Общение - сложный многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами
(межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной
деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:
коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и
социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). [Краткий
психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.
Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.229].
Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения
подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
Авдеева Н.Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка //
Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической
конференции "Детство и творчество". - М., 1988.
Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 1999. -
534 с.
Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная
компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая
модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) //
Журнал практического психолога. - 1999. - №7-8.
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ,
1991. - 150 с.
Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения //
Проблема общения в психологии. - М., 1981.
Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении
//Личность. Общение. Групповые процессы. - М., 1991.
Амяга H.B. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками:
Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1989.
Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и
оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение
и деятельность. На рус. и чешск. яз. - Прага, 1981.
Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения //
Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С.
131-183.
Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика:
Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2002. - 432 с.
Антонова Н.В. Личностная идентичность педагога и особенности его
общения: Автореф. дис… канд. психол. наук. - М., 1995.
Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и
особенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. - № 6.
Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного
возраста и пути его активизации // Дефектология. - 1987. - № 4.
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. -
Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как
определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.:
ВЛАДОС, 1999. - 174 с.
Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. -
246 с.
Батищев Г.С. Единство деятельности и общения // Принципы
материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука, 1984. -
С. 194-210.
Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. - Киев: София, 2002. -
224 с.
Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как
условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. … канд.
психол. наук. - М., 2003. - 23 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -
М.: АСТ, 1998. - 397 с.
Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. -
М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 352 с.
Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -
М.: Наука, 1996. - 154 с.
Борисов А. Роскошь человеческого общения. - М.: Менеджер, 2000. -
176 с.
Браим К.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.
Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение (анализ через
синтез в процессе диалогического решения задач). - 2-е изд., дораб. -
Самара: Самар. Дом печати, 1999. - 124 с.
Буева Л.П. Общественные отношения и общение // Методологические
проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 136-150.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 325
с.
Васильева И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и
диалогических отношениях для психологии общения // Психологические
исследования общения. - М., 1985.
Войскунский А. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. -
М.: Знание, 1990. - 239 с.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. -
М., 1996.
Герт В.А. Общение как основа индивидуализации человека
(методологический аспект исследований): Автореф. дис. ... канд. филос.
наук. - Свердловск, 1982. - 24 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общение с ребенком. - М., 1995.
Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. - М., 1987.
Глозман Ж.М. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник
Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3.
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.:
Академия, 2002. - 199 с.
Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников
// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для
вузов. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 272 с.
Голубков С.В. Особенности организации педагогического общения при
различных типах профессионального отношения учителя: Автореф. дис. …
канд. психол. наук. - М., 2001. - 20 с.
Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о
невербальной коммуникации. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 240 с.
Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия,
2004. - 416 с.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение,
1990. - 144 с.
Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.:
Лениздат, 1990. - 174 с.
Дебольский М.Г. Психология делового общения. - М., 1992.
Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с
нарушением зрения. - Верхняя Пышма, 1997.
Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / Под ред.
Лебединской К.С. и др. - М., 1989.
Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности // Психология
формирования и развития личности. - М., 1981.
Дзугкоева Е.Т. Общение как условие социальной адаптации подростков с
ЗПР и без отклонений в развитии // Дефектология. - 1999. - № 2.
Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. - СПб.: Питер, 2002. -
192 с.
Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослыми 6-летних детей с
ЗПР // Дефектология. - 1988. - № 1.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.:
Просвещение, 1987. - 207 с.
Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис. ...
докт. психол. наук. - М., 2000.
Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //
Психологический журнал. - 1993. - Т14, № 4.
Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни
подростков // Возрастные и индивидуальные особенности младших
подростков. - М.: Педагогика, 1967. - С.305-318.
Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. -
М.: АСТ, 2002. - 363 с.
Емельянов Ю.Н Невербальное общение как форма материализации
межличностных отношений (к постановке проблемы) // Вестник
Ленинградского университета, 1983.
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. - Л., 1991.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения
учителя (Педагогика как практическая режиссура): Пособие для учителя /
Ред. О.М. Гутина. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 268 с.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М., 1988.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие
компетентности в общении. - М., 1991. - 96 с.
Зарецкая Е.Н. Логика речи менеджера. - М.: ФинПресс, 1997. - 352 с.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -
М.: Дело, 1999. - 480 с.
Зимняя И.А. Педагогическое общение как форма реализации учебного
сотрудничества преподавателя и студентов // Зимняя И.А. Психология
обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. - С. 42-60.
Зинин С.И. Психологические механизмы формирования профессионализма
педагогического общения в подготовке преподавателя-лингвиста: Дис. …
канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2004. - 192 с.
Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев: Наукова
думка, 1981. - 115 с.
Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М.: Ин-т психологии
РАН, 1994. - 237 с.
Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и
личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и
генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1976. - 146 с.
Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - СПб, 1997.
Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического
анализа. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 169 с.
Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения
воспитателя детского сада: Автореф. канд. дис. - М., 1989.
Исмагилова А.Г. Стиль общения // Интегральная индивидуальность
человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. - М., 1999.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.:
Политиздат, 1988. - 319 с.
Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //
Вопросы психологии. - 1988. - № 4.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение,
1987. - 190 с.
Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения.-СПб.: Питер,
2002. - 192 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно значимом
общении студентов // Вопросы психологии общения и познания людьми друг
друга. - Краснодар, 1979.
Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого
другого как субъекта общения: Автореф. дис.... канд. наук. - М., 1981.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение
и возрастные особенности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
Кольцова В.А., Мартин Л Личностные детерминанты общения в условиях
совместной деятельности // Психологические исследования общения. - М.:
Наука, 1985. - С. 207-219.
Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей педагогического
общения со свойствами разных уровней индивидуальности педагога //
Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические
аспекты. - Пермь, 1985.
Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу.
- Екатеринбург, 1995. - 31 с.
Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или всё о переговорах:
Пер. с англ. - Минск, 1995. - 160 с.
Костецкий В.Э. Динамика общения в условиях групповой дискуссии:
Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1991.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2-е изд. - М.:
Смысл; Академический Проект, 1999. - 279 с.
Лавриненко Н.М. Социальная психология и этика делового общения. -
М., 1995.
Лебединская К.С. и др. Дети с нарушениями общения. - М., 1989.
Леонов Н. Психология делового общения. Учеб. пособие. - М.: МПСИ,
2002. - 216 с.
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. -
С.106-123.
Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.:
Смысл, 1999. - 365 с.
Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального
общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения
у дошкольников. - М., 1974.
Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со
взрослыми у детей от рождения до семи лет: Докт. дис. - М., 1974.
Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. -
М., 1974.
Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами
содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. … канд.
психол. наук. - Н.Новгород, 2003. - 212 с.
Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. …
д-ра пед. наук. - Л., 1981.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.:
Педагогика, 1984. - 112 с.
Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как
проблемы общей и социальной психологии // Социально-психологические и
лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между
людьми. - Л., 1970.
Мясищев В.Н. Психология отношений / Под редакцией А.А.Бодалева. -
М., Воронеж, 1995. - 356 с.
Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами //
Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981.
Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988. - 127 с.
Нэпп М. Невербальное общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.
Пахальян В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в
старшем школьном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М.,
1981.
Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально- психологический
тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог //
Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
Пиз А. Говорите точно... Радость общения и польза убеждения. - М.:
Эксмо-Пресс, 2003. - 224 с.
Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т.Новикова. - М.:
Эксмо, 2007. - 223 с.
Познание и общение / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, М. Коул. -
М.: Наука, 1988. - 208 с.
Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности
подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.:
Наука, 1983. - С. 52 - 69.
Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М.: Наука,
1981. - 280 с.
Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В.
Беляева, В.Н. Носуленко. - М.: Наука, 1985. - 344 с.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред.
проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 326 с.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. - 2-е изд. -
М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.
Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.
Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.
В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
Разуван Е.И. Некоторые особенности делового общения умственно
отсталых школьников // Дефектология. - 1987. - № 4.
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. - СПб.: Питер, 2002. -
288 с.
Рахматшаева В. Грамматика общения. - М., 1995.
Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое
руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду
// Вопросы психологии. - 1984. - № 7.
Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004. - 335 с.
Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М.,
Новосибирск: Инфра-М, 1998. - 180 с.
Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со
сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения:
Дис. … канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2004. - 190 с.
Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблемы общения
в психологии. - М., 1981.
Сафонов B.C. Особенности доверительного общения: Автореф. дис. …
канд. психол. наук. - М., 1978.
Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и
познавательные характеристики общения. - Ростов н/Д, 1990.
Скрипкина Т.П. Доверительность в отношениях с окружающими как
специфическая характеристика общения в ранней юности // Общение и
формирование личности школьника. - М., 1987.
Скрипкина Т.П. Психологические особенности доверия к людям в старшем
школьном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1984.
Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного
диалога на уроках словесности. - М.: Флинта, Наука, 1999. - 232 с.
Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции
конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. - 1985. - № 4.
Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального
искусства (психолого-педагогическое исследование). -Н.Новгород, 1993. -
31 с.
Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность
обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С.
105-111.
Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии
предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни //
Вопросы психологии. - 1987. - № 3.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. -
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.
Станкин М. Психология общения. Курс лекций. - М.: МПСИ, 2000. - 304
с.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //
Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987. - С. 242-250.
Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль
общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Ин-т Психологии РАН,
1999. - 448 с.
Тесты для самодиагностики и самокоррекции стиля педагогического
общения: В помощь студенту-практиканту / Сост.: Е.П. Маринина. -
Н.Новгород: НГЛУ, 1999. - 37 с.
Тимченко О.В., Шапарь В.Б. По ту сторону стереотипов поведения:
психология общения. - Харьков: Прапор, 1997.
Тихолаз Т.М. Личность учителя как субъект педагогического общения:
Дис. … канд. психол. наук. - М., 1995. - 170 с.
Толстых А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. - М.: Педагогика,
1988. - 128 с.
Трегубова Н.А. Влияние стиля педагогического общения учителя на темп
умственного развития и учебные результаты младших школьников: Автореф.
дис. … канд. психол. наук. - Курск, 2002. - 19 с.
Фомин Ю. Психология делового общения. - Минск: Амалфея, 2003. - 448
с.
Фомина Н.В. Психосемантическая организация речевого высказывания
учителя в условиях личностно ориентированного общения с учащимися: Дис. …
канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 265 с.
Хараш А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной
деятельности. - М., 1987.
Хартли М. Язык жестов в деловом общении. - М.: Эксмо, 2003. - 224 с.
Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность // Психология: Учебник /
Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999. - 584 с. - С.291-293.
Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков:
Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1991.
Шапарь В. Гений общения или искусство быть разным. - Ростов н/Д.:
Феникс, 2004. - 512 с.
Шафранская К.Д. Психологические трудности общения лиц с
косметическими дефектами // Психология межличностного познания / Под
ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.
Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы
психологии. - 1991. - № 1.
Шейнов В.П. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.
Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. - СПб., 1998.
Шипицына Л.М. Навыки общения. - СПб., 2001.
Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц нарушением интеллекта. -
СПб., 2000.
Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред.
В.А. Лабунской. - Ростов н/Д, 1990.