Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Социальная психология общения            

Психология заражения

Дата публикации: 2011-12-02 21:17:00

 

Психология заражения

Психология зараженияЗаражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийнистю, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

Массовые мероприятия рождают стадные чувство, но заражать можно и позитивом, ДИАЛ – студия событий организует позитивные мероприятия, качественно и эффектно.

Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

В психологии зараженняьхарактеризуеться как неусвидомлювана, непроизвольное склонность человека к определенным психических состояний. В социальной психологии заражения - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражение являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятия, сопереживание этого состояния, соучастия. Действенность силы психической заразливости заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента до эмоционального реагирования на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения является взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, шо взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е. непосредственный коммуникативный связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, шо образует психическое фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованный сообществу, в толпе. Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом - от уровня развития их самосознания. В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичнишим является отношение людей к тем или других сил, которые побуждают их к определенным действиям или переживаний. Итак слабее должна становиться действие механизмов заражения. Все-таки проблема заражения имеет место, более того, она является недостаточно исследованной и, конечно, требует детального изучения как на теоретическом, так и на прикладном уровне.





Конструктивная действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Основной характеристикой внушение считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремление проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения. Источником внушение может быть человек, как знакомая, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio), - это процесс влияния на психическую сферу человека, связанного со снижением сознательности и критичности в восприятия и реализации внешней информации, с отсутствием желания его понять, проанализировать и оценить, с доверием к источники информации. Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлен такого ролла влияние: ее способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень навиюваности т.д.





Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора. Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетность, зависимость и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументованости, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

В социальной психологии внушения рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованный разновидность коммуникативного воздействия, которое используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др. Попытка проанализировать внушение по социально-психологической точки зрения осуществил Б. Поршнев. Сквозь призму механизмов внушение (сугестии) и контрнавиювання (контрсугестии) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом.

Так, сугестию автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев. Контрсугестия, напротив, связана с недоверием к информации, неповиновения к господствующей положения вещей, она обусловливает рождения внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления перемен в обществе.





Единство действия механизмов сугестии и контрсугестии, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека. Соглашаясь с Б. поршневым о правомерности, значимость и ценность в генезис исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия сугестии и контрсугестии, Б. Паригин полемизирует по автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения. В частности, исследователь не вполне согласуется с Б. поршневым, рассматривающего внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражания. Б. Паригин утверждает, что хотя между заражением и внушение есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, которые затем перерастает в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномены имеют большой степень взаимовлияния друг на друга), однако не следует делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из следующих соображений:

• в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т.е. индукторов и реципиентом;

• искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, т.е. тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому ;

• если заражение как процесс взаимодействия может иметь неперсонифико-вания характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизации психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;

• если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальных путем (танцы, музыка, игры), то в внушение преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатически связи) вербальный характер.

По содержанию и конечным результатом воздействия выделяют внушение позитивное и негативное, этическое и неэтично. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности - производственной, учебной и др.

Известны широкие возможности применения внушение, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, которое происходит в том случае, когда оно становится инструментом намеренного и безответственная манипуляции сознанием индивида или группы людей. Внушение может осуществляться в форме гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самонавиювання). Самонавиювання принадлежит к сознательному саморегулирования, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявление недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самонавиювання.

Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенной действия, который передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированные виде.

Оно рассчитано на некритические восприятие сообщения, для чего используются не приказом, а оповидни формы. Преднамеренное внушение - это целенаправленный и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается навеять запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния. Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, который побуждал бы к соответствующему поступка. При этом сугеренд во время внушение может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотичному состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

 

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта