Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Морально-психологический контекст общения.

Дата публикации: 2011-12-01 18:25:00

 

Морально-психологический контекст общения. 

Морально-психологический контекст общения.Из всего многообразия ценностей, этические ценности, учитывая рост роли морально-психологического фактора в общении, требуют более детального анализа.

Отметим, что латинское слово «moralis» (моральный) образовано от mores, что означает характер, натура, склад души, привычка. Этимологически оно совпадает с греческим ешос, что также означает обычай, нрав, привычка. Мы придерживаемся того взгляда, согласно которому данные понятия являются синонимами, ведь в нашем контексте их разграничения является не существенным.

Нравственность в контексте общения и тем же мерилом, которое определяет поведение человека, его отношение к собеседнику, манеру говорить, охватывает внутреннюю потребность личности к осуществлению нравственных действий и поступков. Как видим, речь идет о сочетание этики и психологии в общении. И это неслучайно: во-первых, если этика как система моральных принципов, как общая характеристика поведения людей, которая соответствует или не соответствует моральным требованиям, разъясняет нравственное значение тех или иных действий, мотивов, характеров, которые изучаются психологами, то психология в свою очередь, помогает раскрыть психическую природу и условия формирования этих моральных явлений, во-вторых, если этика обязывает человека отличать правильное поведение от неправильного, приемлемое или неприемлемую форму взаимодействия, то психология раскрывает психическую природу той или иной поведения или формы социального контакта .

При этом компоненты нравственного здоровья личности (моральные убеждения, качества, привычки, способности и действия) выполняют высшую регулятивные функции в отношении процесса формирования навыков общения. Поэтому высокий уровень нравственной культуры общения позволяет человеку не только сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера, но и как можно полнее гуманизуваты взаимоотношения с другими. Речь идет о гуманизации общения, т.е. о способности человека в процессе взаимодействия переживать и сопереживать, чувствовать и сочувствовать, различать доброе и плохое, проявлять такие качества, как порядочность, милосердие и т.п.

Этические ценности регламентируются моральными нормами и принципами, то есть интересы человека в связях с другими утверджуються тем, насколько она последовательно воплощает в своей манере общаться общечеловеческие нормы и принципы, придерживается кодекса поведения, которое предполагает определенный тип нравственных отношений в различных сферах проявления этики. До основных этических принципов в общении относятся следующие: гуманизация и демократизация отношений; уважение к собеседникам и самоуважение; социальная справедливость и терпимость; суверенность личности (личное достоинство каждого является неприкосновенной); непредвзятое отношение к партнерам по общению; учет интересов собеседников; честность и т.д. Распространяются на всех людей и имеют социальное значение такие общечеловеческие нормы и правила, которые выражаются понятиями добра, совести, долга, чести, гуманности, справедливости, ответственности. их нужно придерживаться в любой сфере жизни.

Конечно, практика общения показывает, что принятие личностью конкретных решений связано с психологическими трудностями: довольно трудно удержать себя в рамках морали, тогда как может появиться соблазн сказать грубость, проявить агрессию, манипулировать собеседником, создать конфликтную ситуацию, предвзято отнестись к партнеру и т.д. Итак, если ваш собеседник рассчитывает на справедливое и беспристрастное отношение с вашей стороны, доверяет вам, устанавливаются хорошие и прочные отношения, которые будут иметь высоконравственных характер.





При этом моральная удовлетворенность - необходимый компонент и условие эффективного общения, т.е. осуществив моральный поступок, человек испытывает чувство удовлетворения, осознает, что ее совесть чиста, и наоборот, понимая, что ее поступок далек от норм морали, она способна к переживания. А довольно частые переживания относительно правильности нравственного выбора по той или иной ситуации общения могут стать причиной психического перегрузки, а отсюда - и низкой производительности труда со всеми вытекающими из этого как для самой личности, так и для общего дела, ради которой партнеры устанавливали социальные контакты и садились за стол переговоров. Таким образом, проявлять уважение к людям во время общения, делать их счастливыми, способными наслаждаться взаимодействием - это не гуманитарная наивность, а веление времени. Именно поэтому понимание ценности морально-психологических основ общения, особенно в деловой сфере, становится достоянием все более широкого круга предпринимателей и руководителей.

Почти вся наша жизнь проходит среди людей, которые различаются по ростом, весом, ко - льором волосы, расовой принадлежности, полу и др. Нас в данном контексте прежде всего интересует пол человека. Каждый день мы контактируем со многими людьми (в семье, на работе, в школе, на улице) и вол этого в значительной мере зависят наше настроение, наши успехи, наше самочувствие. Однако, если вы мужчина, то ваше поведение и реакция на эти контакты будет другом, а если женщина - другой. Кроме этого, неодинаково реагируют на социальные контакты и ваши собеседники: мужчинам, например, свойственно утверждение своей индивидуальности, независимости,а для женщин приемлемой является взаимозависимость, а собственной индивидуальности они приобретают в своих социальных связях. Конечно, нам ежедневно приходится общаться не только с теми мужчинами или женщинами, кого мы хорошо знаем и любим, но и со многими незнакомыми или неприятными нам людьми. И даже когда мы мимоходом встречаемся с незнакомыми нам людьми, то и в этом случае, как правило, мы обмениваемся с ними взглядами, обращаем внимание на их внешность и принадлежность к полу.





Встреча с пьяным мужчиной, который потерял человеческое подобие и использует нецензурные или грубые слова, ссоры между женщинами в людном месте, невольным свидетелем чего нам пришлось стать, могут не только безнадежно испортить настроение, но и негативно повлиять на здоровье. Кстати, врачей сегодня беспокоит рост сердечно-сосудистых заболеваний, которые нередко заканчиваются инфарктом.

Они установили, что одной из главнейших причин, которые приводят к инфарктов, стрессовые состояния, порожденные хамством, грубость, унижением человеческого достоинства. Подсчитано, что почти пятая часть всех стрессовых состояний порождается бюрократизмом, нездоровым мижосо-бистиснимы отношениями и отношениями в коллективах, неблагоприятным социально-психологическим климатом и т. п. А поскольку преимущественно в разнополых коллективах - семейных, учебных или трудовых - мы вынуждены проводить значительную часть своей жизни, поэтому их социально-психологический климат имеет чрезвычайно важное значение прежде всего для собственного самочувствия, успеха той общего дела, которым занимаются люди, которые контактируют между собой, счастье или несчастье участников коммуникативного процесса. Поэтому умение придерживаться определенных норм и правил взаимодействия в разных местах и при разных ситуаций, учитывая мужской или женский стиль общения, является неотъемлемым составляющей искусства.

Как видим, пол человека - это одна из важнейших не только историко-культурных ». медицинских, но и социально-психологических категорий. Большой интерес к ней в рамках психологии общения обусловлен тем, что современные требования к межличностные взаимодействия не могут быть воплощены в жизнь без учета психологической своеобразия человека, которая, безусловно, проявляется и в ее пола. Таким образом, очень важно выявить индивидуальное своеобразие мужчин и женщин, чтобы достоверной объяснять различные варианты общения и проявление поведения индивида во взаимодействии с другими.





Как отечественные, так и зарубежные исследователи, анализируя эту проблему, достаточно часто используют понятие «гендер», очерчивая его как социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, ученые-психологи часто ссылаются на биологически обусловленные тендерные различия как на «половые различия». Если в 70-е годы XX века многих теоретиков беспокоило то, что исследования в области тендерных различий могут привести к установлению стереотипов и трактовки их как присущих женщинам недостатков, то, начиная с 1980-х годов, ученые стали чувствовать себя свободнее. Так, были выявлены тендерные различия, которые являются значимыми и не менее существенными, чем поведенческие. Например, отдельные результаты подтвердили стереотипные представления о пола, обнаружив тот факт, что женщины менее агрессивны, более склонны к опеке и более чувствительные.

Сравнительный анализ в сфере социальных взаимоотношений доказывает, что игры девочек происходят в меньших группах, в которых меньше агрессивности, больше взаимности, доверчивых и интимных разговоров. Одновременно в хлопчачих играх преобладает групповая деятельность. И с возрастом эти тендерные различия в отношениях становятся все более глубокими. Так, разговоры мужчин более информативные, а женщины в общении предпочтение предоставляют интимные беседе о собственных переживаниях и т.п.

Они также во взаимодействии с другими стараются помочь, поддержать. Именно поэтому, в частности, в европейских странах и США в профессиях, которые связаны с обучением, воспитанием, опекой, большинство составляют женщины. Тендерные исследования американских ученых показывают, что женщины в большей степени склонны к емпашии, способности понять другого человека, его чувства. Это нашло проявление даже в их способности чаще от мужчин улыбаться. Названные различия объясняют тем, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружения. Они превосходят мужчин в декодирования эмоциональных сообщений, которые поступают от тех, кто их окружает. Такая чувственность женщин к сигналов невербального общения помогает, по мнению исследователей, объяснить их большую эмоциональную чувствительность при ситуаций печали или радости.

В сфере социального доминирования во многих странах Запада и Востока стереотипных является утверждение о том, что мужчины более властные, агрессивные. И такое представление коррелирует с действительностью, ведь практически в каждом обществе мужчины на самом деле является социально доминантным. Социальное доминирование проявляется в распределении профессий на преимущественно мужские и женские. Так, например, западноевропейские женщины чаще мужчин работают учителями, библиотекарями, медицинскими сестрами. И они обычно выполняют рутинную, монотонная работа в офисе, в магазине, а квалифицированная юридическая или медицинская труд является прерогативой мужчин.

 

Ученые также делают вывод о том, что даже тогда, когда мужчины и женщины занимают одну и ту же должность и играют одинаковую роль в учреждении или организации, они зачастую имеют разные обязанности и выполняют разные задачи. Известны и многочисленные различия, которые проявляются в стиле общения:

 

• если человек становится лидером в ситуации, где нет жесткого распределения ролей, он склонен к авторитарности, а женщина - к демократичности;

 

• мужчинам легче дается директивный, проблемно-ориентировочный стиль руководства, а женщинам - стиль социального лидера;

 

• мужчины в большей мере придают значение победам, доминирование над другими;

 

• женщины по сравнению с мужчинами хворобливише переживают свои ошибки и критические замечания, острее реагируют на неуважение вишого руководства к себе, постоянно нуждаются в оценке своего труда, менее склонны к риску;

 

• если в учреждении принят демократический стиль общения и руководства, женщины здесь ценятся в роли лидеров так же высоко, как и мужчины, однако за авторитарного стиля общения и руководства оценка женщин-лидеров ниже, т.е. люди склонны воспринимать лучше «сильное» мужское руководство, нежели «агрессивное» женское.

 

Тендерные различия проявляются во взаимоотношениях, которые складываются между сексуальными партнерами, а также в семье. Именно в семье происходят наиболее тесные и продолжительные контакты между разнополая людьми, поэтому жизненной трагедией становится для человека общения в семье, которая напоминает «клубок змей».

В семейном кругу ребенок впервые начинает знакомиться с определенными «мужскими» и «женскими» моделями общения, неусвидбмлено усваивает, а затем подражает и воспроизводит их в отношениях с другими людьми. Известно также, что те отношения, которые царят в семье, или, как говорят, ее микроклимат, в значительной степени влияют на психическое развитие и здоровье детей, на дальнейшие их сексуальные установки. Итак пример родителей и других взрослых членов семьи является первый фундамент будущей культуры общения детей. Применительно межличностных отношений между сексуальными партнерами, то тендерные различия в сексуальных установках влияют как на поведение, так и на сексуальные фантазии. Например, мужчины почти во всем мире чаще являются инициаторами сексуальной близости, чем женщины.

Большая мужская активность и инициативность проявляется и в процессе ухаживания. Что касается сексуальных фантазий, то женщина предпочитает эмоциональным переживаниям мужа отношении противоположного пола, а мужчина - женской раскованности и свободе. Психологи-еволюционисты подчеркивают наличие универсальных тендерных различий в поведении при выборе партнера. То есть, несмотря на то, что жизнь в различных климатических зонах требует определенного приспособления, такие социальные задачи, как поиск себе партнера и регулирования отношений с ним, почти одинаковы для людей всего земного шара. Итак, как отмечают представители еволюционистського напрямую, все мы унаследовали определенные эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют решать задачи, которые повторяются из поколения в поколение. Речь идет прежде всего о нормах, то есть правила приемлемой и ожидаемого поведения.

Несмотря на то, что они меняются от одной культуры к другой, одновременно действуют общие, прежде всего такие, как запрет кровозмишування, т.е. инцест (от лат. Incestum - то же самое, что и кровозмишування): родители не вступают в половые отношения с детьми, так же как и братья и сестры, а также близкие родственники. Универсальной является норма с уважением относиться к персоны более высокого ранга, а также к незнакомого человека. При этом инициатива к сближению обычно ожидается от персоны с высшим рангом: в разговоре двух незнакомых людей, которые начали свое общение с «вы», инициатором в переходе на «ты» должен быть тот, кто старший, влиятельным. Вместе с тем к людям низшего ранга в большинстве случаев обращаются фамильярно.

Подобную же фамильярну форму общения замечаем в отношениях с близкими людьми, друзьями, членами семьи и т.д. Кроме этого, в общих относятся следующие нормы: не разглашать конфиденциальную информацию, во время разговора смотреть на собеседника, уважать личную жизнь друга. Относительно поведения людей в сексуальных отношениях, то псы-хологы-еволкшионисты считают, что мужчины почти повсюду склонны вступать в брак с женщинами, младшими от них. И чем старше является человек, тем в большей различен в возрасте он стремится. Мужчина больше всего ревнует, когда его партнерша позволяет себе секс с кем-то другим, а женщина испытывает наибольшую ревность, когда ее партнер эмоционально привязывается к другой.

Можно было бы и дальше приводить многочисленные примеры, которые были собраны в ходе исследований представителями еволюционистського направления в психологии. Хотя стоит заметить, что их объяснения подвергаются критике. В частности, утверждается, что с помощью еволюционистськои теории трудно объяснить изменения в культурных стереотипах поведения, которые произошли в течение последних нескольких десятилетий. Поэтому биологическая наследие наших предков немаловажная, однако благодаря дарованный нам состоянии адаптироваться к различным условиям внешней среды, социальные воздействия, в частности культура, в которой мы живем, также играют важную роль.

О неоспоримую важность культуры в формировании ценностей общения шла речь в предыдущих параграфах, поэтому дальше рассмотрим лишь влияние данного феномена на понимание тендерных ролей. Так, во многих странах девочки проводят больше времени за такими занятиями, как помощь родителям в домашнем хозяйстве, уход за младшими детьми, а мальчики чаще что-то мастерят. Когда дети становятся взрослыми, то женщины обычно выполняют такие домашние обязанности, как мытье посуды, приготовление пищи, а мужчины - большую часть ремонтных работ.

Так постепенно формируется женская и мужская «тендерная роль», то есть определенный набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Исследования ученых доказывают, что именно культура формирует тендерные роли. В качестве примера приводятся такие данные. В хлебопашеский странах тендерные роли более дифференцированы: женщины ухаживают детей или работают в поле, а мужчины могут делать что угодно; в Северной Америке молодежь мужского и женского статей масс равные возможности закончить колледж, а в японских мужчин эта возможность гораздо больше. Эпоха также влияет на формирование тендерных ролей.

Следует подчеркнуть такую закономерность: изменение параметров сопровождается изменением поведения. В Европе, в том числе и в нашей стране, за последнее полстолетия доля женщин в сфере производства заметно возросла, равно как и значительно больше женщин стало приобретать профессию врача, юриста.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта