Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Альтруизм и агрессия в межличностные взаимодействия

Дата публикации: 2011-12-05 16:34:00

 

Альтруизм и агрессия в межличностные взаимодействия

Альтруизм и агрессия в межличностные взаимодействия.По смыслом и способами своей реализации альтруизм и агрессия являются двумя противоположными стратегиями в отношении другого человека. Судьба этих двух моделей отношений в психологии состоит по-разному. Агрессии обычно уделяют больше внимания в научных статьях и выступлениях. Одновременно альтруизм имеет скорее социально-нравственное, духовно-ценностный, а не научный характер освещения. Вместе с тем на страницах газет и с телевизионных экранов, в художественной литературе и в документальной хронике приводится немало примеров проявления как альтруизму, так и агрессии: кто-то не пришел на помощь другому, хотя мог бы, а кто-то помогает людям, не задумываясь над собственной выгодой . Возникают вопросы: «Что же движет людьми, когда они совершают агрессивные, эгоистичные или альтруистические поступки по отношению к другой? Почему и когда люди проявляют агрессию и альтруизм? Каким образом можно повлиять на эти проявления? »

Относительно альтруизму, то это понятие в социальной психологии толкуется, во-первых, как мотив предоставление кому помощи, который не связывается сознательно с собственными эгоистичными интересами, во-вторых, как поступки, направленные на благо другого человека, притом, что есть выбор , осуществлять их или нет; в-третьих, как помощь другому, шо не требует вознаграждения, без свидетелей, ценой возможных собственных потерь. Есть так называемый чистый (настоящий, аутентичный) альтруизм, который не рассчитывает на благодарность. У великих гуманистических учении, в классической мировой литературе очередь именно такой альтруизм оспивувався и прославлялся как наивысшая ценность человечества, как лучший образец для подражания.

Вместе с тем известно немало примеров, когда альтруистические поведение проявляется на публике и когда альтруистические поступок не обязательно лишен личной выгоды. В частности, многие поп-звезд имеют определенные преимущества, когда жертвуют временем и деньгами ради тех, кто нуждается, ведь своими альтруистические действиями способствуют популярности собственных записей. То же самое можно сказать и о бескорыстности альтруистические поведения: в некоторых случаях она явно или скрыто, но вознаграждается. В этом контексте возникает и такой вопрос: «А есть ли альтруистические поступок человека, который помогает злостно преступнику?»

Как следует из приведенных соображений, альтруизм, с одной стороны, характеризуется как действие, которое ничего не предусматривает взамен, а с другой - поступок, который может осуществляться на людях и за какой альтруист может получить вознаграждение. Однако и в первом, и во втором случае - это помощь другому. Кроме того, такая сфере проявлений человеческой личности приобретает смысл только в системе определенной социальной деятельности, то есть только широкий социальный контекст позволяет правильно интерпретировать альтруизм.

Важной проблемой, которая дает возможность понять природу альтруизму, является проблема мотивов, на которой он основывается. Теория социального обмена (согласно которой человеческая взаимодействие представляет собой своего рода соглашения, которые ставят своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «расходы») альтруизм объясняет следующим образом: человеческая взаимодействие направляется «социальной экономикой».





Речь идет о том, что человек в ходе взаимодействия обменивается не только товарами, деньгами, другими благами, но и любовью, статусом, информацией и др. При этом происходит уменьшение расходов и увеличения вознаграждений. Но это вовсе не означает, что человек сознательно рассчитывает на вознаграждение. Просто, как утверждают представители теории социального обмена, именно анализ затрат и вознаграждений (или уменьшится чувство вины, или увеличится уважение, что получу удовольствие от того, который оказал помощь) и желание достичь максимально положительного для себя результата определяют наши альтруистические поступки.

В ходе экспериментов такие мотивы, как моральные обязательства, эмпатии (сочувствие), желание ответить на аналогичную услугу (видплатиты добром за добро), повышение самооценки, стремление к признанию, были признаны альтруистические. Доказано положительное связь между хорошим настроением и оказанием помощи: готовность помочь возрастает при условии хорошего настроения (отсутствие опасности), вызванного успехами и приятными воспоминаниями; плохое настроение (наличие опасности), когда человек сосредоточенная на себе, подавляет альтруизм. Отдельные данные подтверждают тот факт, что зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе.





Известно немало фактов, которые свидетельствуют прежде всего о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи. Вместо этого, по результатам исследований, одни действия по оказанию помощи является явно эгоистичными (чтобы заслужить одобрение, избежать наказания, стать частью определенной группы и т.п.), второй - почти эгоистичными (облегчить внутренний дистресс), третий - собственно альтруистические, направленными на увеличение чийогось блага ( забота о благополучии других, а не свое личное. иСрим этого, есть исследования, в которых приводятся мотивы, которые мешают альтруистические поведении. Среди причин непредставления помощи чаще всего называются следующие: дефицит времени (человек, который спешит, менее всего склонна оказать помощь), стресс, опасность, материальные расходы, некомпетентность.

Согласно уже упоминаемой теорией диадичнои взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли), люди, находясь в зависимости друг от друга, вступают в минови отношения и тем самым пытаются получить вознаграждение. Авторы теории допустили такую ситуацию, когда взаимосвязаны индивиды трансформируют минови отношения, основанные на понятиях вознаграждения и расходов, в отношения альтруистические (просоциальни), осуществление которых может быть желательно для взаимозависимых партнеров. Такое желание определяется многими факторами: сочувствием, переосмыслением своего характера и т.д.





В ходе дальнейших исследований в рамках межличностного подхода были получены результаты, согласно которым в условиях близких отношений особое значение придается солидарности, межличностные гармонии, сплоченности, справедливого распределения вознаграждения, а по условиям этажных отношений - распределение вознаграждения соответственно вкладу каждого в выполненное задание. Было также доказано, что при минових отношений, которые действуют между людьми незнакомыми или малознакомыми, человек руководствуется эгоистичными мотивами, ведь старается достичь максимального вознаграждения, а в условиях близких (между друзьями) - попыткой облегчить страдания индивида, вне-как учитывает благополучие другого.

Итак, рассматриваемая модель взаимодействия свидетельствует, что человек более склонен оказывать помощь тому, с кем ее соединяют близкие взаимоотношения, а не тому, с кем вступает в отношения обмена. Правда, когда в минових отношениях предусматривается услуга в ответ, то взаимодействие может приобрести другой окрас. Результаты исследований показали, что готовность оказывать помощь близкому человеку возрастает, если тот, кто и получает, находится в состоянии горя, печали, т.е. речь идет о альтруизм, основанный на соболезновании. Была также проведена серия опытов, в которых зафиксировано, что атрибутивные перевоспитания повышает желание участвовать в социально значимых действиях, т.е. оно направляется на формирование альтруистические поведения и способствует ее закреплению.

Альтруистические действия связанные с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства. В связи с этим был выделен нормы, которые мотивируют альтруизм: взаимности, справедливости и социальной ответственности. Исследователи утверждают, что норма взаимности является моральным кодом и предполагает, что люди прежде всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог. Относительно норм справедливости, то ими проверяется благо и недостаток этого блага. Более того, людям свойственно верить в справедливое существование. Поэтому каждый получает то, что заслуживает. Конечно, индивид сочувствует и прибегает к альтруистические действия тогда, когда судьба другого кажется ему незаслуженно плохой. Социосистемний подход означает учет благоприятных и сдерживающий факторов, влияющих на альтруизм. Исследователи выделили такие сдерживающий факторы, которые ослабляют альтруистические поступок: безответственное поведение жертвы, гипертрофированной понимание внутригруповои солидарности, внешний вид жертвы и др. Относительно нормы социальной ответственности, то она предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые зависят от вашей помощи.

Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условий готовности прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа. Выделена причины, которые тормозят процесс предоставления помощи: размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех); общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивной поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочного толкования ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасную событие); боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи).

С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизму - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.

Рассмотренные выше подходы к проблеме альтруизму имеют много общего. В частности, каждая из перечисленных теорий предлагает два типа просоциальнои поведения: обмен по схеме «я - тебе, ты - мне». Каждая из них также предлагает широкие возможности понять мотивы и причины двух типов альтруизму: основанного на взаимном обмене и того, который не предусматривает никаких дополнительных условий. В конце концов, каждый из подходов в той или иной мере ищет и моделирует условия для формирования устойчивой альтруистические установки в человека. Считается, что альтруизм может передаваться детям, во-первых, как часть семейного сценария, привычная модель поведения, во-вторых, путем подражания; в-третьих, через телевизийнгпросоциальни модели влияния.

Практика показывает, что более эффективным является то обучение альтруизму, которое не прибегает к средствам наружной стимуляции: поощрение и наказание - ведь добрые дела не приобретаются, а осуществляемые по велению сердца, совести и чести. Знание причин, шо тормозят проявление альтруизму, а также условий, способствующих альтруистические поведении, помогают людям стать более внимательными к окружение. В целом можно назвать ряд рекомендаций, которые станут полезным тому человеку, который хочет научиться помогать: уважать того, кому помогает, мать к человеку, который нуждается в помощи, гуманные, теплые чувства; стараться быть независимым от того, кому помогает и не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогает; предоставить человеку право оставаться такой, какая она есть; помнить, что помощь должна соответствовать потребностям реципиента.

Понятие «агрессия» используется в различных значениях. В соответствии с теорией инстинктов и поездов (В. Мак-Дугалл, 3. Фройд, К. Лоренц) агрессия - естественная внутренняя свойство человека; форма поведения, которая определяется врожденными инстинктами и поездами. В связи с этим агрессивная энергия периодически накапливается в индивида и требует выхода или трансформации. 3. Фройд в рамках психоаналитического подхода наряду с инстинктом жизни (Эрос) обнаружил второй инстинкт - инстинкт смерти (Танатос). Итак, чтобы избежать саморуйнации, человек должен избавиться от деструктивной энергии, связанной с этим, вторым, инстинктом. По мнению 3. Фройд, агрессивное поведение направляет в определенное русле деструктивную энергию, снижая таким образом напряжение. К. Лоренц, в отличие от Фройд, рассматривал агрессию не как саморуйнивну поведение, а как адаптивные. Агрессии приписывается роль функции, которая обслуживает вид. Она, по К. Лоренцо, появившись в результате естественного отбора, увеличивает шансы выживания и сохранения рода. В конце концов, и Фройд, и Лоренц единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу и что агрессия неизбежна. Правда, теория агрессии как инстинкта в наше время считается устаревшим историческим явлением.

Фрустрацийни теории агрессии (Д. Доллард, Л. Берковиц и др.) рассматривают агрессию как следствие фрустрации, то есть помехи, что возникает на пути целенаправленного действия человека или достижение индивидом целевого состояния. Л. Берковиц, отвечая на вопрос о причинах агрессии, между понятиями фрустрации и агрессии ставит промежуточное - понятие соответствующих условий среды (или сигналов), которые вызывают агрессию. Итак, фрустрация не всегда и не сразу приводит к агрессии, она пробуждает у человека состояние эмоциональной активации, а именно гнев, который готовит почву для агрессивного поведения. Одновременно эта поведение возможна только тогда, когда в ситуации будут имеющиеся сигнальные стимулы * имеющие агрессивное окраску. Таким образом, акт агрессии имеет два источника: гнев, который возник в индивида, и сигналы. Л. Берковиц вместе с коллегами провел целый ряд экспериментов, один из которых получил название эффекта оружия. Речь идет о том, что в результате жизненного опыта отдельные объекты (сигналы агрессии) ассоциируются у человека с агрессией. Таким объектом может служить оружие, которое не только провоцирует агрессию, но и создает психологическую дистанцию между жертвой и агрессором.

Можно сформулировать следующие основные выводы экспериментальных исследований в рамках фрустрацийнои теории агрессии:

• агрессия является важной, но не единственным ответом индивида на фрустрацию;

• такие факторы, как культура, обычаи, воспитание, регулирующие агрессивную поведение;

• агрессивная энергия не производится автоматически, путем внутреннего процесса, а является следствием определенного события, какой неудачи;

• наказания и агрессия - взаимосвязанные элементы: наказание в одних случаях может усилить, а в других ослабить или вообще не повлиять на проявление агрессии.

В соответствии с теорией социального научиння (А. Бандура и др.), агрессия, подобно других форм поведения, приобретается в результате индивидуального опыта взаимодействия. А. Бандура считает, что мы учимся агрессии не только потому, что это может быть полезным, но и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. То есть понять и исследовать агрессию можно, если подойти к ней не с точки зрения фрустрацийних условий и наказаний, а с точки зрения поощрительных ее последствий. Следовательно, сущность теории социального научиння отношении агрессии заключается в том, что человек усваивает агрессивную манеру поведения так же, как и большинство социальных навыков, наблюдая за действиями окружения, имитируя эти действия, замечая последствия этих действий, под воздействием вознаграждений и наказаний. Аиресивний поведению можно научиться путем инструментального обумовлювання и моделирования, находясь под влиянием случайного окружения.

В своих исследованиях А. Бандура вместе с коллегами предположил, что первым шагом к усвоение новой формы агрессивного поведения является процесс моделирования, то есть человек, наблюдая за поведением других людей, усваивает ее. Известный его эксперименте по моделированию, во время которого дети, просматривая фильм, наблюдали поведение взрослого относительно определенных игрушек: агрессивную и неагрессивные. При этом каждая модель поведения имела два разных варианта последствий: наказания и вознаграждения.

Следовательно, различные группы детей наблюдали одну из четырех моделей поведения взрослого: агрессию, которая винагороджувалася; агрессию, которую наказывали; неагрессивные поведение, которое винагороджувалася; неагрессивные поведение, которое каралася. Получены следующие результаты:

• дети, которые наблюдали за агрессивной моделью, были в своих поступках агрессивнее, чем их сверстники, которые посмотрели фильм с противоположной моделью поведения взрослого;

• дети, которые наблюдали за агрессией, винагороджувалася, проявляли ее чаще, чем те дети, которые наблюдали за наказаны агрессией;

• наказана агрессия взрослого видтворювалася детьми в играх с подобными игрушками.

Важным в этих наблюдениях является то, что они имеют научную, социальную и педагогическую ценность, поскольку дают возможность увидеть фундамент социальной агрессии; наметить как пути ее профилактики, так и формирование неагрессивная модели поведения.

В контексте рассмотрения трех подходов (теорий) к проблеме агрессии в межличностные взаимодействия важной является проблема факторов, которые провоцируют проявление социальной агрессии. Прежде всего интересен вопрос, приводит демонстрации насилия на телеэкране до агрессивного поведения. Так, полевые и лабораторные исследования показали, что в большинстве случаев наблюдается кратковременный влияние насилия в средствах массовой информации на склонность к агрессии.

В ходе других лонгитюдних исследований пришли к выводу о наличии взаимосвязи между просмотром телепередач, которые демонстрируют агрессивные действия и сцены насилия и агрессивным поведением. В частности, тестирование индивидов в возрасте восьми, а затем 18 лет показало, что относительно высокая агрессивность в восемнадцатилетним спиввидносилася с частыми просмотрами фильмов со сценами насилия в возрасте 8 лет. Эти данные наводят на размышления о авторитетное для детей и взрослых социальную модель поведения, которую несет телевидение. Сцены насилия, за которыми мы наблюдаем с телевизионных экранов, могут служить моделью собственного поведения даже тогда, когда за агрессивную поведение наказывают. Однако самым опасным приемом, с точки зрения воспитания, является агрессия, которая вознаграждается. Среди других факторов, провоцирующих проявление агрессивного поведения, называют следующие: норма возмездия (вендетта, кровные войны и др., т.е. в соответствующей культуре агрессия, враждебность по отношению к другой может быть нормой), эффект оружия (если человек имеет оружие, то она * искать возможность ее применить, ведь наличие оружия увеличивает предрасположенность индивида к агрессивной действия), страх наказания (опасность быть пойман и наказуемо в целом снижает агрессивность, взамен на рецидивистов угроза наказания должным образом не влияет), самоутверждение (посредством агрессивных поступков, унижения другого человека) .

Рассмотрение факторов наводит на размышления о том, как можно свести агрессию к минимуму. Есть немало рекомендаций по этому поводу. В частности, считается, что молча сдерживать свою агрессию так же неэффективно, как и срывать свой гнев на окружении. Известные неагрессивные способы выявить собственные чувства и сообщить другим, как их поведение повлияло на вас: перебудування «ты-высказывания» на «я-высказывания», то есть подается чувства таким образом, что другому человеку становится легче отреагировать на него положительно, положительно или, по крайней мере нейтрально .

А. Маслоу предлагал такие источники борьбы со злом: движение к зрелости (самоактуализации) и правильно организованные социальные институты. С позиций теории социального научиння, необходимо поощрять в детях кооперативнисть и неагре-сивну поведение, укреплять ее, ведь в экспериментах было показано, что дети становились менее агрессивными, когда их агрессивную поведение игнорировали, а неагрессивные действия поддерживали.

 

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта