Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы.

Дата публикации: 2011-12-01 20:12:00

 

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы. 

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы. Выше уже говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования , межличностная коммуникация представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), но и то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, переделывается, обсуждается, развивается. То есть, что человек думает перед тем, как произнести информацию, каким образом он выражает свое мнение, как доносит эту мысль до собеседника, как получает от него информацию о том, чтобы мысль была правильно интерпретирована, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс обсуждения.



Много информации на http://caravan-oil.ru/price/ о ценах на дизельное топливо и бензин.


Поэтому характеризовать коммуникацию только как обмен информацией - это не только сводить ее к процессам, которые происходят в любых информационных системах, но и не замечать ее специфики.

 

Специфика коммуникации

коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства;

участники коммуникации являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого. Другой, в свою очередь, также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера, анализировать их (кроме конечно, анализа собственных мотивов, целей и установок);

в ходе озвучивания мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;

активность субъектов коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;

в процессе коммуникации происходит взаимопонимание (недоразумение), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;

информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;

общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленна , т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;

характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным является это воздействие;





информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслу от предыдущей;

коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;

коммуникация психологически возможна при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это отражение наиболее обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;

у участников коммуникации должно быть идентично понимание ситуации общения;

в ходе обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Есть люди, которые как бы от природы наделены способностью обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной для него, а какую скрыть.





Делается это с разной целью : чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачи информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.

Вспомнить хотя бы Чичикова из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого даже Собакевич после первого знакомства назвал «наиприятнейшим человеком». Конечно, Чичиков не может быть для нас примером для подражания, но его умение «зачаровывать» людей, слушать и произносить информацию привлекает наше внимание.

Сказанное наводит на мысль о том, что достичь взаимопонимания во время коммуникации и создать общее информационное поле - дело чрезвычайно сложное. Казалось бы, и коммуникатор и реципиент желают, чтобы их информация была понятной. Вместе с тем, чтобы она действительно стала таковой, необходимо осилить сложный коммуникативный процесс, который и называется межличностной коммуникацией.

Сложность коммуникации указывает немало исследователей. В частности, ученые предлагают рассматривать ее с позиций функционального подхода, который более полно охватывает всю многогранность и весь опыт коммуникаторов, которые посылают, получают, перерабатывают и обсуждают многочисленные сообщения, предназначенные друг для друга. При этом коммуникаторы стараются не только передать информацию, но и оформить свои сообщения таким образом, чтобы создать и сохранить положительную самооценку.





Поэтому коммуникация - это многофункциональная игра, иногда эмоционально окрашена, а в другие моменты - тактически приемлема.

Функции коммуникации

Исследователи выделяют две общие функции коммуникации: функции коммуникативного контроля и аффилиации (под этой функцией понимают неизбежную естественную последовательность коммуникативного поведения).

Функция коммуникативного контроля предусматривает, что любое сообщение содержит информацию о распределении контроля между участниками беседы. При этом сообщение имеет смысл, как на рациональном, так и на содержательном уровне, где управляет тем, как необходимо принимать сообщения или как его следует понимать.

Относительно контроля как понятия, то в данном контексте под ним понимается определенный набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга в ходе произношения информации и построения разговора, что, в свою очередь, ограничивает выбор средств, которые есть в распоряжении участников общения.

То есть человек контролирует другого в той мере, в какой способен ограничить следующий поступок партнера при условии, что он действует уместно, логично, последовательно и разумно. Контроль может осуществляться через различные манипуляции: к примеру, через лингвистический выбор, применяя и молчание, либо через взгляд, направленный на партнера или отведенное от него.

Поведение человека в разговоре можно рассматривать как контрольные «ходы», которые проявляются в таких действиях: говорить больше, чем партнер; использовать официальную манеру обращения; смотреть внимательно. Среди основных свойств контроля называют прерывание разговора как интегрального элемента системы перехвата очередности в беседе. Для этого партнерами используются усилители (так значительно и др.), необязательные слова (ну, понимаете, вежливые формы, расчлененный вопрос т.д. ) . Прерывание выполняет и позитивные функции, такие как выражение поддержки или проявление интереса.

Другая коммуникативная функция - аффилиация (от англ. affiliate - присоединяться; попытка человека быть в обществе других людей) - рассматривается как параметр любви - ненависти в коммуникативных отношениях.

Самораскрытие индивида, т.е. добровольное сообщение информации о себе, которая в данный момент недосягаемая для других, используется обычно для эскалации отношений в сторону положительной аффилиации, которая характеризуется понятиями «продуктивный», «эффективный», «открытый» коммуникативный обмен.

Это достигается путем требования от партнера эквивалентной реакции, т.е. одно раскрытие должно породить иное, равноценно (речь идет про положительную или отрицательную информацию, которую должен сообщить партнер), что и приведет к более доверительным, интимным отношениям. Процесс этот чрезвычайно сложен и зависит от многих факторов. Считается, к примеру, что позитивная информация с низкой интимностью наиболее эффективная для создания позитивной аффилиации во время знакомства. Однако, если слишком интимная информация раскрывается в ходе первоначального налаживания контактов, то потенциальному партнеру скорее всего будет отказано по причине того, что он таким образом требует от собеседника также сообщить о себе что-то очень интимное.

 

Виды коммуникации

Указанная специфика человеческой коммуникации проявляется в конкретных ситуациях коммуникативного процесса. В зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и ретиальний виды коммуникации.

При этом аксиальная (от лат. Axis - ось) коммуникация - направляет свои сигналы на отдельного получателя информации, т.е. на отдельное лицо или группу людей, а ретиальная (от лат. Rete – сеть ) - имеет своим адресатом многих реципиентов. Особенности аксиальной коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальной коммуникации.

По характеру воздействия информация, идущая от коммуникатора, может быть побудительной и констатирующей.

Побудительная информация выражается в приказе, просьбе, совете, инструкции. Этот вид информации рассчитан на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Исходя из этого она выполняет следующие функции:

активизация поведения, т.е. побуждение к действию в заданном направлении; интердикция - импульс, который не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;

дестабилизация, которая предусматривает нарушения отдельных автономных форм поведения.

Констатирующая информация передается в форме сообщения. Она имеет целью изменение поведения не напрямую, а опосредованно. По целям сообщения различают регуляторную (побуждает партнера к действию), эмоциональную (адресована к чувствам и переживаниям реципиентов) и осведомительную (передает только сведения об объекте) информацию.

Формы передачи информации (коммуникации)

Относительно форм передачи информации, то обычно выделяют непосредственно межличностную коммуникацию, массово и стихийно организованную.

Массовая организованная (официальная) коммуникация - это систематическое распространение специально подготовленных сообщений с применением технических средств тиражирования информации (радио, телевидение, кино, пресса, видеоклипы, звукозаписи и т.п.), имеющих социальное значение и используются с целью влияния на установки, поведение, мысли и оценки людей. Массовая систематическая коммуникация значительно расширяет круг интересов людей. С одной стороны, их все больше волнуют проблемы социального характера, а с другой - средства массовой коммуникации, в частности телевидения, кино, наряду с другими факторами, провоцируют агрессию в поведении определенной части индивидов, насилие в отношении друг друга.

Обычно зрители имитируют экранные модели поведения в повседневном межличностном общении. И если эти модели социально одобрены в обществе, то можно говорить о положительном образовательно-воспитательном аспекте массовой культуры, если же нет, то мы имеем дело с отрицательным образовательно-воспитательным контекстом телевидения и других средств массовой коммуникации.

Массовая организованная коммуникация выполняет ряд функций:

распространяет знания о действительности;

имеет образовательно-воспитательный характер (вопрос лишь усталость, чему учит);

осуществляет социальное регулирование;

распространяет массовую культуру и развлечения;

удовлетворяет потребность людей в получении соответствующей информации и т.д.

При этом источником информации (коммуникатором) есть определенная организованная группа людей, которая действует в рамках интересов другой группы, массовой аудитории (реципиента), удаленная от коммуникатора пространством или временем или тем и другим. Основными признаками массовой систематической коммуникации является прежде публичность, темп передачи и быстротечный характер информации.

Получение и восприятие такого вида информации массовой аудиторией дает ряд типичных эффектов: утилитарный (удовлетворение от информации при решении различных жизненных проблем), престижный (утешение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности определенной группы, к которой принадлежит и реципиент ), эстетический (радость эстетического обогащения), эмоциональный (эмоциональная разрядка) и т.д.

К стихийным формам передачи информации принадлежат слухи, под которыми обычно понимают информацию, поступающую от одного или более человек, ничем не подтвержденными событиями. Они появляются тогда, когда система официальной коммуникации не дает тем или иным событиям разъяснений, которые бы снимали психическое напряжение.

Слухи могут, как спонтанно возникнуть, так и преднамеренно распространяться с целью пропаганды или влияния. Информация, которая содержится в слухах, как правило, удовлетворяет определенную психическую потребность человека или группы людей, которая не удовлетворена другими путями. Поэтому недовольство и ожидания получить удовольствие от информации является важным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного.

Слухи классифицируют по разным признакам. Согласно информационной характеристики (определяет объективную меру достоверности) слухи делят на: абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; достоверные слухи с элементами неправдоподобности.

По признаку «экспрессивная характеристика» (определяет общий тип эмоциональной реакции) выделяют такие слухи: слух-желание; слух страшилка; агрессивный слух.

К важнейшим факторам и мотивам, которые влияют на возникновение и распространение слухов, можно отнести следующие:

компенсация эмоциональной недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также получает удовлетворение от восприятия нового, ранее не слышанного, неизвестного, такого, которое, по его мнению, является чрезвычайно важным);

утверждение личности (с помощью того или иного слуха лицо пытается завоевать авторитет в группе, сформировать определенную установку в отношении себя, доброжелательного отношение к себе членов группы);

действительное желание людей предупредить других о определенной опасности;

неосознанно стремление уменьшить собственное напряжение, разделить свой страх, свое волнение со слушателями (особенно это касается панических слухов);

личностное озлобление, враждебные чувства по отношению к другим (эти мотивы служат для распространения агрессивных слухов) и др.

Для предотвращения слухов необходимы профилактические средства и активное противодействие. При этом профилактические задачи, связанные с эффективностью действий средств массовой информации и пропаганды, наличием обратной связи между руководством и основной массой населения. Активное противодействие, прежде всего, связано с контрпропагандой, которая должна исходить из того, что замалчивание слухов приводит к их распространению и накоплению. Одним из эффективных способов прекращения или уменьшения слухов есть широкая и последовательная подача правдивой информации авторитетным и престижным источником.

Рассматривая виды и формы коммуникации, стоит обратить внимание на их детерминации культурными традициями. Прежде всего, речь идет о древнейших культурных нормах, которые влияют на восприятие информации и имеют запрещающий характер, табу.

Различают языковые табу, которые предусматривают запрет произносить отдельные слова и словосочетания; тематические табу, которые характеризуются полным отказом вести разговоры на те или иные темы; контактные табу - это запрет на некоторые или любые виды коммуникации между представителями определенных социальных ролей, например между зятем и тещей.

В зависимости от вида невербальной коммуникации табу бывают мимические, паралингвистические , кинетические, проксемические .

Любой этикет, сценарий, сообщение состоит из табу, императивов и факультативов. Императив определяется как обязательный минимум в действиях коммуникатора. Сфера табу царит за пределами разрешенного диапазона таких действий. В факультативах понимаются различные элементы общения, которые предоставляют коммуникации информативности и эмоциональной насыщенности. Например, в европейской культуре принято, здороваясь со старшим, пожать потянув руку. Не сделать так - считается вести себя невежливо. Хотя плескания старшего по плечу может расцениваться как вызов.

Ведя речь о влиянии культурно-бытовых традиций на коммуникативный процесс, следует остановиться и на так называемых стереотипных ситуациях общения. Стереотипы (в переводе с греческого - твердый отпечаток) проявляются в наших суждениях, высказываниях, в нашем образе мышления.

Здороваясь и прощаясь, люди невольно используют различные способы, приемы, которые являются неизменными для привычных ситуаций, но могут быть разными в зависимости от конкретной культуры того или иного этноса. Культурными стереотипами в своем поведении мы руководствуемся неосознанно, они как бы входят в плоть и кровь человека через традиции, обычаи, образцы поведения. Стереотипы обычно могут больше сказать о человеке, чем его одежда или обувь. Есть немало примеров, которые это подтверждают.

Так, в одном из горных поселений Кавказа старый абхазец неустанно следил за тем, чтобы не только в его доме, но и в жилье его детей, проживающих поблизости, двери кухни были всегда открыты. Этим символизируется традиционное восточное гостеприимство.

Известно, что американцы, также привыкли работать при открытых дверях, но совсем по другой причине. Они этим будто хотят сказать: «Я в распоряжении окружения. Мне нечего скрывать ». Обмен информацией в стереотипных ситуациях, конечно, имеет этикетные характеристики, которые представляют собой нечто вроде формальной рамки, в которой разворачивается коммуникативный процесс. В некоторых случаях стереотипы объективно необходимы. В частности, знание ритуальных пожеланий добра, небольших по объему речевых формул по случаю рождения ребенка, покупки и т.д. служат помощниками в налаживании контактов и развертывании коммуникативного процесса. Однако при определенных обстоятельствах и условиях стереотипы не «действуют».

К примеру, если в сельской местности обычным является здороваться при встрече с незнакомым человеком, то в городе такое поведение вызовет недоумение. Не срабатывают отдельные стереотипы и на межэтническом уровне общения. Поскольку этнический стереотип дает субъективное восприятие представителя другой культуры и возникает чаще всего из-за ограниченности межэтнической коммуникации, это приводит к тому, что постепенно черты, манера говорить, высказывать мнение, присущие некоторым представителям этого этноса, распространяются на всю культуру, вызывая этнические симпатии или антипатии в процессе общения.

Преодоление негативных стереотипов в коммуникативном процессе может происходить путем своевременного обновления привычных представлений о той или ином народе, его языковые культурные особенности, путем накопления коммуникативных знаний об объекте внимания. Все это способствует совершенствованию умений и навыков коммуникатора проникать в глубинную суть особенностей обмена информацией с иным этническим представителем.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта