Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Психология          Психотерапия и консультирование            

Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы

Дата публикации: 2012-04-25 03:06:55

Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы

Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалыКак и в любом взаимодействии с детьми, сталкиваясь с ребенком, который настаивает на том, чтобы его работу оценили или высказали какие-то суждения, терапевт должен отнестись с пониманием к чувствам ребенка и его оценке собственного Я. Что хочет ребенок настаивая на том, чтобы узнать, нравится ли терапевту его картинка: возможно, он не чувствует себя защищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет управлять отношениями? Взаимодействие с ребенком, который в раздражении требует точного ответа, может стать серьезным испытанием для чувства адекватности терапевта и того, насколько он принимает ребенка.

Когда терапевт слышит: «Ну скажи, пожалуйста, ну, я хочу узнать! Как ты думаешь, у меня получилась красивая картинка?» – у него может возникнуть огромное искушение вернуть этот вопрос ребенку, чтобы выиграть время на обдумывание подходящего ответа. Запинающееся: «Ты спрашиваешь, нравится ли мне картинка?» – едва ли облегчит (если вообще облегчит) такого рода ситуацию и обычно только фрустрирует и запутает ребенка, которому останется только гадать, поняли ли его, и поэтому он опять продолжает настаивать на ответе. Кроме того, дети хорошо чувствуют колебания терапевта и еще сильнее пытаются получить прямой ответ. Хотя может показаться, – проще всего дать ребенку прямой ответ типа: «Я думаю, что картинка очень красивая», – похвала направляет поведение ребенка, ограничивает его свободу, создает зависимость и усиливает внешнюю информацию.

В игровой терапии, центрированной на ребенке, цель состоит в том, чтобы дать ребенку свободу оценивать собственное поведение, ценить собственный творческий потенциал и развивать внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения. Похвала не способствует развитию терапевтических отношений и обычно свидетельствует лишь о том, что у терапевта нет контакта с внутренней динамикой ребенка, и он хочет удовлетворить собственную потребность иметь перед собой ребенка, который чувствует себя комфортно. В этой ситуации реакция терапевта должна прояснить отношения в игровой комнате или облегчить ребенку возможность самому оценить свою работу, как это происходит в описываемой ниже ситуации.

 Мартин:(показывает терапевту картинку, которую он нарисовал). Как ты думаешь, я хорошо нарисовал? Терапевт: (указывая на картинку). Ты нарисовал вот здесь домик и... гм-м (задумчиво изучая картинку) вот здесь ты нарисовал три окна (показывая на окна), а вот тут, наверху, ты сделал все синим. А в этом углу, я вижу, ты сделал все оранжевым (говорится с искренним интересом и подлинным одобрением в голосе). Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает рассматривать свое поведение, подмечая в нем то, что подмечает терапевт, и испытывая удовлетворение от того, что сделано. Часто ребенок подхватывает линию терапевта и начинает примерно так комментировать рисунок: «А вот здесь, вверху, я нарисовал большое желтое солнце, а вот этих птичек здесь мне что-то трудно было рисовать», – на что терапевт может ответить: «Да, я вижу желтое солнышко, а вот это, и правда, очень похоже на птичек. Их трудно рисовать, но ты с этим все-таки справился».





Теперь ребенок свободен сам оценивать свою работу. Когда терапевт выносит суждение о ребенке и его работе и говорит, что она очень красивая, он тем самым говорит и о том, что он властен оценить что-то, как некрасивое. Поэтому следует избегать оценочных реакций. Некоторые дети очень настойчиво требуют, чтобы терапевт сказал, красивая ли у них картинка. Когда возникает такая ситуация, терапевт может внести ясность в систему отношений в игровой комнате, сказав: «Здесь важно не то, считаю ли я картинку красивой, а то, что ты думаешь об этой картинке». Для некоторых детей такой ответ слишком длинен, и, может статься, терапевту захочется сказать: «Что действительно важно, так это то, что ты думаешь о своей картинке». Теперь ребенок свободен сказать, считает ли он сам картинку красивой. Процесс оценивания осуществляет ребенок. Таким образом, терапевт возвращает ребенку возможность судить.
Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта