Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Дети          Детская психология и тесты            

Дети и кризис

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00


Дети и кризис


Дети и кризисВот уже год с лишним наша страна, как и весь остальной мир, переживает экономический кризис. Как сказывается он на детях? 
Сотрудники кафедры психогенетики МГУ в сентябре - октябре 2009 года опросили 129 детей-шестилеток, посещающих детские сады Москвы. Со всеми были проведены интервью. Детей спрашивали, знают ли они что-нибудь о кризисе, о его причинах, о том, кто им про него рассказал, что изменилось дома… 

Что отвечали дети? 

***
На вопрос «Ты знаешь что-нибудь про кризис?» большинство опрошенных детей ответило отрицательно. Например: «Только слышала, но о нем ничего не знаю. Я слышала, как кто-то ехал на кризис»«Я такое не знаю. Хотя слышала, но я не знаю, что это такое. Мама говорит, что это еще рано, вот вырастешь - расскажу»

Некоторые дети имеют какое-то представление о кризисе и чаще всего связывают кризис с отсутствием денег: «Ну… кризис это… ну… мало денег получаешь»«Когда денег меньше становится, а всё дороже становится, это и есть кризис»

От кого эти дети узнали о кризисе? Чаще всего от мамы («Мама все время говорит, что у нее кризис»), иногда - от бабушки. Кто-то услышал о кризисе по телевидению. А одна девочка узнала про кризис из взрослых разговоров:«Я слышала все время, кто-то говорит: Кризис! Кризис! Кризис!»

При ответе на вопрос, беспокоится ли у них дома кто-то из-за кризиса, дети чаще отвечали, что никто. Если они и говорили, что взрослые из-за кризиса беспокоятся («потому что на работе им мало денег дают»), то при этом указывали, что дома ничего не изменилось: «Нет. У нас так все хватает»;«Мало денег становится, хотя скоро у нас будет большой дом»




Одна девочка сказала, что кризис коснулся и ее лично: «Да, сейчас у нас в нашей семье идет кризис. У моего папы еле-еле на две вещи мои - для меня - хватило денег. На камешек, который продается только в субботы, и к нему папку и журнал, и еще большеголового, у него есть такая труба».

Что надо делать людям? Надо «начать зарабатывать деньги»«копить деньги». Один мальчик сказал, что надо «искать такую работу, где больше денег дают». А другой полагает, что делать ничего не надо, надо просто«ждать, пока пройдет кризис»

Детей спрашивали и о безработице. Оказалось, что все дети знают, кто такие безработные. Относятся они к ним по-разному. «Кто может стать безработным?» - «Ну, тот человек, который не хочет зарабатывать. Думает, что у него много денег. Потом опять придется ее находить и работать»«Тот, кто плохо работает»«Те, кто не слушает, что говорит начальник«Бывают злые безработные, которые вообще не хотят работать, только украсть»«Те, кто не любит работать»«Они в детстве ленились, не делали математику». Но безработными могут быть и другие: «А безработные хорошие или плохие?» - «Хорошие. Ну, они просто на работе что-то не то сделали, может». Кто-то считает их не виновными в потере работы: «Почему эти люди стали безработными?» - «Потому что, наверно, заболели»

На вопрос, могут ли их родители потерять работу и стать безработными, дети чаще всего отвечали, что не могут. Очевидно, дети считают своих родителей защищенными от потери работы, потому что думают, что они любят работать, хорошо работают (и в школе не ленились, математику делали!). Только единицы на вопрос «Кто может стать безработным?» ответили: «Все могут»




Интересные ответы были получены на вопрос «Может ли твоя семья стать беднее, чем сейчас?». 

В целом дети очень редко оценивали свою семью как бедную, чаще всего, как среднюю. Только один ребенок сказал, что его семья бедная, но и она«иногда бывает богатой, когда мы денег в дом приносим». А как богатую свою семью дети оценивали с оговорками - как не очень богатую, временами богатую и т. д. Очевидно, дети считают, что не очень хорошо говорить о том, что семья богатая. А один мальчик так прямо и сказал: «Не очень-то богатая, но и не очень-то бедная… По правде, я не хочу говорить, что богатая». - «Почему?» - «Лучше об этом не говорить»

На вопрос, может ли их семья стать беднее, дети обычно отвечали, что не знают. Некоторые с уверенностью говорили, что их семья беднее стать не может. Но некоторые посчитали, что может, но, как правило, с кризисом это не связали: «Ну, мы станем бедными, если будем тратить деньги на всякую развалюху или на всякие игрушки ненужные. И ничего не сможем хорошего купить». И только один ребенок сказал, что его семья может стать беднее из-за кризиса. 

Детей также спрашивали о том, счастливы ли они. Как правило, дети отвечали, что счастливы. И объясняли, почему: «Потому что у нас всё есть. Мама всё делает, что я говорю, конечно, не всё иногда, но не знаю, я счастлива. У меня даже большой домик игровой, где очень много игрушек»«Потому что мне с мамой повезло»«Просто так»

Несколько детей ответили, что не очень счастливы, но не могут сказать, почему. Некоторые дети признались, что для счастья им чего-то не хватает. Так, одна девочка сказала, что не совсем счастлива, потому что ей «не хватает внимания родителей». А мальчик ответил, что счастлив только иногда, и объяснил, почему: «Потому что меня заставляют заниматься… музыкой там, уроками»




На вопрос, счастливы ли другие дети, отвечали по-разному: «Другие дети счастливые, им дарят больше подарков»«Некоторые бывают счастливые, а некоторые немножко обижаются, немножко расстраиваются»«Некоторые очень богатые. Но не обязательно счастливые… Бывают бедные, но они счастливые»

Судя по ответам детей, мы можем сделать вывод, что кризис существенно не повлиял на их жизнь. Они в целом вполне благополучны, живут обычной детской жизнью. Они чаще всего о кризисе даже не слышали. Им кажется, что дома ничего не изменилось. Дети считают, что их родителям не грозит безработица, что их семья вряд ли обеднеет. Почти все считают себя счастливыми, у них всё хорошо. 

Но, возможно, такая картина характерна только для Москвы, в других регионах ситуация хуже, поскольку там кризис проявляется глубже, выше процент безработных, заметнее снижение материального уровня семей. И дети в той или иной степени не могут не испытывать последствия этого. (Но и в Москве, если придет новая волна кризиса, социальная ситуация развития детей может ухудшиться.) 

***
Американский психолог Глен Элдер и его коллеги в течение 40 лет наблюдали за развитием мальчиков и девочек, переживших годы Великой депрессии. Среди них были дети из семей, не пострадавших от депрессии, и семей, существенно пострадавших (в них среднее снижение семейного дохода в 1933 году по сравнению с 1929 годом превысило 40 процентов). 

В пострадавших от депрессии семьях многие отцы, потеряв работу, утратили положение в обществе и, соответственно, свой статус главы семьи. И вместо того чтобы принять этот удар судьбы как следствие общего экономического кризиса, стали обвинять себя в неспособности обеспечить семью. Они растерялись, избегали общения с женой и детьми, некоторые начали пить, из-за чего потеряли авторитет в глазах членов своей семьи, перестали быть для них опорой и защитой. И, наоборот, многие матери заняли место главы семьи благодаря тому, что менее эмоционально переживали экономические трудности. Нередко женщина оказывалась практически единственным кормильцем семьи, поскольку менее квалифицированную и менее оплачиваемую работу можно было легче сохранить. 
Такие матери заняли позицию лидера в семье, они самостоятельно решали большинство вопросов, распоряжались деньгами, часто даже не советуясь с мужем. В результате они стали в глазах детей более важными фигурами, чем отцы. 

Не все семьи смогли пережить это изменение семейных ролей и обязанностей. Во многих из них преобладало депрессивное настроение, осложнялись отношения между супругами, некоторые браки распались. 

Такая смена ролевых позиций в семье не прошла бесследно для детей. Отмечено, что в большей степени пострадали мальчики. Элдер объясняет это тем, что в раннем детстве, когда мальчикам необходим пример отца, они не могли получить его. Но и женщины не всегда легко переживали такие изменения в своей жизни. Многие матери становились авторитарными, раздражительными, испытывали чувство неудовлетворенности отношениями с мужем и детьми. Некоторые выработали у себя «комплекс мученицы», жертвующей всем ради семьи и детей. Они ждали и требовали ответной благодарности и уважения, но не всегда их получали, и из-за этого страдали еще больше. 

Самыми благополучными, эмоционально стабильными, дружными оказались семьи, в которых отцы, несмотря на потерю работы, сохранили свое лидирующее положение, уважение детей. Такое отношение к отцу во многом определялось отношением к нему со стороны матери. Дети из таких семей оказались более успешными в жизни. 

Те семьи, где все поддерживали друг друга, были вовлечены в общую деятельность, где дети старались по мере сил помогать взрослым (девочки помогали матери вести домашнее хозяйство, мальчики подрабатывали после школы), пережили депрессию менее болезненно. Они быстрее смогли встать на ноги, вернуться к прежнему уровню жизни после окончания депрессии. К тому же выяснилось, что Великая депрессия оказала на детей не только отрицательное влияние, - раннее вовлечение в трудовую деятельность, в жизнь взрослых способствовало развитию у них ценных качеств - ответственности, надежности, независимости, уверенности в себе, умения зарабатывать и тратить деньги. Эти дети обладали опытом адаптации к трудностям, они знали, что их жизнь зависит от них самих, они были более самостоятельными, могли успешно решать встающие перед ними проблемы. Во взрослой жизни они отличались большим стремлением к успеху, целеустремленностью, оптимизмом, большей ориентацией на семью и детей, высокими моральными принципами. 
При анализе влияния на детей другого крупного экономического кризиса - фермерского кризиса в США, который случился в 1970 году, - было выяснено, что больше всего пострадали дети, которые чувствовали равнодушие со стороны родителей и недостаток их теплоты. Те дети, которые были как-то вовлечены в совместную с взрослыми деятельность, чувствовали себя причастными к общему делу. Это способствовало формированию у них ответственности и ощущения личной значимости, приобретению уважения со стороны взрослых. Они были более успешными и активными в школе, реже демонстрировали проблемное поведение. Также обнаружилось, что для благоприятного развития детей в ситуации, когда семья пострадала из-за кризиса, оказались значимыми тесные связи с бабушками и дедушками, наличие с ними общей деятельности. 

Эти исследования показывают, что важным фактором, определяющим влияние экономических кризисов на детей, являются отношения в семье. Как указывал Элдер, влияние кризисов, как и других исторических событий, опосредовано взаимосвязями человека с другими людьми, люди сами конструируют свою жизнь путем поступков и действий, которые они совершают в сложившихся исторических условиях. 
Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта