Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Потребность в межличностных контактах и взаимодействии

Дата публикации: 2011-12-02 14:40:00

 

Потребность в межличностных контактах и взаимодействии.

Потребность в межличностных контактах и взаимодействии.Человек по своей природе построена таким образом, что она склонна искать межличностных контактов с другими людьми.В. Шутц в 50-е годы XX века предложил концепцию мотивов социального поведения человека, согласно которой в основу взаимодействия положены три межличностные потребности: присоединение, контроль и открытость. Присоединение он трактует как желание быть привлеченным к обществу, выделен среди других, находиться в центре взаимодействия, т.е. речь идет о переживание человеком собственной значимости. Такое толкование присоединения показывает стремление человека к взаимодействию как таковой.

В зависимости от того, как эта проблема розвьязувалася в детстве, взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из трех моделей поведения: субсоциальнисть (человек не может рисковать и быть Игнорируемые, а следовательно, она избегает контактов; избежания может набирать различных форм - от отказа участвовать в социальных контактах до формального социального поведения, имитации общения); надсоциальнисть (человек ищет компании, потому что не переносит одиночества; основная форма взаимодействия - навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти); социальнисть (главная характеристика - способность быть в контакте с другими людьми и в то же время хорошо чувствовать себя вне обществом).

Относительно контроля, то это желание контролировать других, а также быть или не быть конрольованим. Социальная поведение контроля не связана с присоединением, поскольку власть не требует выделения. Основной психологической проблемой является проблема компетентности, т.е. если человек чувствует себя некомпетентным, неспособной, ее поведение в сфере контроля будет неадекватной: она видсторонюватиметься от власти или, напротив, стремиться к доминированию.

Это задача - установление контроля - также должен решаться ребенком, а взрослый, опираясь на опыт детства, присваивает себе одну из трех моделей поведения: поведение, которое предусматривает отказ (индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его от власти, и от ответственности), автократический (человек желает шиады и готова за нее побороться, однако подоплека этой поведения такое же, как и при условии отказа от власти: неверие в свою компетентность, необходимость всем и самому себе доказывать свою способность нести ответственность) и демократическая (человек способен принимать решения, брать на себя ответственность и никому этого не доводить) поведение.

Что касается открытости, то это потребность в построении близких эмоциональных отношений с другими людьми. При этом возникает основная проблема - ощущение своей способности любить и вызывать любовь других. В условиях, когда индивид не уверен в своей способности нравиться другим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальной: полное Избегать близости или надвидкритисть. Опять-таки от того, как эта проблема розвьязувалася в детстве, у взрослого во взаимодействии с окружением прослеживается одна из трех стратегий: субперсональной (страх не понравиться, быть видторгненим ведет к Избегать открытости, то есть человек поддерживает отношения с другими на поверхностном уровне, все ее социальные связи - дистантни, однако большое количество контактов психологически защищает индивида от интимности в отношениях с кем-то), надперсональнисть (распространение близости на обилие отношений и попытка таким образом поднять тревогу по поводу своего отторжения; формы проявления этой модели поведения - попытка заслужить одобрение, привлечь к себе внимание) и персональнисть (человек способен комфортно чувствовать себя как на поверхностном уровне, крюк и в близких отношениях.





Еще один подход к социальной мотивации было предложено в 70-е годы XX века. Ч. Мак-Клинток с сотрудниками обнаружили путем экспериментальных исследований взаимодействия шесть разновидностей социальных мотивов, которые побуждают участников так или иначе выстраивать свое поведение. Мотивы максимизации: общего выигрыша - кооперация; собственного выигрыша - индивидуализм; относительного выигрыша - соперничество; выигрыша другого - альтруизм. Мотивы минимизации: выигрыша другого - агрессия; разниц в выигрышам - равенство.

Известное в социальной психологии понятие афилиации как раз и характеризует потребность индивида в налаживании социальных связей. И при определенных обстоятельствах эта потребность становится особенно заметной. Есть много исследований, в которых называются причины, побуждают людей идти на контакт. Так, попытка оказаться в обществе других выше, чем остаться наедине с приятных обстоятельств, в частности таких, как радостная весть, получение удовольствия от просмотренного фильма тошо. Это же касается и обстоятельств, которые несут определенную угрозу, и оставаться в одиночестве, конечно, страшно. Попытка остаться в одиночестве является более сильным в таких неприятных ситуациях, как переживания, нервозность ^ человека, а также в условиях, требующих сосредоточенности, т.е. когда человек пытается разобраться в сложной проблеме и хочет после этого принять обычно важное решение. В целом считается, что люди контактируют и взаимодействуют с другими, шоб подтвердить собственное «Я», осознать свое место в системе связей; избежать неуверенности в себе; получить положительный стимул средствами интересной взаимодействия; добиться внимания и похвалы от других; получить эмоциональную поддержку; сформировать отношение к себе; обменяться умениями, знаниями, навыками и результатами деятельности; влиять на окружение.





Среди мотивов афилиации исследователи выделяют поиск поддержки, утешения, получение облегчение, удовлетворение любопытства, социальное сравнение, редукции тревоги, виднаходження информации. При этом три последних мотивы, по мнению ученых, являются самыми главными и самыми важными в сложных ситуациях. В частности, в рамках теории социального сравнения (Л. Фестингер) среди других были получены разные результаты:

• в неопределенных ситуациях общения с другими, что оказались в таких же условиях, дает возможность сравнить свою реакцию с реакцией других и таким образом оценить ее уместность;

• страдания выбирает не любое общество, а контакт с такими же страждальцямы;

• неуверенность в своих реакциях способствует афилиации;

• чем меньше человек уверен в себе и в том, что у нее все хорошо, тем сильнее она пытается завязать контакты с другими, особенно с теми, кто оказался в такой же ситуации;

• человек, привлечена к обсуждению своих страхов в группе, где большинство также боится, в результате обсуждения пугается еще сильнее. Применительно редукции тревоги, то есть попытка ее уменьшить, то доказано, что люди в большинстве случаев идут на контакт с теми, кто имеет менее взволнован, чем они сами, вид, чтобы, например, убедиться, что их перспективы не такие уж и плохие. Кроме этого, люди в ситуациях угрожающих и таких, которые подавляют личность, часто обращаются к индивидам, которые им сочувствую и могут предложить утешение, эмоциональную поддержку или просто выслушать. Что касается поиска информации, то в многочисленных исследованиях утверждается, что человек в ситуации некоторой угрозы ищет другую, осведомлен, такую, которая может предоставить информацию, чем поможет правильно оценить опасность, которая угрожает лицу.





Все приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что человек под действием стресса тянется к взаимодействию с такими же, как она, людьми, которые предоставляют информацию для социального сравнения, что дает возможность оценить свои эмоции. Контактировать также необходимо и со спокойным людьми, способными снять тревогу, оказать конкретную помощь и т.п. Общество других людей позволяет индивидам проверить избранный способ поведения, характер реакций на сложившуюся ситуацию, вызвав трудности и опасности. Близость других людей, конечно, в определенных пределах, способствует прямом снижению тревожности. При этом помьякшуються последствия как физиологического, так и психологического стресса. Чрезвычайно позитивно влияют на индивида в состоянии стресса и схвильованости знакомые люди, те, кого любит лицо.

В этом контексте важно рассмотреть проблему взаимосвязи социальной поддержки и снижения стресса. Известно, что под социальной поддержкой понимается действие одного человека или группы людей по отношению к другому человеку, с расчетом на получение от последней поддержки. Обычно социальная поддержка включает пять компонентов: эмоциональный (уверенность в том, что о человеке заботятся, его любят и высоко ценят); коммуникативный (удовлетворяется потребность в том, чтобы выговориться, а также, чтобы человека послушали); оценочный (складывается ситуация социального сравнения, в процессе которой индивид получает ответ на вопрос о правильности своего отношения к тому или иного факта или явления); информационный (имеет место конкретная информация о том, как воспринимать ситуацию); инструментальный (получение конкретной действенной помощи).

Соображения по поводу взаимосвязи потребности в общении и наличием тяжелой ситуации подводят к вопрос: «Всегда ли стресс вызывает потребность в межличностных контактах?» Конечно, известны ситуации, когда стресс скорее снижает, чем увеличивает желание человека были в обществе других. В частности, к уменьшению афилиативних тенденций приводит чувство стыда, неудобства. Под действием чрезвычайно сильного страха и эмоционального потрясения человек может захотеть остаться наедине. Отметим, что зависимость между чувством страха и афилиациею такова: низкий уровень страха и слишком высокий вызывают меньшую потребность в контактах с другими людьми, чем промежуточный. Возможно, крайняя степень страха и потрясения снижает желание общаться из-за того, что человек опасается усиления своих страхов в процессе разговора о них и их детального обсуждения.

Среди причин, которые могут привести к суициду, мы называли одиночество. В контексте необходимости в межличностные взаимодействия очень важно подробнее рассмотреть вопрос о том, что вызывает одиночество. Прежде всего, следует отметить, что одиночество является одним из ощутимых признаков нехватки общения и довольных социальных связей. Она является одним из тех психогенних факторов, которые влияют на эмоциональное состояние человека, представляет собой совокупность эмоций, которые возникают в ответ на ощутимый дефицит (количественный и качественный) в социальных контактах. Одиночество распространена среди людей, которые не имеют близких отношений, в которых отсутствуют дружеские связи.

Люди могут оказаться в условиях одиночества. Речь идет о экспериментальную, географическую, социальную, тюремное изоляцию. Все это вызывает острые эмоциональные реакции, которые приводят в ряде случаев психологический шок, который характеризуется тревожность, депрессией, а также актуализирует потребность во взаимодействии. Обычно одиночество определяется как совокупность таких основных чувств, переживаний и реакций: отчаяние, тревога, депрессия (чувство горя, отчуждение и др.), екстериоризацийни реакции (в ответ на невозможность удовлетворения потребности в мижосо-бистисних контактах люди персонифицируют предметы, различных животных, создают силой воображения партнеров, с которыми начинают разговаривать; все это оценивается как защитные реакции и рассматривается в рамках психологической нормы), скука, нетерпение, невозможность сосредоточиться, нелюбовь к себе (чувство собственного непривабливости), опасения. Отсутствие разнообразных отношений не только приводит к одиночеству, но и может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Известны исследования, в которых прослеживается взаимосвязь степени смертности с наличием или отсутствием) потребности в межличностных контактах.

В частности показано: чтобы выжить для мужчин очень важно находиться в браке, а для женщин - иметь отношения с друзьями и родственниками; тот, кто имеет социальные контакты, а также адекватную поддержку среди своего окружения, больше живет, чем тот, кто лишен всего этого.

 

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта