Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 
Мир Тестов       Дети          Сон новорожденного            

Баю - баюшки - баю

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00


Баю - баюшки - баю


Баю - баюшки - баюУ меня есть свой, фирменный способ распознавания мам грудничков в магазинах – обычно они, задумавшись, катают взад-вперед магазинную тележку и напевают «баю-баю-аа-а», а заметив мою улыбку спохватываются, и смущенно улыбаются в ответ. Так что же такое колыбельная? 

История колыбельной началась на самой заре человечества, с тех самых пор, когда измученные недосыпом и больной спиной многодетные родители изобрели колыбель (люльку, зыбку), позволившую упростить укачивание ребенка. Независимо от конструкции колыбели: подвешена ли она была к потолку, или приделана к ножкам с закругленными полозьями, главным в ней было то, что ее можно было качать, покачивать («колыбать», «зыбку колыхати»). Причем качать колыбель надо было мерно, монотонно, с одинаковой амплитудой, именно это успокаивало, убаюкивало ребенка.

Так и родилась колыбельная, с простой, почти заунывной, мелодией, не позволяющей ребенку отвлекаться или разыгрываться, многократно повторяющимся припевом, наполненная ласковыми словами. Искусству петь колыбельные учились специально, девочка начинала укладывать спать («байкать) своих младших  братиков и сестер когда ей исполнялось пять лет, и называли таких девочек «баюкалки», «байкальщицы». Постепенно, методом проб и ошибок, нашим предкам становилось ясно, что главное в колыбельной – это мелодия, интонация, а вовсе не слова, для этого даже ударения в словах колыбельной подчинялись определенному, мерному, «укачивающему» ритму. Но вернемся к тому, о чем поется в колыбельных. 

«Бытовые» колыбельные рассказывают об обычной жизни, быте семьи (современные родители и сейчас, нередко, поют колыбельные в стиле «о чем вижу, о том пою»):

Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай, 
Чернолапа, не скули, ты мне Ваню не буди. 
Темна ноченька, не спится, наш Ванюшенька боится. 
Ты собачка не лай, мне Ванюшу не пугай.

 

Воспитательно-наставительные колыбельные рассказывают ребенку о правильной модели поведения в сложной ситуации, дают оценку такой ситуации родителями, как, например, в достаточно известной колыбельной про Волчка.





Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. 
Придет серенький волчок и ухватит за бочок, 
И потащит во лесок, под ракитовый кусток. 





К сожалению, чаще всего её так и поют, пропуская самую последнюю, и самую важную, «охранительную» часть колыбельной, в которой и заключена самая важная мысль – ценность детской жизни, обещание родительской защиты:

Ты, волчок к нам не ходи, нам Ванюшу не буди
У нас Ванечка один, мы его не отдадим! 





Колыбельные – наговоры, обереги пелись с целью привлечь, приманить невидимых существ, которые бы охраняли, берегли ребенка:

Ай, лю-ли, ай, лю-ли, 
Угомон тебя возьми, 
Угомон тебя возьми, 
Наша детка сладко спи.

Сюда же, пожалуй, можно отнести и целый цикл колыбельных про Кота, который приходит помогать заботится о малыше. Это связано с приписываемыми коту магическими возможностями – кот мог «наделить» ребенка долгим сном, отогнать «нечистую силу», усыпить ребенка мурлыканием, и даже «поработать» грелкой, если его положить в колыбель.

«Уж ты Котик - Коток, Котик – серенький хвосток, 
Приди Котик ночевать, нам Ванюшу покачать. 
Уж как я тебе, Коту, за работу заплачу: 
Дам кусок пирога, и кувшин молока. 
Кушай, Васька, не кроши, больше платы не проси» 

 

Впрочем, магические возможности приписывались и другим зверям и птицам, которые приходили в колыбельные. Птицы у древних славян символизировали вестников Бога, которые прилетали помогать с малышом. 

Колыбельные-пожелания, в которых мама рассказывает о счастливом будущем своего ребенка, его грядущем достатке, здоровье, радости пелись для того, для чего сейчас наши современники создают «альбомы желаний», и ходят на тренинги: чтобы дать человеку цель в жизни, и рассказать Мирозданию о том, что же от него хотят для ребенка:

«Баю-баю-баиньки, купим Ване валенки
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке
Будет Ванечка ходить, новы валенки носить» 

Используя слова "люли", "люшеньки-люли" в колыбельной, называя колыбельку - люлечкой, а малыша, который спал в колыбельке - лялей, лялечкой, наши далекие бабушки обращались к покровительнице новорожденных и проклюнувшихся ростков, славянской богине Лёле, дочери богини Лады, призывая ее на защиту малыша. 

Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией, она поддерживает связь между матерью и ребенком. Через колыбельную ребенок понимает, что он не одинок в этом мире. Современная наука подтверждает это: новорожденный узнает колыбельные, которые пела ему мама во время беременности и успокаивается. На Востоке говорят, что плохому человеку в детстве не пели колыбельных песен. 

В современном мире знания о колыбельных потускнели и растерялись, редкий родитель, мурлыкая себе под нос «баю-баюшки-баю», думает о магических котах, оберегах или древних языческих покровителях. Но колыбельные все также в ходу, их все также поют на ночь мамы своим детям, «колыхая» промышленную кроватку или укачивая на руках спеленутого ребенка, и все также под простую заунывную мелодию тянется тонкая ниточка от матери к ее ребенку, невидимая, но магически прочная.

 

 

Связаться с разработчиком  Связаться с разработчиком 

Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2016 MirTestoff.ru
  Карта сайта