Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Психология оглашения информации.

Дата публикации: 2011-12-01 20:24:00

 

Психология оглашения информации.

Психология оглашения информацииКогда люди начинают разговор, то обязательно в действие вступают как минимум две составляющие: говорения (оглашения информации) и слушания. Эти процессы отбывают в вербальные (словесной) форме в ходе языкового общения, особенность которого состоит в том, что оно по форме и по содержанию направлено на другого человека, введенное в коммуникативный процесс, является фактом коммуникации. 

В процессе передачи информации проявляются различные функции речи: зарождение и восприятия сообщений, регуляция коммуникативной действия собеседников, контроль за результатами общения и др. Вещание также является средством эмоционального воздействия, который стимулирует или тормозит действие одного из партнеров или обоих. При этом эмоционально-положительное влияние (поощрения) и эмоционально-негативное влияние (наказание) регулируют одновременные действия участников общения, что способствует лучшему пониманию ситуативных целей и улучшает эффективность коммуникативной действия собеседников. Считается, что без применения коммуникативных категорий «одобрения» и «отклонения» невозможна никакая координация совместной коммуникативной действия.

Речевая действие может состоять из двух частей: ориентирующих и исполнительной. Ориентирующих часть содержит анализ ситуации взаимодействия, формирование плана действия, то есть стратегии общения, которая необходима для достижения цели. Что касается исполнительной части, то она зачастую реализуется с учетом правил регуляции совместных действий: речевой этикет, представления себя и др.

Умение говорить, произносить информацию (т.е. говорение) является давним предметом исследования. Известна специальная наука - риторика (теория красноречия), преподается специальная дисциплина - ораторское искусство. Что же понимают под говорение? Обычно его характеристика содержит механизмы вещания, построения высказываний, индивидуальные особенности человека (манеру говорить), которая произносит информацию.

Владеть культурой говорение - значит уметь ясно, четко и точно, без лишних слов, правильно и в то же время ярко, образно, в вежливый форме выразить свои мысли. Как видим, Феноменология говорение чрезвычайно разнообразна: от особенностей использования лексики, владение грамматикой, к богатству ассоциаций и проявления определенного отношения к партнеру по общению. Говорение предполагает также умение поставить голос (речь идет о тембр голоса), выбрать темп речи, средства, которые помогают стимулировать собеседника.

Важное значение в процессе говорения имеет две составляющие: кто говорит и чем говорит. Хотя в данном контексте не менее важным является и то, как и что говорит оратор. Издавна в народе признавалось за правило: перед старшими - молчать, с мудрыми - покорно обращаться, а с равными себе - дружить. На Востоке известны следующие пять составляющих мудрости речи: говорить согласно обстоятельствам; говорить правду; говорить как можно мягче; говорить с пользой; говорить чистосердечно.

В неформальном общении речевой этикет предусматривает слежение за интонацией своей речи: говорить спокойно, не спеша, с достоинством. Считается, что опытный оратор должен излагать мысли целомудренно, с паузами, выделяя ударением логически важные слова, давать возможность собеседников обдумать услышанное, высказать к нему свое отношение. Давно замечено, что тот, кто говорит спокойно, без повышения голоса, использует менее категоричные высказывания, так что его слушают внимательно и терпеливо.





Культура говорение требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса, всей духовной сферы, психологической устойчивости. Тот, кто владеет словом, избегает высказываний-штампов и слов-«паразитов», то есть ничего незначущих слов и навязчивых криков (например, понимаешь, так сказать, ну и т.д.). Такой человек находит «свежие» слова, выражения, в которых есть «душа». Искусство говорение во многом зависит от словарного запаса человека, существенную часть которого могут составлять афоризмы, крылатые выражения, пословицы, поговорки и т.п. Овладение ими - важное условие повышения выразительности и любопытства вещания. Одновременно неуместным считается злоупотребления иностранными словами, особенно когда они еще и неправильно произносятся.

Например, вместо «констатировать» говорят «константуваты», вместо «компрометуваты» - «компроментуваты», вместо «инцидент» - «инциндент» и др. Кроме этого, рекомендуется следить за правильностью ударение и избегать неправильного употребления слов.





В процессе говорения серьезное и шутливое идут рядом. Известно, что юмор имеет большой психологический заряд, снимает напряжение и усталость, создает атмосферу доброжелательности и взаимной привязанности партнеров друг к другу. Он делает речь более непосредственным, легче к восприятию способствует компромиссов за сложных ситуаций. Однако психологи советуют учитывать тот факт, что злоупотребление остроумием может рассматриваться как склонность к кощунства. Следовательно, юмор должен быть незлостивим, мягким: шутить следует так, чтобы не задевать достоинства присутствующих; совсем неуместны дотепы по внешности, имени или »возраста людей.

Психологическое искусство говорения учитывает и форму обращения друг к другу на «ты» обращаются к детям, членов семьи, близких друзей и знакомых, на «вы» - до малознакомых и незнакомых людей, а также старейшинам и всех, кого уважают; обращение на «ты» является брутальним и оскорбительным, если оно не вытекает из близости отношений. Уместным будет также Избегать любого панибратство в отношении окружения. Во время общения лучше называть собеседника по имени. Воспитанный, культурный человек всегда знает, о чем и как можно спросить собеседника, или предположим обратиться в этот момент к человеку с определенным просьбой или тактично интересоваться семейными отношениями, личностными качествами третьего лица. Большое значение в процессе говорения имеет умение заботиться о партнере, заряжать его оптимизмом, бодростью, наконец, внушать в его сердце веру в собственные силы. Считается недопустимым демонстрировать во время разговора равнодушие, эгоизм, зависть, пихатисть т.д.





Во время говорения выразительные жесты - помощники речи, но некстати жестикулювання отвлекает внимание от виголошуванои информации. Иногда достаточно незаметно кивка головой, чтобы партнер понял, что информация направлена именно на него. Есть немало рекомендаций по поводу применения невербальных средств в говорению. В частности, беседуя, не стоит хватать собеседника за руку, дергать за пуговицы или хлопать по плечу. Особенно сдержанными должны быть жесты в общении с женщиной. К тому же, не рекомендуется смеяться очень громко и долго кричать.

Умение слушать - это необходимое условие правильного понимания собеседника. Доказано, что слушание как метод восприятия информации в деловом общении используется намного чаще, чем умение читать и писать. Однако это качество присуще далеко не всем людям, которые общаются. Иногда у человека просто нет времени выслушать своего собеседника. А зачастую наше эмоциональное состояние отвлекает внимание от содержания того, о чем говорят. В этом контексте важно рассмотреть содержание понятий «слушать» и «слышать». Психологические процессы, которые ими обозначаются, существенно разнятся между собой. Слушать - значит использовать свой орган слуха, а слышать - напрягать собственный мозг, концентрируя внимание на словах партнера. Именно поэтому можно слушать и не слышать, поскольку сознание могут волновать совсем другие проблемы, мнения или информация. Конечно, многие люди слышат лишь то, что хотят услышать. Итак коммуникаторов необходимо быть готовым к субъективного восприятия его информации. О эффективное слушание говорят в том случае, когда оно обеспечивает правильное понимание слов и чувств оратора, создает у него ощущение, что слышат именно его, не переводя обсуждение на другую проблему, важную для собеседника. Эффективное слушание обеспечивает продвижения партнеров по общению в направлении понимания обсуждаемой проблемы, создание общего информационного поля, решение проблемы или установление доверительных отношений, взаимопонимания.

Есть немало рекомендаций по поводу культуры слушания. В частности, тактично человек никогда не позволит себе прерывать собеседника, даже если ему известно, что тот собирается говорить; такой человек способен не обращать внимания на некоторые неточности в высказываниях партнера, проявлять понимание и доброжелательность, сострадание, внимание. Это не избавляет от споров во время обсуждения серьезных проблем. Однако сама форма выражения принципиального несогласия, критических замечаний должна быть тактично, выдержанной. Психология искусства спора заключается в том, чтобы в ее ходе НЕ потерялась истина, а отношения соперников при этом оставались в рамках приличия. За правило здесь может служить следующее: расспрашивать мало, говорить чуть больше, а слушать еще больше. Тактичный соперник ошибочность своей позиции признает элегантно и с готовностью, он осознает, что не обладает достоверной информацией и может быть недостаточно осведомленным.

Слушания другой - не просто молчание, это активная деятельность, работа, к которой задействованы желание услышать, интерес собеседника, вербальные и невербальные аспекты. Известный даже такое выражение «слушать всем телом», т.е. когда информация является интересной для вас, вы бессознательно возвращаете лице собеседника, нахиляетеся к нему, устанавливаете с ним визуальный контакт, пытаетесь «всем телом» показать свою заинтересованность. При таких условиях умение слушать - это восприятие информации, во время которого человек выражает поощрительные отношение к тому, кто говорит, будто «подталкивает» собеседника к продолжению общения; сдерживается от лишних замечаний; незначительными действиями влияет на оратора, который способствует развитию мысли последнего и продвижению «на один шаг вперед» в обмене информацией.

В античные времена действовало правило: прежде чем начать обсуждение проблемы, надо уточнить позицию своего оппонента и уже тогда высказывать собственное понимание ситуации. То есть важно уметь терпеливо выслушать собеседника, не подавляя его. Если же все-таки прервали, надо извиниться, а закончив свои доказательства, следует напомнить собеседника, на чем он остановился. Если же прервали вас, не пытайтесь перекричать, а умолкайте и выслушайте доказательства. Важно помнить: сперечайся, но не ссорься. Итак, среди основных правил бесконфликтный слушания можно определить следующие:

• избегать злоупотребления критикой и осуждение других;

 

• как можно меньше жаловаться на судьбу, жизнь, семью, работу тошо;

 

• уметь подчеркивать искренний интерес к человеку, с которым вступили в беседу;

 

• уметь продемонстрировать собеседников свое уважение к нему;

 

• выработать умение адекватно реагировать на достоинство другого человека;

 

• уметь быть благодарным слушателем и выслушивать собеседника до конца;

 

• уважать мнение других людей;

 

• избегать ненужных споров: часто тактическая уступка (молчаливое выслушивания определенного аргумента) полезнее за вступление в бесконечно полемику;

 

• применять метод убеждения и не прибегать к приказном тону и указаний;

 

• запоминать имена - это придает общению более доверительно и непосредственного характера;

 

• поддерживать у собеседника положительные эмоции;

 

• чаще улыбаться - это жест открытости, искренней привязанности.

Если человек в процессе диалога замолчала, то это еще не значит, что она слушает. Слушание - активный процесс, который требует внимания. Однако уточняя, оценивая и анализируя информацию во время диалога, человек обычно больше внимания уделяет своим делам, а не потому, что ей говорят. Особенно это проявляется в ситуациях конфликтного общения. Ведя диалог, мы чаще переймаемося тем, понял нас другой, чем тем, что поняли мы его. Такое слушание деформа процесс общения.

Теория и практика слушания различает несколько его видов. Прежде нерефлексивне и рефлексивне слушания. Сущность нерефлексивного слушания заключается в минимальном вмешательстве в речь собеседника (условно-пассивное слушание). В зависимости от ситуации общения во время нерефлексивного слушания могут оказываться поддержка, одобрение, понимание с помощью минимальных ответов, которые помогают продлить беседу (реплики типа «да», «понимаю», «это интересно» и др.).

Эти нейтральные слова способствуют поддержанию разговора, снимают напряжение. Считается, что нерефлексивне слушание целесообразно применять в таких ситуаций, когда:

• собеседник выражает свое отношение к какой-либо события (психотерапевты применяют этот метод в начале беседы; целесообразно использовать его в собеседовании при приеме на работу, когда нужно больше узнать о человеке, и в ходе проведения переговоров);

 

• собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, чувствует себя обиженным или стремится решить важную проблему;

 

• собеседнику трудно излагать свои проблемы;

 

• надо сдержать эмоции в беседе с человеком, который занимает высокий пост. Одновременно нерефлексивне слушания вряд ли целесообразно по ситуациям, когда:

 

• у собеседника нет желания вести разговор;

 

• наше желание слушать и понять воспринимается как согласие, соучастие;

 

• этот метод противоречит интересам собеседника и мешает ему самовыразиться.

 

Другой вид - рефлексивне слушания - заключается в налаживании обратной связи с собеседником для того, чтобы проконтролировать точность восприятия информации. Речь идет о регулярное использование обратной связи для достижения большей точности в понимании партнера. Иногда этот метод называют «активным слушаниям», поскольку он предусматривает более активное использование вербальной коммуникации для подтверждения понимания информации. Метод рефлексивного слушания помогает выяснить наше понимание услышанного для критики, уточнения или развития беседы. С этой целью прибегают к различным вопросам, которые являются удобной формой спонукування. С их помощью привлекается внимание партнеров, они несут определенную информацию. Например, вопрос: «Где вы сохраняете документ (книгу, деньги)?» - Предусматривает, что тот, кто спрашивает, знает, что у собеседника есть документ (книга, ироши) и, соответственно, есть и место, где оно хранится. Вопрос позволяют наводить партнера на необходимый ответ, «раскрыть» собеседника. Если вопрос правильно сформулирован, то благодаря этому можно дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении. Конечно, вопросы создают основу для доверчиво общения.

Различают следующие виды вопросов: информационные (для сбора необходимых данных), контрольные (для проверки того, следит партнер по вашему мнению), с целью ориентации (или придерживается партнер ранее высказанного им мнения, подтверждающие (чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения) , ознайомлюеальни (для ознакомления с целями, мнением партнера), однополюсный (повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем речь, и чтобы он это понял, а также с целью выиграть время), встречные (при правильной постановке ведут к сужение разговора и подводят партнера ближе к согласию), альтернативные (предоставляют возможность выбора), спрямовувальни (при условии, что партнер отклоняется от разговора, с помощью вопросов его «возвращают» к нужной темы), провокационные (с целью установить, чего на самом деле стремится собеседник и правильно ли он понимает ситуацию, вступительные (такие, позволяющие заинтересовать партнера; могут, например, иметь указание на вероятное решение проблемы), завершаииьни (для подведения итогов разговора), закрытые (это навидни вопросы, на которые можно ответить очень кратко, например, «да», «нет»), открытые (он выявляет решающие факты в ситуации; начинается, как правило, со слова «что»), зеркальные (они расширяют информационные границы и обеспечивают непрерывность открытого диалога, например:

Сейчас у меня нет на это средств.

- Нет средств? (зеркальное вопрос). Каждый вопрос предполагает ответ. Известны различные советы относительно ответов по самым разным ситуациям. Что касается деловой сферы, то можно привести общие краткие рекомендации, которые помогут деловым лицам в повседневном общении:

 

• прежде чем ответить на вопрос, необходимо сделать паузу;

 

• если вопрос является трудным за постройкой, т.е. имеет в подтексте несколько простых, сначала его следует разделить на части, а затем отвечать на каждую из них отдельно, выяснив прежде всего, на какую из них отвечать сначала;

 

• если вопрос сложный по содержанию, то следует обратиться с просьбой повторить его, поскольку вы не уверены, правильно ли поняли, или попросить несколько минут на размышления;

 

• если ставится вопрос открытого характера, то следует уточнить, какая именно информация интересует партнера;

 

• если сформулирован непредсказуемое вопрос, и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать этот вопрос, чтобы ответить на него через некоторое время;

 

• если вопрос отводит собеседника от темы разговора, то не стоит поддаваться на «провокации», целесообразно вернуться к сути беседы;

 

• если ответ человека неправильно поняли, ему следует сразу признать свою ошибку, сообщив партнеру, что она, наверное, не очень удачно сформулировала свой вопрос.

 

Рефлексивне слушания необходимым для эффективного общения в связи с ограничениями и трудностями, возникающими в процессе общения. Какие это трудности? Речь идет, прежде всего, о многозначность большинства слов. Иногда трудно определить, что конкретно имеет в виду человек, когда принимает определенное слово. Не всегда ей удается высказать свое мнение так, чтобы ее правильно поняли. Уточнение может привести к обратному результату. Порой человек начинает разговор не непосредственно по проблеме, а со вступления, из которого трудно установить ее конкретные намерения. Или, наоборот, удаляется от предмета разговора, вследствие чего может потерять основную мысль, или заостряет внимание на «голых» фактах. Считается, что, чем меньше собеседник уверен в себе, тем труднее ему раскрыть главное.

 

Другие трудности, которые снижают эффективность слушания, относятся следующие:

 

• отключение внимания (отвлечь внимание могут: отведение взгляда от собеседника, безнадежный мановением руки);

 

• чрезвычайная скорость умственной деятельности (человек думает быстрее, чем говорит, поэтому, когда кто-то говорит, мозг большую часть времени свободный и отвлекается от языка того, кто говорит);

 

• антипатия к чужим мыслям (человек довольно часто больше ценит собственные мнения, чем взгляды своих собеседников);

 

• избирательность внимания (попытка внимательно слушать все и одновременно что-то фиксировать - очень сложное дело, поэтому люди переключают внимание с одного на другое, что затрудняет концентрацию на чем-то одном);

 

• потребность реплики (некая мысль вызывает желание ответить, тогда человек перестает слушать и сосредотачивается на формулировании комментариев).

Выделяют также внутренние и внешние препятствия слушания. К внутренним препятствиям, в частности, относятся вредные привычки слушания, связанные с конкретным лицом. Это, конечно, размышления о чем-то еще, кроме содержания разговора: собственная внешность, личные переживания, фантазии на разные темы, обострение внимания на внешности собеседника и др.

К внешних препятствий относятся: посторонние шумы; акцент того, кто говорит; темп разговора (слишком быстро или, напротив, медленно говорит партнер); определенные особенности во внешности собеседника (экзотические украшения, неадекватность мимики); плохая акустика; голос собеседника (слишком громко или шепотом говорит); температура помещения; телефонные звонки, которые прерывают разговор; ограниченность во времени; неприятные запахи в помещении и др. Конечно, наличие трудностей свидетельствует о необходимости учиться эффективных методов слушания.

Выделяют четыре вида рефлексивных ответов, которые используются во время беседы: выяснение (розпитування), перефразировку, отражение чувств и резюмування. Выяснение - это обращение к собеседнику за уточнениями. Оно проводится с помощью вопросов для уточнения и понимания того, о чем идет речь. Целесообразнее использовать преимущественно «открытые» вопросы, ведь «закрытые» «переключают» собеседника с позиции того, кто объясняет, на позицию собственной защиты, а это может обострить конфликтную ситуацию. Цель перефразировку - формулировка услышанной информации своими словами, особенно если она кажется нам непонятной.

Собственно формулировка услышанного усиливает адекватность содержания беседы и определяет точность понимания. Отражение чувств акцентирует внимание на эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к содержанию беседы. Хотя разница между чувствами и содержанием сообщения определенной мере относительная и ее не всегда можно четко определить, но в случаях, когда собеседник опасается негативной оценки, он может скрывать свое отношение к определенным событиям, фактам. Считается, что резюмування есть смысл применять во Время продолжительных бесед, его функция - подвести итоги беседы или свести отдельные ее фрагменты в единый содержательных контекст.

Среди других видов слушания выделяют критическое и емпа-тийне слушания. В условиях критического слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения и только после этого пытается его понять. Такое слушание может быть приемлемым на деловом совещании, конференции, дискуссии и т.п., т.е. там, где обсуждаются проблемы, мысли, идеи по поводу новых проектов, нового опыта и др.

Однако там, где обсуждается новая информация, например на лекции, критическое слушание является неперспективных, ведь отторжение информации лишает возможности прислушаться к ней, почерпнуть ценное. По условиям емпатийного слушания участник общения уделяет больше внимания «считывания» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если тот, кто говорит, вызывает у собеседника (того, кто слушает) положительные эмоции (радость, надежду на краше, уверенность в себе), а неэффективным, если порождает негативные эмоции (страх, тревогу, разочарование и т.п.)

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта