Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Коммуникативное пространство межличностных отношений

Дата публикации: 2011-12-01 20:34:00

 

Коммуникативное пространство межличностных отношений 

Коммуникативное пространство межличностных отношенийСложный процесс обмена информацией, налаживание взаимопонимания между участниками коммуникации и достижения диалога и результата общения предполагает наличие определенного коммуникативного пространства, т.е. социально-психологической среды, где возможно построение адекватной коммуникативной модели. Речь идет о такой психологическую парадигму, в которой можно было бы реализовать формовочные-развива-водственных, содержательное-смысловой, уточнювально-результативную функции коммуникации.

Это возможно благодаря учету в общей психологической парадигмы соответствующих парадигм информирования (влияния), взаемоинформування (налаживание механизма обратной связи, создание общего информационного поля), диалога (взаимопонимания). В этой модели должен последовательно воплощаться понимание коммуникатора и реципиента в качестве реальных участников коммуникативного процесса, уникальных индивидуальностей, субъектов информации с соответствующим коммуникативных потенциалом.



кальянные волгограда здесь


На субъектов общения коммуникативный пространство влияет не только непосредственно, общей информацией, которая образовалась в процессе ее обмена, но и через средства коммуникации (вербальные или невер-бальные), установленные в конкретном социально-психологическом среде правила общения, моральные нормы взаимодействия, обычаи , вещании ритуалы и т.д. Взаимосвязь участников коммуникативного процесса с коммуникативных пространством выражаются, во-первых, в непосредственном связи и постоянной зависимости между ними, что сказывается на системе кодирования и декодирования знаков, содержании сообщения, во-вторых, в целенаправленном воздействии субъектов общения на коммуникативный пространство и последнего на них, что вызывает изменения и развитие каждого из них; в-третьих, в возникновении противоречий и антагонизм между коммуникативных пространством и лицом в случае отсутствия в нем условий для удовлетворения информационных потребностей личности; в-четвертых, в возникновении в коммуникативном пространстве механизмов, которые способствуют или не способствуют взаимопониманию между субъектами информации, во-пятых, во влиянии коммуникативного процесса на коммуникативный пространство и наоборот, что ведет к изменениям каждого из них, во-шестых, в возникновении противоречий между участниками коммуникативного процесса и коммуникативных пространством в случае отсутствия в последнем условий для эффективного обмена информацией, налаживания взаимопонимания и диалога. Американский социальный психолог Дж. Морено, анализируя систему связей, в которую вовлечено субъектов коммуникации, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Ученый разработал метод социо-метрии для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, которая определяется эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжения и отталкивания. Для характеристики взаимосвязи субъектов информации результаты исследователя важные учитывая влияние участников коммуникативного процесса один на другом, и коррекции этих отношений (решение конфликтов, преодоление психологических барьеров, противоречий в ходе обмена информацией и т.п.) путем целенаправленного изменения положения личности в коммуникативном процессе и в структуре межличностных отношений.





Исходя из понимания того, что коммуникативный пространство межличностных отношений - это сложное образование с определенной системой связей, его можно считать таким, который наделен соответствующими системными свойствами: целостностью (степени коммуникативной равновесия), структурнистю (объемом, интенсивностью и сложностью взаимосвязи между компонентами), автономией структурных компонентов или их функциональной однородностью (местом каждого компонента в системе коммуникативного процесса, а также количеством возможных шагов свободного выбора, которыми наделены субъекты коммуникации в выборе средств и способов передачи информации и достижения цели общения).

Вместе с тем он имеет собственное социально-психологические свойства:

 

• наличие отношений субъектов информации, системы определенных оценок, представлений и образов партнеров;

 

• в координатах коммуникативного пространства реализуются такие основные качественные переходы, как кодирование значений в символы и сообщения информации, декодирование значений, трансляция смысла сообщения, осознание (или не осознание) информации реципиентом и т.п.;





 

• создание общего информационного поля и общего смысла;

 

• формирование коммуникативных позиций и диспозиций партнеров, которые вступают в диалог, и др.

 

Всего коммуникативный пространство межличностных отношений - это пространство: намерений и целей участников коммуникативного процесса; отношений и позиций партнеров; взаимосвязей, взаимозависимости, взаимовлияния, взаимопонимания; обратной связи и общего информационного поля; средств сообщения и каналов передачи информации; норм общения, речевой ценностей; общего смысла.

В коммуникативном пространстве величина, форма и вид информации всегда субъективно воспринимаются и имеют разную степень субъективной актуальности, т.е. каждый участник коммуникативного процесса на основе своих коммуникативных знаний и умений, понимания ситуации общения интерпретирует сообщения коммуникатора, вступает в диалог. Коммуникативная компетентность и коммуникативный опыт субъектов информации также создают определенный комплекс параметров, условий, шо опосередковують различия в субъективном восприятии информации. И, как результат, коммуникативный пространство межличностных отношений может иметь разные значения коммуникативной комфортности для участников общения. Коммуникативный пространство важно рассматривать в социокультурном и етнопсихологичному контексте, ведь коммуникативная культура, как было показано выше, представляет собой важную сферу влияния на сознание человека, его поступки, помыслы и желания; знание его является одним из решающих факторов успешного информационного обмена.





Рассмотрение компонентов коммуникативного пространства межличностных отношений предполагает ответы на вопросы: «Кто является субъектами коммуникации? На что направлена активность субъектов? Каков механизм создания общего информационного поля? В чем сущность обратной связи? Какие каналы передачи информации? С каких конкретных действий субъектов коммуникации состоит процесс обмена информацией? Какие средства передачи информации? Какое общее социально-психологическое фон общения: цели, функции, правила общения, речи нормы, ритуалы, традиции и т.п.?

Что представляет собой результат обмена информацией (создание общего смысла, взаимопонимание, диалог и др.)? » Относительно субъектов коммуникации, то ими являются как минимум два человека, которые в коммуникативном пространстве выступают не каждый в отдельности, хотя автономность, уникальность каждого предполагается, а именно вместе, в диади. На этапе первоначального обмена информацией эта единство едва заметная, она проявляется лишь в том, что один произносит информацию, а другой пытается ее постичь. И независимо от того, в чем заключается исходная единство, уж такой она существует в виде процесса и указывает на наличие коммуникативного потенциала участников общения.

Реальный коммуникативный процесс позволяет коммуникативных свойствам субъектов информации из потенциальных превратиться в актуальные. Субъекты коммуникации посредством вербальных и невербальных средств передачи информации осуществляют процесс взаимосвязи. При этом с помощью языка происходит кодирование и декодирование информации, т.е. коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информа информацию. И хотя последовательность действий того, кто говорит, и того, кто слушает, описана в литературе достаточно подробно, все же уместно ее напомнить. Поэтому в схеме К - П - Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) смысл информации для коммуникатора опережает процесс кодирования в символы (виголошування), поскольку тот, кто говорит, сначала имеет определенный замисел и лишь затем воплощает его в систему знаков. Т.е. для коммуникатора последовательность в виголошуванни информации такова: интенции, смысл, кодирование, текст. Для реципиента смысл полученного сообщения раскрывается почти одновременно с декодирование, а дальше наступает процесс интерпретування информации.

Из приведенной модели передачи информации от отправителя к получателю четко просматривается ответ на вопрос о том, на что направлена активность участников коммуникативного процесса: субъекты коммуникации вступают во взаимосвязь для общей коммуникативной действия. Особенность общей коммуникативной действия заключается в том, что в ней «схрещуються», «переплетаются», «пересекаются» потребности людей в той или иной информации. Именно в совместной коммуникативной действия или за ней скрыта возможность удовлетворения этих потребностей.

Общая коммуникативная действие субъектов общения предполагает наличие обратной связи, - то есть информации о том, как реципиент воспринял коммуникатора и его сообщение, оценил его поведение и слова. Механизм обратной связи заключается в том, что коммуникатор только тогда поймет, что его информация проинтерпретована правильно, когда произойдет смена ролей: когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием подтвердит, что он понял смысл информации.

 

При этом чрезвычайно важно не сводить межличностные коммуникацию к простой суммы отдельных актов передачи информации. Даже тогда, когда партнер отреагировал на замечание собеседника взглядом или молчанием, обмен информацией состоялся: тот, кто провозглашал информацию получил от слушателя коммуникативный знак в виде отсутствия видимой реакции или какой невербальной знаковому системы. То есть отношение к коммуникатора и его слов может быть различной степени завуалированные, однако оно сочетается в вербальных и невербальных средствах передачи информации: в реплици и таких невербальных знаках, как осанка, мимика, жест, интонация тошо. Итак канал обратной связи есть в любом общении. Его цель - способствовать улучшению взаимопонимания. Именно благодаря обратной связи коммуникация приобретает веса, психологического, социального, социально-психологического контекста. В условиях диалога, когда последовательно изменяются роли участников коммуникации (коммуникатор превращается в реципиента и наоборот), обратная связь помогает обогащению и развитию.

Если информация проходит от одного субъекта к другому и возвращается обратно, она связывает партнеров в общее информационное поле. Информация, которая зародилась в результате обмена (уточнения, дополнения и т.п.), гораздо глубже от первичной. Она может отличаться от предыдущей за смыслом. Более того, общее информационное поле содержит общий настрой, немного о личности каждого субъекта, пожалуй, едва заметное отношение друг к другу. Однако возникновения общего информационного поля еще не решает проблемы, которая ведет к взаимопониманию.

Пытаясь прийти к диалогу, общего смысла, партнеры вынуждены пройти сквозь ряд механизмов и феноменов, которые способствуют или тормозят взаимопонимания. Назовем некоторые из них:

• если обратная связь передается в форме, которая не принимается партнером через резкость, недоброзичливисть, то он воспринимается не как обратную связь, а как критика, давление, оскорбление со всеми последствиями для общения, которые из этого вытекают;

 

• если коммуникатор испытывает негативное настроение партнера, но не понимает его причин, то общению трудно развиваться эффективно;

 

• если партнеры, не скрывая, называют те ощущения, которые возникают в процессе обмена информацией, используют сравнения, аналогии для уточнения и расширения информации, то взаимопонимание и принятие информации действительно наступит;

 

• информация принимается только в тех случаях, когда она не вызывает внутреннего дискомфорта, когнитивного диссонанса, а удовлетворяет определенные потребности партнера.

 

Результатом коммуникации является реально достигнутый в обмене информацией уровень интеграции коммуникатора и реципиента как субъектов коммуникации, степень развития общей коммуникативной действия, мера превращения ее в настоящий диалог.

Иными словами, результатом успешной коммуникации является создание общего смысла, налаживание диалогической отношений, которые ведут к увеличению и принятие (непринятие) информации. Когда речь идет о возникновении общего смысла, о достижении соответствующего уровня развития общей коммуникативной действия, то, во-первых, имеется в виду уровень интеграции в виде единства мотивации и направленности, предметно-целевой и ценностной единства участников межличностных отношений. То есть важно не только и не столько то, что кроется за формой (как выражаю мнение) и значением (шо пытаюсь сказать), сколько мотив и личностный смысл, который стоит за ними (зачем и почему говорю. Ведь именно внутренний смысл партнеры пытаются донести друг до друга.

Таким образом, коммуникатор будет считать, что взаимопонимание достигнуто, если реципиент отреагировал не на его манеру говорить, не на слова, а на смысл сказанного. Л. Выготский замечал, что сама мысль рождается не из другой мысли, а с мотивационной сферы нашего сознания, которая охватывает наши потребности, интересы, эмоции, а полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы раскрываем ее настоящую, афективно-волевую причину . Речь идет о движении от мысли к слову, в котором потери неизбежны с обеих сторон. Именно поэтому общий смысл, который зародился в результате общей коммуникативной действия, общего информационного обмена, отличается от замыслы автора и его первичной интерпретации партнером. В общей теории информации является понятие «семантически значимая информация».

Это и количество информации, которая дана не на «входе», а на ее «выходе», причем на «входе» ее всегда больше, чем на «выходе». Языке человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать следующим образом: семантически значимая информация - это информация, которая возникла в ходе создания общего смысла. Именно она имеет смысл, может быть расширена в ходе диалога, принятая собеседниками, а следовательно, может влиять на их поведение. Психологическое единство, взаимопонимание является еще одним показателем уровня интеграции субъектов коммуникации, который проявляется в виде согласованности, упорядочения коммуникативных действий. Так, мера согласованности действий субъектов коммуникации в ситуации принятия ими соответствующих ролей (то коммуникатора, то реципиента) попеременно зависит от их привлечения к общему контексту общения целиком и конкретной совместной коммуникативной действия, в частности.

При этом эффективность информационного обмена зависит от успешного решения проблемы спиввиднесення языковых средств со смыслом сообщения. К тому же уровень взаимопонимания усложняется личностным восприятием партнерами друг друга. Известно, что с большим доверием воспринимается сообщение, которое передается коммуникатором с привлекательной внешностью, профессиональным и возрастным статусом, нежели человеком, который ближе к реципиента по социально-психологической идентичностью.

Разумеется, достигнутый уровень интеграции субъектов коммуникации по конкретным условиям обмена информацией может быть очень разным: от высокого положительного (когда общая коммуникативная действие приобретает форму диалога с высоким уровнем взаимопонимания и согласованности, с весомыми результатами коммуникации) или достаточного (с уровнем удовлетворенности участников коммуникативного процесса) до отрицательного (когда имеющиеся Дезинтеграция субъектов коммуникации, нарушение общего информационного поля и в целом нарушение межличностных отношений).

Таким образом, связь результатов коммуникации и уровня интеграции субъектов общения очевиден: чем выше уровень интеграции коммуникатора и реципиента, тем полнее удовлетворены потребности обеих сторон в обмене информацией, глубоким является общий смысл сообщения, змистовнишим становится диалог между собеседниками.

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта