Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Дети          Детская психология и тесты            

За семью печатями

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00


За семью печатями


За семью печатямиВо времена моего детства почти все девочки играли в «секретики». В укромном месте во дворе надо было выкопать небольшую ямку, застелить дно фантиком, аккуратно положить на него свое сокровище – фигурку от заколки, цветочек, пуговицу или красивый камешек – и накрыть всю композицию стеклом. Закапывать ямку надо было осторожно, чтобы не засыпать содержимое «секретика» землей. Девочка приводила полюбоваться на свое сокровище только избранных подруг – это считалось знаком особого доверия. А лет в 11–12 мы с друзьями придумали тайник – щель в стене дома, куда клали зашифрованные записки.

Почему дети так любят секреты? Почему им всегда хочется что-то скрывать от окружающих? В каком возрасте появляется эта потребность? И как родителям реагировать на появление у ребенка тайн? 

По секрету всему свету…

Уже трехлетний малыш охотно участвует в приготовлении сюрприза для кого-то из близких. Правда, долго сохранять придуманный подарок в тайне детям до 6–7 лет очень трудно. 

В одной из московских школ учительница со своими первоклассниками-шестилетками готовила подарки мамам на 8 марта. В конце урока она в очередной раз предупредила учеников, что их поделки должны оставаться тайной для мам. И тут одна девочка подбежала к ней с просьбой дать открытку «показать маме». «Так ведь это секрет!» – воскликнула изумленная учительница. «А я тихонечко», – пообещала девочка. 

Этот случай очень хорошо иллюстрирует отношение детей к тайне. Как только появляется секрет, ребенку не терпится поделиться им с близкими. Особенно с теми, для кого это и должно оставаться секретом. 

На первых порах детскую потребность в секретах удовлетворяют игры: прятки, «холодно-горячо», загадки. Став постарше, ребята начинают создавать тайники, а подростки мечтают придумать такой язык, «чтобы можно было разговаривать при посторонних, а они бы ничего не понимали ». 




Именно взрослые помогают детям понять, что такое секрет: объясняют, что кое-какие разговоры лучше вести шепотом, учат готовить сюрпризы для близких, предупреждают, что чужую тайну надо уметь хранить. 

Однако папы и мамы часто пугаются детской скрытности, отождествляя ее с ложью: не сказал – значит, обманул. Выяснив, что сын или дочка имеют какие-то тайны, родители нередко испытывают отчаяние: им кажется, что они теряют связь со своим ребенком. 

Татьяна, мама восьмилетней Вики, была неприятно удивлена, когда на вполне обычный вопрос: «О чем ты шепталась с Катей?», услышала твердое: «Это секрет!». «Первым моим порывом было спросить: какой такой секрет?! Но я сдержалась, хотя на душе остался неприятный осадок», – говорит Татьяна.

Большой секрет для маленькой компании





Обладание секретом свидетельствует об эмансипации ребенка от семьи, которое начинается при поступлении в школу. В жизни первоклассника наконец появляется своя личная сфера и «материал », который можно скрыть: оценки, отношения с учителями и одноклассниками, личные впечатления. 

Но особенно скрытными дети становятся в 13–16 лет. Они очень болезненно относятся к вторжению родных в свою личную жизнь: уходят разговаривать по телефону в другую комнату, на все расспросы отвечают односложно, а свои мысли и чувства предпочитают доверять дневнику. Это стремление утаить что-то от родителей нередко становится источником конфликтов и подозрений. Однако папа и мама должны помнить, что ребенку для личностного развития необходимо научиться оберегать свой внутренний мир от окружающих. 

В общении между подростками 10–11 лет тайна и секрет приобретают особый смысл. Посвящая лишь некоторых друзей в свои мысли, мечты, знания и интересы, ребенок таким образом проявляет избирательность: «Если я доверил тебе тайну – ты мой друг». Ребята в этом возрасте разбиваются по группкам, шепчутся между собой и замолкают, если к ним подходят «чужаки» или взрослые. Эти разговоры шепотом или на ухо, с заговорщицким видом, со смехом, с явной для всех показной тайной занимают одно из главных мест в общении подростков. 




Родителям нечего бояться. Появление у ребенка секретов и, самое главное, избирательное посвящение друзей в тайны – один из показателей взросления, перехода на следующую ступень развития. 

Тайны девочек и тайны мальчиков

Для девочек тайна чаще всего ассоциируется с чем-то красивым, загадочным, редко страшным. Наличие тайны – это интрига, иногда основа для сплетен. Для мальчиков тайна – это скорее нечто никому неизвестное, часто опасное или страшное, сулящее приключения. А владение тайной – возможность выделиться среди сверстников, почувствовать свою власть. Девочки и мальчики любят создавать тайники, придумывать разные сюрпризы, изобретать свой язык, шифр, искать клады. Девочки выбирают для создания тайника аккуратное, чистое место, часто используют для хранения сокровищ шкатулки, красивые коробочки и ящички. Мальчики могут создать тайник в труднодоступном, отталкивающем всех любопытных месте, например, на свалке, в подвале и т. д. Девочки хранят красивые вещицы: разноцветные камушки и стеклышки, бусины, лоскутки, фигурки людей и животных, искусственные или засохшие цветы, фантики. Мальчики чаще прячут иностранные монеты, патроны, всевозможные железки, моторчики, марки. Но и те, и другие очень любят перебирать свои сокровища. 

Тайны девочек довольно рано, лет в 8–9, начинают касаться взаимоотношений друг с другом и с мальчиками, личностных переживаний и переживаний, связанных с половым созреванием. Мальчики более склонны скрывать свои проступки и то, что касается владения запрещенными предметами. 

Однако все это – приятные секреты. А ведь детям иногда приходится скрывать и плохие отметки, и конфликты в школе, и порванный во время драки учебник. Почему бы ни рассказать об этом взрослым? Опросы детей показывают, что главная причина утаивания – это боязнь неприятных последствий оглашения тайны. На втором месте по важности – отсутствие доверия к взрослым, а на третьем – нежелание огорчить или обидеть близких. Чаще всего дети скрывают «лишнюю» информацию от родителей. Иногда они рассказывают о потаенном своим учителям, и довольно часто – сверстникам. Почти все ребята доверили бы свой секрет тому, кого считают надежным другом или тому, с кем имеют общие интересы. 

Тайна, покрытая мраком

Тайна – это палка о двух концах. С одной стороны, дети стремятся что-то скрыть от окружающих, чтобы ощутить свою исключительность и независимость, но, с другой стороны, им необходимо хоть с кем-то поделиться своим секретом, так как в противном случае они начинают чувствовать себя очень одинокими и несчастными. 

Мальчик-второклассник однажды сказал мне, что раскрыл бы свой секрет кошке, а девочка-третьеклассница, что поделилась бы своей тайной с лошадью. 

В этих детских признаниях чувствуется и желание поделиться сокровенным, и в то же время боль от того, что среди ближайшего окружения нет никого, кому можно было бы довериться. 

Не разделенная ни с кем тайна – это тяжелое испытание даже для взрослого. А что уж говорить о ребенке! Очень важно иметь возможность поделиться своим секретом хоть с кем-нибудь. В противном случае может развиться невроз. 

Как относиться к детскому скрытничанью? 

Не выпытывайте у своего чада секреты. Малыш или подросток может еще больше замкнуться в себе. 

Если дети поделились с вами своим секретом, пусть совсем пустячным и смешным, отнеситесь к этому с пониманием и постарайтесь оправдать доверие. 

Не переусердствуйте с контролем и наказаниями, иначе ваш отпрыск точно не захочет делиться с вами своими тайнами. 

Ребенок имеет право на собственные тайны – уважайте его внутренний мир. Помните, умение создавать собственные секреты – так же важно, как умение хранить чужие тайны. 

Дайте ребенку возможность складывать куда-то свои личные вещи. Это может быть запирающийся ящик стола, шкатулка или хотя бы блокнот с замочком. 

Особенно нуждаются в личном пространстве дети, у которых есть братья и сёстры. 

Если вы уверены, что ребенок что-то от вас скрывает, помните о презумпции невиновности и не спешите подозревать его в чем-то плохом. 
Понятно, что читать чужие письма, смс, дневники без разрешения автора нельзя. Объясните это ребенку и сами всегда следуйте этому правилу. 

Нередко бывает, что родители, не удержавшись, все-таки читают «секретные материалы». Если это произошло, лучше не подавать виду, что вы что-то узнали. И уж точно, даже в запале ссоры, не используйте против ребенка информацию, полученную «незаконным» путем. 

Если вы знаете, какая проблема волнует вашего отпрыска и хотите вызвать его на откровенность, начните разговор издалека. Например, расскажите ему похожую историю, которая произошла со знакомыми. Затем обсудите с ним последствия этого происшествия, вместе подумайте, можно ли было избежать неприятностей. 

Помните, использовать полученную от ребенка «по секрету» информацию можно, только если ему угрожает реальная опасность. Например, в том случае, если он или кто-то из его друзей втянуты в какую-то аферу. 
Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта