Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Дети          Детская психология и тесты            

Сказки для мальчиков

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00


Сказки для мальчиков


Сказки для мальчиковНередко родители, интуитивно понимающие, что воспитание необходимо соотносить с полом ребенка, спрашивают нас, какие сказки читать девочкам, а какие мальчикам. Конечно, и девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно.

В каждом из нас есть и мужское, и женское, ян и инь. В их взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. При этом будем помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познает мужской мир и свое мужское начало. 

Аналогичная логика справедлива и в отношении мальчика. 
В гендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы (при этом, принадлежность героя к антропоморфной группе не имеет значения): 

«мужские»: главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. 

«женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского пола 

«смешанные»: есть два главных героя обоих полов. 

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой. 

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. 


Ссылочка на http://biggreenegg-russia.ru/ с керамическими грилями в форме яйца.


Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза. 

Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда, и так далее. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить молодому человеку стратегии борьбы, их комбинаторность, выделить факторы, приводящие к успеху. 

Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи: 

Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом. 

Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация – прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность. 




В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии. Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком, - все это может сделать сказкотерапевт и родители. 

Примерно так можно построить разговор с мальчиком, рассказав ему историю о трех поросятах и Волке. Для будущего мужчины очень важно знать, как бороться с врагом, что его приведет к успеху, а что к неуспеху. 

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной. 




Вернемся к «мужским сказкам». Если говорить о базовом принципе мужского начала, то Борьба и Победа. Поэтому, когда мы говорим о том, чему прежде всего необходимо учить мальчика, речь идет о стратегиях, моделях ведения борьбы и достижения успеха. Когда молодой человек заканчивает школу, то он помимо установленных государственным стандартом среднего образования набора знаний, должен знать КАК ДОСТИГАТЬ УСПЕХА и ощущать свою собственную силу. Безусловно, разнообразнейшие грани содержания понятия «успех» также должны быть обсуждены на протяжении процесса обучения. Успех в личном аспекте, социальном, духовном; успех как гармоничное преобразование мира; успех как согласие с самим собой; успех как реализация заложенных природой способностей. К сожалению, редкий выпускник школы понимает многоликое содержание успеха и обладает инструментарием для его достижения. 

В нашем мире забыты традиции обучения мальчиков. Конечно, в архаические времена их воспитывали отдельно от девочек и наставниками были лучшие мужчины. Именно мальчикам рассказывались сказки, передавая таким образом важнейшие знания о борьбе и победе. Сегодня некоторые педагоги говорят о «раздельном обучении». Но кто сейчас будет обучать мальчиков? Те же женщины-педагоги, не обладающие тайнами «мужского обучения», которые, собственно, им и не к чему. Конечно, сохранились «мужские институты», но они имеют либо военную, либо духовную направленность, и не являются продолжателями традиции воспитания мужественности. 

Но не все так фатально, и традицию воспитания мальчика можно попробовать восстановить, благодаря «мужским сказкам». Сказки и мифы особенно важны для мальчика на этапе накопления знаний о мире. Этот этап длится примерно до подросткового возраста, мальчик приобретает знания о том, как устроен мир, формирует собственную Я-концепцию. 

Данный период является самым важным для будущего мужчины. Не случайно, все современные «мужские» теории личности подчеркивают роль раннего детского опыта в жизненном сценарии. Для мальчика важно понять, что «правильно», что «неправильно»; что «эффективно», что «неэффективно»; что приводит к успеху, что влечет за собой поражение. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо», - говорил В. Маяковский. Действительно, дать четкое определение, классифицировать явления для мальчика чрезвычайно важно. Никакой неопределенности, должна быть предельная ясность. Почему? Может быть, потому, что принцип мужского начала – АКТИВНОСТЬ, предполагающая расходование энергии. Чтобы грамотно расходовать, нужно знать куда и как. Поэтому неопределенность для мужского начала губительна – энергия расходуется вхолостую. 




Все, что мальчик запоминает в детстве, откладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, с помощью которых можно достичь успеха. 

Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование, обусловлено архаической природой мужского начала. 

Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечают, успешны они или нет, анализирует, стремится объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения. 

Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают. Смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, Приключения. 

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятием со стороны сверстников, желательно занимать если не лидирующее, то заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. 
Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей рассказать ему о конструктивных средствах достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем, для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью. В качестве примера можно вспомнить обсуждение сказки «Три поросенка», приведенное выше. 

Работая с мальчиком, сказкотерапевт подбирает «мужские» сказки и делает основной акцент на поведении героя, на том, что приводит его к успеху, как он преодолевает трудности, относится к неудачам. Знания, добытые из сказок, легенд и мифов, используются в обсуждении проблемной ситуации мальчика и формировании стратегии успешного поведения в ней. 

Необязательно рассказывать какую-либо историю от начала и до конца, и только после этого переходить к ее обсуждению. Достаточно выделить из метафорического материала эпизод (или эпизоды), созвучные актуальной проблеме мальчика и обсудить их, соотнести с реальной ситуацией, наметить пути решения.
Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта