. cultura - уход, образование, развитие), то оно является многогранный и рассматривается в широком и узком смысле. Широкий план культуры охватывает все, присущее человеку, приобретенное воспитанием, все то, что ее формирует и посредством чего она становится социально активной, целостной личностью. Одновременно к культуре относятся и общественно санкционированные способы деятельности и поведения индивидов.





То есть культура - это противоположность природе, совокупность результатов человеческой деятельности; это процесс и результат выделения человека из природы, создание новой реальности и способа своего существования. Культура воплощает стиль мышления человека, она охватывает все аспекты общественной житгя, характеризует широту и глубину знаний личности, ее воспитанность, умение выразить свое мнение, выслушать другого человека и сделать правильные выводы. Именно такое понимание культуры предполагает, что ее содержанием становится историческая смена природных и социальных условий жизни, развитие социальных сил и способностей, т.е. становления и раскрытия как сущности самого человека, так и всего богатства и разнообразия создаваемой ею действительности. Узкое значение культуры связывают со способом человеческой деятельности и общения, с организацией этих процессов, выявлением того грунта, который позволяет содействовать эффективной жизнедеятельности общества и личности в целом. Частью культуры человека и того социальной среды, в котором происходит Ее взаимодействие с себе подобными, есть культура общения.

В ней отражаются ценностные ориентации, позиции, социальные роли, которые исполняет индивид в обществе. Культура общения определяет способы взаимодействия людей в конкретных ситуациях, исходя из норм, традиций, национального своеобразия общества. Каждая эпоха отмечена определенным своеобразием культуры общения, которая, с одной стороны, отвечает загатьнолюдським ценностям, а с другой - етнопсихологичний специфике конкретного социума. Стоит выделить два уровня контекстов культуры. Применительно культуры высокого контекста, то она характеризуется тем, что в ней информация подается в неявный форме: она поняла только тем, кто имеет опыт пребывания в данном культурной среде. Сущность культуры низкого контекста заключается в том, что в ней между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, поэтому информация, которая доходит до субъектов, должна иметь открытый характер.





Культура общения зависит не только от личности, ее коммуникативных возможностей, но и от приобретенных человеком знаний, умений и навыков устанавливать контакты. Важное значение имеют также коммуникативные установки личности на общение с другим человеком, который рассматривается как высшая ценность общества. Культура общения связана с культурой речи, т.е. способностью индивида использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые средства, этические нормы.

Согласно современным представлениям культура общения может определяться следующими показателями и характеристиками:

 

• степень совершенства в овладении коммуникативной системой знаний;

 

• совокупность условий, обеспечивающих высокую коммуникативную компетентность, а также уровень коммуникативной подготовки человека;

 

• язык и другие вспомогательные средства коммуникации (жестикуляция, искусство, а на высшем ступени развития культуры - письмо), степень соответствия языка литературным нормам;

 

• коммуникативная установка на общение с другим человеком как наивысшей ценностью;

 

• совокупность нравственных требований, которые становятся для человека составной ее привычек и навыков, которые проявляются в его повседневной манере общения;

 

• умение применять этические нормы общения, коммуникативные знания согласно етнопсихологичних особенностей индивида, норм морали конкретного общества и с учетом общечеловеческих ценностей;

 

• система общественно признанных категорий, установок, предрассудков, обычаев, традиций, которые регламентируют межличностные отношения. Перечисленные характеристики будут полнее, если к ним добавить обычаи и предписания, касающиеся таких аспектов общественной жизни, как структура семьи, половая нравственность, разделение труда, отношения собственности, структура политической власти, общительный этика, магическая практика, вера, религиозные символы, представление о мир, природу и место человека в ней. Знание выделена особенностей и характеристик культуры общения, а также ее элементов (символов, ритуалов и ценностей) можно использовать в практике как неформального, так и делового общения.

В целом, культуру общения можно определить как совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков взаимодействия, этико-психологических положений, принципов и норм, которые имеют общий характер в конкретном обществе. Это система коммуникативных знаний, который обслуживает практику общения как социокультурный и етнопсихологичний феномен, совокупность науки и искусства общаться, разного рода рекомендаций, обобщений относительно построения коммуникативного процесса, которые имеют научно-практическую ценность и органично, системно взаимосвязаны.

Недаром культуру общения считают одним из решающих факторов успеха в налаживании социальных контактов. Она ничего не имеет общего с бескультурьем (нечеснисть в сохранении определенной информации, грубость в общении, безразличие к собеседнику и его проблемы, давление на партнера по взаимодействию и т.п.).

Высокая культура общения - это гармония профессиональных знаний, коммуникативных и нравственно-психологических возможностей, что, безусловно, зависят вол интеллектуально-культурных способностей личности, которая находится в состоянии взаимодействия. Она представляет собой систему знаний о способах передачи информации, особенности восприятия друг друга в процессе взаимодействия, строящегося на основании загальнометодичних принципов общения и возможностей конкретных участников коммуникации.

Каждый конкретный человек или группа имеет свою специфическую культуру общения, которая складывается на протяжении всей их развития и учитывает общественно-исторический, социокультурный, социально-психологический, политико-экономический, правовой, международный, экологическое влияние. Что касается культуры общения в группе, то она не ограничивается особым морально-психологическим климатом или ценностями, которые заложены в основу взаимодействия, она формируется в течение определенного промежутка времени и не поддается простому манипулированию.

К примеру, составляющими культуры делового общения в организации могут быть: этико-псы-хологична система норм и ценностей общения; средства, содержащие технологии общения и стиль взаимодействия; способы внутренней сплоченности и т.д. Влияние культуры общения в организации на становление занятых в ней работников проявляется в усвоении ими коммуникативных особенностей взаимодействия, этико-психологических норм общения, ценностей и способов поведения, видов и форм общения, средств воздействия на партнеров и др. Культура общения в организации влияет на поведение и сферу взаимодействия как руководителя, так и всех других работников, в частности на: выбор формы и стиля общения; использования тактических средств взаимодействия с точки зрения морально-психологических и эстетических ценностей; личную манеру общения, меру такта, культуру речи и речевой этикет; сферу и уровень общения с соответствующими моральными нормами.

 

На уровень культуры общения в группе (организации) влияют следующие факторы:

• уровень общекультурного развития страны, ее материальное, духовное состояние в конкретный период становления, который определяет коммуникативную культуру конкретной группы и ее субъектов;

 

• уровень развития конкретной личности, состояние ее коммуникативного потенциала, связи с социумом;

 

• коммуникативный уровень развития группы, состояние его социально-психологического пространства;

 

• система внешних связей, наличие внешних партнеров по взаимодействию, внешних каналов доступа посторонней культуры общения, степень интенсивности таких связей, их объективный или субъективный характер;

 

• коммуникативно-правовой и организационно-культурный порядок в группе, в учреждении или учебном заведении;

 

• общие, национальные, отраслевые, конкретно групповые схемы взаимодействия участников общения, которые обеспечивают запрограммированный уровень культуры общения членов группы.

 

Учитывая важность культуры общения в жизнедеятельности индивида или группы людей, подробнее рассмотрим те основные элементы культуры, которые непосредственно касаются процесса общения. Что касается символов, то под ними понимают слова, вещи и жесты, которые имеют сугубо конвенционный значение. К символов на уровне национальной культуры принадлежат весь языковой спектр, специфическая группа понятий по истории этноса и его традиционной эмблематику, а на уровне ассоциативного контекста - аббревиатуры, жаргон, устоявшиеся выражения, манера одеваться и признаки принадлежности к какому-либо определенного общественного круга, который дает возможность отличать друг друга членам той или иной социальной группы.

Как видим, язык является одним из основных признаков этноса, первоосновой любой культуры. В культуре общения язык является средством коммуникации, делового взаимосвязи участников коммуникативного процесса. Одновременно провозглашен собеседником слово становится отражением психического состояния индивида, его культуры в общении. На сегодня культура общения и язык оказались объединенными в области духовных ценностей. Культура речи - это надежная опора участников общения в выражении мнения, выработке этических норм делового взаимодействия.

Вот как пишет Тарас Шевченко о значении слова в жизнедеятельности человека: Ну что бы, казалось, слова ... Слова и голос - более ничего.

А сердце бьется - оживает, Как их услышит! .. Знать од Бога И тот, и те слова Идут границ люди! Другой элемент культуры - ритуалы (от лат. Ritualis - обрядовый) характеризуется как совокупность обрядов, церемоний, обычаев, что применяются в общении как коллективные действия, которые не имеют технического значения, хотя в той или иной культуре общения соответствуют определенным социальным потребностям.

В общении ритуалы очередь используют в проведении собраний, деловой переписке, обсуждении планов, подведении итогов и т.д. Ритуалы в общении осуществляются в соответствии с традициями (от лат. Traditio - передача; форма передачи социального опыта, идей, обычаев, норм от поколения к поколению), которые являются частью общей социальной и культурного наследия народа, который передается от поколения к поколению и хранится в обществах течение длительного времени. В общении традиции выступают в форме обычаев, которые воспроизводят нормы взаимодействия и обеспечивают устойчивость коммуникативной культуры.

В той или иной культуре этноса традиции играют большую или меньшую роль. В частности, англичане имеют твердую привычку решать любые дела, в том числе и те, что связаны с установлением взаимосвязей иьконтактив, в соответствии с традициями.

Как элемент культуры ценности являются своеобразным социальным механизмом, который воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все то полезное, что накопилось в обществе, охватывают не всегда четко осознанные, но устойчивые представления о добре и зле, красивое и искаженное, истинное или облудне, справедливое или несправедливое.

В общении ценность понимается как способность индивида вдовольняты человеческую потребность в социальных контактах, как осознание своего места в системе социальных и межличностных связей. Если определяется значимость субъектов общения друг для друга в качественных и количественных показателях, если отбор и использование необходимых коммуникативных свойств характеризуется интересами и потребностями людей, то ценность является объективной.

Среди субъективных ценностей выделяют оценки, установки, нормы, закрепленные в человеческом сознании как способы и критерии, на основе которых оценивается действительность и организуется общения. В культуре общения заложена совокупность исторически произведенных ценностей, ценностей духовно-нравственного мира людей, что позволяет оценить потребности человека, в том числе и потребность в общении, способы их удовлетворения, постичь общение как подтверждение «Я» другим, постичь мир социальных и межличностных зв 'язкив, в котором живет индивид.

Составляющей культурного освоения человеком реальных взаимосвязей являются социальные ценности, которые характеризуют значимость для общества или индивида определенных особенностей взаимодействия. Известны различные способы проявления ценностей, которые в общении имеют свою конкретизацию и специфику. Остановимся на некоторых из них.

Ценности как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и убеждениями абстрактное представление об атрибутах необходимого в различных сферах общественной жизни. Это - так называемые общечеловеческие, «вечные» ценности, такие как истина, красота, добро, справедливость, а также конкретно-исторические .. (общественный строй, демократия). В общении идеал - то наиболее обобщенное представление о максимально возможный уровень развития личности в социуме и реализации ее коммуникативного потенциала в процессе взаимодействия.

А каким образом влияют на культуру общения основные категориального ценности? Категория Справедливости (Изобилия) своеобразно регламентирует нормы общения, возможность и права участников коммуникативного процесса пользоваться теми или иными достоянием в сфере установления взаимосвязей. Следующая категория - категория Добра - хотя и функционирует как регламентирующих регулятор отношений участников общения, но не так заметно как предыдущая. Эта категория базируется в своем проявлении на господствующее «общественном мнении», на принципах, выраженных в понятиях «хорошего» или «плохого» в общении, общественно приемлемого для взаимодействия или неприемлемого.

Она может регламентировать процесс общения, основываясь на произведенных в обществе этических нормах, которые имеют разную степень эмоционального окраску. Категория Красоты распространяется на стиле общения, манеру речи, содержит четкие требования о представление хорошего, красивого или уродливого во взаимоотношениях с другими. Категория Истины, с одной стороны, является по своей природе чрезвычайно абстрактной и якобы не имеет непосредственного отношения к взаимодействию, а с другой - она достаточно четко регламентирует наше сознание, определяет возможность человека рационально мыслить, утверждает и в значительной степени закрепляет действия и проявления трех предыдущих категорий .

Ценности как объекты материальной и духовной культуры или как образцы человеческих поступков, которые олицетворяют конкретное воплощение общественных ценностных идеалов (этических, культурных, эстетических, политических, коммуникативных, правовых и т.д.). Например, ценности китайской культуры общения олицетворяют конкретное предметное воплощение этнопсихологичних, социокультурных особенностей и общественных ценностных идеалов страны:

 

• уважение в общении с веком и более высокой позиции в иерархии статусов;

 

• ориентация на групповые, а не индивидуальные ценности в общении;

 

• консерватизм и прагматизм в общении;

 

• влияние на особенности установления контактов групповых эталонных моделей общения;

 

• значимость долговременного сохранения отношений и взаимосвязей;

 

• сдержанность в разговоре с малоизвестными людьми и вежливость во время беседы.

 

Социальные ценности, которые, переломлюючись сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру индивида в форме личностных ценностей и становятся одним из источников мотивации общения. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения и приобретения коммуникативного опыта, они могут проявиться в конкретных целях общения, убеждениях, интересах и других проявлениях действий и поведения личности. Формальные и неформальные отношения людей в социальных группах создают групповые ценностные ориентации. То есть отношения между членами группы выстраиваются на совпадении ценностных ориентаций, который обеспечивает их сплоченность, ииннисно-ориентацийну единство.

Приводя в качестве примера китайский стиль общения, обращалось внимание на то, что для китайцев характерной является ориентация в общении на систему групповых, а не индивидуальных ценностей. Речь идет о индивидуальный или коллективный самоконтроль, который является одним из распространенных критериев и в соответствии с которым различаются культуры в целом и культуры общения в частности. Пользуясь случаем, отметим, что индивидуализм присущ обществам, которые характеризуются свободными связями между индивидуума, т.е. приоритет предоставляется личным целям сравнению с группой, самоидентификация осуществляется на основе личностных черт, а не через отождествление себя с группой.

Применительно коллективизма, это характерная черта тех обществ, в которых индивиды с момента рождения интегрированы в сплоченные группы, т.е. превалируют групповые цели. Считается, что для западного общества характерны ценности индивидуализма. Что касается общения, то он проявляется в собственном мнении, самостоятельность суждений, индивидуальном принятии решений, удовлетворении собственных интересов и др.

Вместе с тем азиатские культуры больше ценят коллективизм, который в общении проявляется в повышенной уважении к собеседнику, коллективном обсуждении и принятии решения тошо. Известно немало исследований, в которых подчеркивается тот факт, что в колективиста могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, однако эти связи глубокие и длятся дольше.

Для представителя индивидуалистськои культуры хорошо самовидчуття связано с единоличным положительными чувствами, например, с чувством гордости. Колективист хорошее самовидчуття связывает с межличностные отношения, в частности, с дружескими чувствами. В колективистських культурах общения ценится социальная солидарность, гармония, демонстрация уважения, скромность, избегание острых тем. Для этой культуры важно знать, к какой группе относится человек и какие ценности этого группового ячейки.

Если в общении принимают участие представители разных культур, важным является учет различий между системами социальных отношений, который помогает свести к минимуму моменты непордзуминня. В таких ситуациях Исследователи проблем общения советуют индивидуалистам, которые оказались в колективистський культуре, избегать конфронтации, культивировать долгосрочные отношения, скромнее себя подавать, интересоваться местом людей в групповой иерархии, определять собственное социальное становише и др.

Зато, колективистам, которые попали в страну с индивидуалистською культурой, следует свободнее, чем обычно, критиковать, переходить прямо к делу, демонстрировать свои умения и достижения, предоставлять большее значение личным качествам собеседника, чем его социальному положению или принадлежности к определенной группе. В контексте анализа ценностей индивидуалистськои и колективистськои культур общения важно указать на наличие альтернативной концепции, которая пытается объединить все лучшее из колективистських и индивидуалистських ценностей и называется комунитарианизму. Речь идет, прежде всего, о сбалансирования права индивидуальности (уважения основных прав человека) и коллективного права на благополучие общества (забота о благе семьи и общества).

Относительно Украины, то здесь основой формирования культурных ценностей общения были разные источники и разные факторы. Вещание ценностные стоимости формировались под влиянием народных традиций. В фольклоре (в коломыйки, поговорки, пословицы, исторических песнях, балладах, легендах, в образах народного мировоззрения, мифологических представлениях содержатся данные о поведении людей, их настроения и взаимоотношения. Интересную информацию о культуре общения можно почерпнуть из памятников истории и литературы. В частности, важное влияние на культуру общения была давняя книжная творчество.

В летописях есть не только достоверные исторические повествования, изложенные в хронологической последовательности, но и дидактические советы, наставления, которые воспроизводят особенности общения в тогдашнем обществе. Особенность давнего общения заключалась в том, что оно было вербально-символическим, поскольку имело целью привлечь внимание собеседника «мудрым словом». Показательным в нем плане является Галицко-Волынский летопись, язык которого символическая, в нем использовано много пословиц, поговорок. Кроме вербально-символического общения здесь, например в рассказы о Евшан-зелье, применяется предметно-вербальное общение: помимо того, что певец песнями, словами напоминает о родной земле, он еще и дает собеседнику понюхать зелье из родной земли.

Как видим, в данном случае важную роль сыграло НЕ словесное общение, не могло достигнуть согласия, а общение с помощью знаков, которое оказалось лучшим за слова. В сборнике полесских памятников V-IX веков «Скрижсьы бытия украинского народа» можно почерпнугы знания о том, как люди жили в те времена, что делали, как защищали свою землю, общались друг с другом. Общение было для них весомой частью жития: через слово они приходили к согласию.

С точки зрения культурных особенностей общения заслуживают внимания памятники Киевской Руси. В частности, «Повесть временных лет» содержит как чисто исторический материал, так и переводы, легенды, рассказы фольклорного и книжного происхождения. Основные средства общения - лингвистические. Преобладает диалогической общения, но диалоги лаконичны. Няма упоминаний об движения героев, их отношение к собеседникам, впечатления от повидомлюванои информации. Герои ведут себя сдержанно даже с теми, кого ненавидят. Никакого намека на какие-то чувства в непосредственных отношениях. Интересна форма обращения - только на «ты», несмотря на социальное положение. Часто реплики остаются без ответа, воспринимаются как приказ, невыполнение которого повлечет за собой строгое наказание. В летописи наталкивается на многочисленные пословицы, которые оживляет общение.

Традиции в украинской культуре общения складывались благодаря подражания предков (родителей) и авторитетных современников. Одним из таких авторитетов в то время был Владимир Мономах. После себя он оставил «наставления» своим детям и потомкам. Это произведение напоминает завещание, адресованный будущим поколениям. Владимир Мономах прежде спрашивает о том, что представляет собой человек, для чего она живет.

Основные советы киевского князя: не лениться, учиться, уважать старость, общаться с другими с уважением, не оскорблять человека ни словом, ни поступком. Важную роль в жизни каждого должен играть общения с Богом, которого следует прославлять ежедневно. Больше всего надо опасаться лжи, никогда нельзя равнодушно относиться к человеку. Так, в «поучения» читаем: иметь душу чистую и непорочны тело худе, беседу кротко и соблюдать слово Господне, при старших молчать, мудрых слушать, старшим покоряться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла бесидуючы, больше вдумуватися , не шалениты словом, не осуждать языке, немного смеяться, ни одного человека не пропускать, не поздравив ее и не одарив его добрым словом. В основе культуры общения в этой памятке возложена познавательный аспект.

В «Слове о полку Игореве» воспроизводимо общение не только человека с другими людьми, но и с природными силами, что связано с типичным для того времени антропоморфизмом (антропоморфной - людиноподибний). Общение характеризуется диалогичнистю, но диалогов немного, реплики короткие. Абсолютно не воспроизведен общения князя Игоря со своими воинами, а являются лишь призывы к бою, из которых Игорь предстает как талантливый полководец, чье слово имело вес и вызвало уважение. Образец общения человека с природой - плач Ярославны, в котором она обращается к природных стихий, как в живых. В обоих случаях это одностороннее, на первый взгляд, общение вкладываются такие ценностные стоимости: взаимовлияния партнеров, их взаимодействие, управление групповой деятельностью.

Полемическая литература внесла свои коррективы в украинскую культуру общения и его ценности. Поскольку полемическая литература была обличительная, то и цель общения с партнером - разоблачить, показать его недостатки. Одним из представителей этой литературы был Иван Вишенський, украинский мыслитель конца XVI - начала XVII века. Его общения мало Двойственный характер: в молодые годы - это чистое, непосредственное, часто безрассудно общение, которому не свойственна гносеологический роль; позднее, после принятия монашеского сана, - это общение с образованными людьми, духовными лицами; в последние годы - отказ от общения вообще. Находясь в монастыре на Афонские горе и Исповедуя моральный аскетизм, И. Вишенський в форме послания, которое было практически единственным средством общения в этот период его жизни, обращался к мнимых собеседников, критикуя феодалов-крипосникив. Часто эти обращения были жесткие, ругательным. Это общение непримиримых врагов, которые никогда не дойдут общего согласия. Конечно, такое общение не решали конфликтов, а еще больше их заостряли.

Большое влияние на развитие культуры общения была Киево-Могилянская академия. Известный ученый, оратор, общественный деятель Феофан Прокопович, который читал курс лекций в академии, доказывал, что с помощью слова можно убеждать людей и влиять на них. Риторику он рассматривал как средство культурного просвещения, получение новых знаний, возбуждение чувств и т.д. Ф. Прокопович оставил потомкам учение о трех стиле общения: высокий стиль должен волновать людей, именно поэтому необходимо использовать сильные эмоции, величественные способы изложения; красочный стиль должен дарить наслаждение, для этого употребляют красивые способы изложения мысли; низкий стиль служит для поучения. Все чувства, по мнению философа, вращаются вокруг двух осей: желать добра и не желать зла. Итак, чтобы вызвать чувство у слушателей, следует руководствоваться двумя правилами: показать предмет, важен для слушателей; прежде чем вызывать чувства в других, пробудить это чувство в себе. Ученому принадлежит мысль о основные черты личности преподавателя: благоразумие, справедливость, умеренность и храбрость. В то же время он резко осуждал такую черту, как лицемерие.

Богатейшую наследие украинских писателей также является показателем формирования ценностных стоимостей общения. Грубость, жестокость в общении не проходит мимо их творчестве. Так же, как не обминаеться тема сумму, горя, плохого самочувствия, равнодушия окружения. Вот как пишет об этом Лина Костенко:

И в жизни, как на минном поле, я просила в этом столетии хотя бы тот магазинных минимум: - Люди, будьте взаимно вежливы! И если бы на то моя воля, написала б я везде курсивом: - Так много на свете горя, люди, будьте взаимно красивыми!

С появлением новой литературы можем уже подробнее говорить и о культурном общения самих писателей. Довольно часто очевидцы пишут в своих воспоминаниях о своих впечатлениях от первых встреч с писателями. Как правило, в своем воображении человек вимальовувала сильным, неуемного борца за идею, часто не соответствовало действительности. В общении писатели были обычными людьми: кто резким и брутальным, кто умеренным и воспитанным. Например, для Тараса Шевченко общение было, прежде всего, источником информации. Иван Франко мог свободно общаться на любую тему, все имел свое мнение, но отдавал предпочтение слушании, был пассивным партнером в общении. Вел себя со всеми просто, по-товарищеском. Правда, тактичность в последние годы жизни изменилась на резкие выпады, иногда на необоснованную критику.

Даже с частичного осмотра достопримечательностей истории и литературы можно сделать вывод, что формирование культуры общения в Украине было составляющей развития культуры человека и общества в целом. Конечно, на украинскую культуру общения влияли и другие факторы, связанные, например, с периодом разложения феодальной-крипос-нииькои системы и развития капитализма или с условиями утверждения национальной суверенности. Геополитическое положение Украины также формировало социально-психологическую культуру и своеобразный тип человека пограниччя. А. Кульчицкий по этому поводу отмечает, что расположение ее на перекрестке исторических путей психологически влияло на протяжении веков на жизненную ситуацию украинского человека, которую современная екзистенциональна философия метко назвала «межевая». Такая ситуация формировала две основные жизненные установки: vita heroika и vita minima, где первая связана с герои, максимальным напряжением всех сил, одновременно с отбрасывание буденщины, а вторая заключалась в том, чтобы в своеобразном «социально-анабиотичному» состоянии переждать очередные невзгодами и сохранить себя, что оказалось в индивидуальной сосредоточенности, в ограниченности внешней жизненной активности, которая характеризуется интровертивнистю (от лат. Intro - внутрь, versio - поворачивать, вращать; направленность личности на собственный субъективный мир. Я. Ярема, В. Янов по поводу чертой-можности украинской культуры и того, как она влияет на самоактуа-лизацию и индивидуализацию украинца, также отмечают, что украинец со своей интровертивнистю и бегством от мира имеет «большую способность социальной симпатии, спочування с другими , гуманности », что он« сам себя чувствует в других и утотожнюеться с ними ». Большинство исследователей, обращая внимание на интровертивнисть и индивидуализм украинца, удостоверяющие принадлежность украинского народа к индивидуалистичного культурного цикла. Одновременно выделяют в украинском национальном характере такие черты и ценности, которые присущи колективистським культурам.

Подводя общие итоги социокультурных и етнопсихологичних особенностей общения, следует отметить, что проблема общения необходимо изучать, анализировать, решать и решать интегрировано и одновременно дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран (регионов), так и на микроуровне относительно отдельной ситуации межличностные взаимодействия или конкретной группы с учетом сложившейся культуры и соответствующих общечеловеческих ценностей. Другими словами, с одной стороны, культура общения не имеет пределов и границ, то есть все лучшее, что дает мировая теория и практика по проблемам общения, должно быть достоянием каждого, а с другой - традиционно-бытовые, етнопсихологични характеристики общения, особенности поведения, такие как ритуалы приветствий и прощаний, обращения с представителями противоположного пола, родственниками, гостями, старшими, средства и атрибуты общения (жесты, мимика, детали одежды), табу, стереотипы общения и т.д., играют важное значение в установлении контактов между людьми. Итак, Феноменология общения фиксирует как стандарты взаимодействия и коммуникации, так и социокуль-турне и етнопсихологични их особенности.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта