Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Взаимодействие и совместная деятельность

Дата публикации: 2011-12-02 14:01:00

 

Взаимодействие и совместная деятельность. 

Взаимодействие и совместная деятельностьСодержание взаимодействия, ее смысловую нагрузку раскрываются как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.

Межличностные общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этого взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело. Обычно выделяют три модели совместной деятельности:

• совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);

• совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);

• совестно взаимосвязаная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).

Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенного общего для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.

Можно назвать основные признаки совместной деятельности:

• наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично; совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся усвидомлювани цели);

• участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивам, должны иметь спонуку работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели;

• необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связаны совокупности действий, операций и их распределение между участниками взаимодействия;

• объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаемозалежы остей между участниками этой деятельности;

• согласована, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников;

• необходимость в управлении (включая самоуправления) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности;

• наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности;

• единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.





Относительно собственно психологических составляющих совместной деятельности, то обычно анализ их начинается с выделения и характеристики общей цели, которая является важнейшим компонентом общей деятельности. Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач, поэтапное выполнение которых приближает всех до получения конечного результата. Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая мотивация, то есть то, что побуждает люде ^ и до достижения общей цели. Здесь чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных мотивов. Следующий психологический компонент - совместные действия. Они направлены на реализацию текущих и перспективных задач совместной деятельности. Завершает ее психологическую структуру общий результат. При этом важное значение имеет не только и не столько общий объективный конечный продукт, но и субъективное отражение результата индивидуальными и коллективными субъектами. Бесспорно, условием выполнения совместной деятельности являются процессы разделения, объединения, согласования, управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами.





В контексте рассмотрения вопроса о роли взаимодействия в совместной деятельности важно подчеркнуть тот факт, что взаимодействие как пронесет состоит из физического (совместное перемещение в пространстве, совместные действия) и духовного контактов. Речь идет о том, что в организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание (см. рис 22). Поэтому взаимодействие в коллективной деятельности проявляется прежде всего в форме ее организации, т.е. совместных действий, направленных на общий предмет труда. Именно они - совместные действия - вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов и пр.).

Вместе с тем в процессе взаимодействия происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые, по мнению А. Журавлева, вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых компонентов. Исследователь считает, что такими составными компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные взаимодействия. При этом Пол взаимодействием здесь понимается такая система действий участников коллективной деятельности, при которой поступки одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а поступки последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первой группы индивидов.





Возникает вопрос: «Каков характер применения взаимодействия в структуре совместной деятельности?» Автор выделяет два аспекта: предметно направленные (другое название - целевые) взаимодействия, с одной стороны, органично вводятся в психологическую структуру совместной деятельности, а с другой - они изменяют структуру индивидуальных дияльностей ее участников, пидкоряючы их общим целям и задачам. Т.е. взаимодействие превращает, перестраивает выполняемую деятельность, которая перестает быть индивидуальной, а становится формой совместной деятельности.

Вопросы соотношения взаимодействия и совместной деятельности - это не что иное, как продолжение дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности, в ходе которой виокремилися две противоположные позиции. Согласно первой позиции, общения является частью деятельности, а ко второй - оно принципиально отличается от деятельности, ведь связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б. ломовые. Г. Андреева предложила компромиссный вариант, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности, и как самостоятельный феномен. Б. Паригин считает, что общение и деятельность взаемопе-рехрещуються, но они не являются тождественными явлениями, то есть общение не тождественно деятельности и не являются ее частью, а соотносится с деятельностью как два взаемоперехресних круга. Иначе говоря, с одной стороны, общение может выступать как условие или составляющая любой деятельности и как специфическая коммуникативная деятельность, а с другой - его можно рассматривать как самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.

Такая характеристика общения указывает на тс, что оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми и может быть не только актом осознанного, рационально оформленного процесса, информационного обмена, но и эмоциональным контактом между индивидами (через общение реализуется взаимодействие с субъектом привязанности) . Т.е. во время взаимодействия реализуются и определенные цели, взаимовлияния и информационный обмен, познания друг друга и эмоциональное отношение, а также происходят взаимные изменения.

 

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта