|
|
|
Дата публикации: 2013-03-12 14:32:57
Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы
Шкалы: уровень развития группы (направление активности, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат) Инструкция к тесту: Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: • 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, • 4 – проявляется постоянно, но не так сильно, • З – не очень проявляется, • 2 – проявляется противоположное отрицательное качество, • 1 – сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Например: Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами. 5 4 3 2 1 У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. • 5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, • 4 – когда не очень выражено, • 3 – слабо выражено, • 2 – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, • 1 – стремление обособиться выражено ярко. Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
ТестНаправление активности 5 4 3 2 1 1. Группа активна, полна творческой энергии. - Группа инертна, пассивна. 2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии). - Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д. 3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели. - Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели. 4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности. - В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми. 5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. - Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя. 6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом. - У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом. 7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами. - У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. 8. Группу отличают устойчивые интересы. - Группу отличает быстрая смена интересов. 9 Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле. - Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле. 10. Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела. - Актив ведет группу на антиобщественные дела. 11. В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности. - Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", в ней пренебрежительно относятся к слабым.
Организованность 5 4 3 2 1 1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. - При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты. 2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. - Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня". 3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. - Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно. 4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. - В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада. 5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы. - Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели. 6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. - Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними. 7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и "прижиться", влиться в свою среду. - Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду. 8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. - Группа способна к согласованию своих действий. 9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. - Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. 10. Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования. К сохранению группы ее члены относятся безразлично. - Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему. 11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями. - Группа не имеет хороших, способных организаторов.
Интеллектуальная коммуникативность 5 4 3 2 1 1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов. - Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво. 2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению. - Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы. 3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. - В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. 4. Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. - В группе нет взаимопонимания при решении общих задач. 5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. - Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов. 6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. - Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям. 7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений. - Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. 8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. - В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках. 9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп. - Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп. 10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. - Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения. 11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков. - Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.
Психологический климат 5 4 3 2 1 1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе. - Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе. 2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия. - Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. 3. Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства. - Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний. 4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. - Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными. 5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. - В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. 6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. - В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д. 7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. - В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группыили способствующие этому. 8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность. - Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу. 9. Групповые эмоциональные "взрывы" в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения. - Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения. 10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности. - Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. 11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела. - Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.
Обработка и интерпретация результатов теста Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива: • Высокое развитие 180-220 • Хорошее развитие 140-179 • Среднее развитие 100-139 • Недостаточное развитие 60-99
Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива. Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ “групповой эгоизм”). Организованность – способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела. Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность. Правильная ориентировкакаждого школьника в жизнедеятельности класса, что значит, как писал А.С.Макаренко, “ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают”. Интеллектуальная коммуникативность – это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения. Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие). Эмоциональное единство – успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом. Разобщенность – ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению. Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности. |
|
Дизайн сайта:dim3d@mail.ru Copyright © 2021 MirTestoff.ru ![]() |
|