Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Литература          Списки литературы по психологии (библиография)            

Креативность (творчество)

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

Креативность (творчество)

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.173].

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовныъх ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.380].

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С.83.
  2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973.
  3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. - 1987. - № 2.
  5. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.
  6. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.
  7. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.
  8. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.
  9. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986.
  10. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.
  11. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. - С.186-198.
  12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д., 1983.
  13. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 1977. - С. 67-82.
  14. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
  15. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
  16. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. - 1998. - № 3. - С.36.
  17. Боно Э. де. Рождение новой идеи. - М., 1976.
  18. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 415 с.
  19. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Минск, 1989.
  20. Бьюзен Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей. - Минск: Попурри, 2001. - 188 с.
  21. Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека // Журнал практического психолога. - 1998. - № 3. - С.48.
  22. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.
  23. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
  24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.807-819.
  25. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. Вып. № 2. - М.: ИП РАН, 1995.
  26. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. - СПб.: Нева, 2003.
  27. Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.
  28. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
  29. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.
  30. Зденек М. Развитие правого полушария: Углубленная программа высвобождения силы Вашего воображения. - М.: Попурри, 2004. - 352 с.
  31. Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. - М., 1999. - 289 с.
  32. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001. - 275 с.
  33. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.
  34. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983.
  35. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. - М.: Дело, 2000.
  36. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. - 344 с.
  37. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. - Л.: Знание, 1987. - 38 с.
  38. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2004.
  39. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992.
  40. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 1969.
  41. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.
  42. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978.
  43. Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.
  44. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.
  45. Максимов В.В. Психологические вопросы соотношения индивидуального и коллективного в научном творчестве. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1971.
  46. Матейко А. Условия творческого труда. - М.: Мир, 1970. - 300 с.
  47. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33.
  48. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.
  49. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
  50. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981
  51. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
  52. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Радянска Школа, 1983.
  53. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999.
  54. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. - М. РИП-холдинг, 2003.
  55. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
  56. Пономарев Я.А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1958.
  57. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
  58. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.
  59. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
  60. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 155 с.
  61. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. - 1999. - № 5.
  62. Селье Г. От мечты к открытию. - М., 1987.
  63. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996. - 192 с.
  64. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
  65. Телегина Э.Д. Психологический анализ эвристик человека. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1967.
  66. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006.
  67. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С.103.
  68. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991.- № 1.- С.27.
  69. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.
  70. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. - М.: ИНТОР, 1995.
  71. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.
  72. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.
  73. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.28-37.
© Составитель: Чаплина Галина Владимировна
Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта